Мастер класс «Играем – профессию выбираем»
методическая разработка
Обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_professii.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 7 "Созвездие"
города Чебоксары Чувашской Республики
Мастер класс
«Играем – профессию выбираем»
Подготовила:
воспитатель Бочкова Н.В.
Чебоксары 2018
Цель:
обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.
Задачи:
- совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий;
- поиск педагогических идей для развития способности понимать и принимать ценности труда на благо общества и личностного развития; - содействовать личностному самоопределению детей.
Оборудование: проектор, компьютер, столы для конструктора, наборы цветных палочек Кюизенера по количеству участников.
Раздаточный материал: буклеты с играми по профессиям.
Содержание мастер-класса:
Ведущий:
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию наш опыт по ознакомлению детей с профессиями.
Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации.
Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется:
- в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной,
коммуникативной, физической);
- в процессе специально организованных педагогическими работниками формах работы: педагогических ситуациях, экскурсиях, праздниках, развлечениях и т.п.
Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.
В нашем дошкольном подразделении задачи по ознакомлению с профессиями преимущественно осуществляются через метод проектов, который дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии, которые делают работу увлекательной.
Как вы думаете, с какими профессиями можно познакомиться, работая над проектом «Столовый этикет»?
Совершая экскурсии на кухню детского сада, конечно же, с профессией «Повар». Дети в реалиях видели, во что одет повар, его отношение к работе, процесс приготовления еды и особенно результат. Что повысило аппетит детей и уважение к труду повара.
А вот виртуальные экскурсии помогли нам узнать профессии пекаря, кондитера, официанта, заглянуть на фабрику по производству посуды. Было очень важно, чтобы ребенок видел процесс труда своими глазами.
На мастер-классах, которые проводили не только педагоги, но и родители, детей активно включали в интерактив: складывали салфетки разными способами, украшали торты, проводили чайную церемонию и т.д. Детям очень нравилось быть участниками трудового процесса, и было видно, что он приносил им огромное удовольствие.
Сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями как представителями различных профессий, развивает коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формирует понимание норм и правил общественного поведения.
Информацию о профессиях дети получают не только в детском саду (в процессе экскурсий, бесед, наблюдений, чтения, обсуждения, рассматриваний картинок, проведения театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных игр, педагогических ситуаций по овладению определенными умениями и элементами трудовой деятельности), но и за его пределами.
Реализуя проект «Секреты наших растений», дошкольники познакомились с такими профессиями как садовник, фармацевт, аптекарь, научились сами ухаживать за растениями, наблюдать за их состоянием, радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Детям было очень интересно делать для себя открытия, которыми они после делились с друзьями.
Проект «Музей волшебства» познакомил детей с профессиями работников музея, работников театра и мультипликации и т.д. Ребята сами пополняли музей экспонатами и с удовольствием были экскурсоводами. Им нравилось искать волшебные предметы, а потом использовать их для игр и театрализованных постановок.
Многие из вас принимали участие в акции « Чебоксарцы с рождения за безопасность дорожного движения». В связи с этим в наше дошкольное подразделение был приглашен инспектор ДПС. Используя занимательный материал и проигрывая различные ситуации, он проинформировал не только о нормах и правилах, которые должны соблюдать дети на дорогах, но и рассказал, какими качествами должен обладать представитель данной профессии, чем показал важность и серьезность этого труда.
Проведение праздников, тематических дней, досугов также способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Книжкина неделя», «Кинофестиваль» и т.д.) А работая над той или иной темой, проигрывая различные ситуации, иногда находишь те самые невидимые нити, которые объединяют людей разных профессий. Ведь воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но, может быть, первым шагом к будущей профессии ребенка.
Сегодня вашему вниманию мы хотим представить мастер-класс по теме «Играем – профессию выбираем» для детей старшего дошкольного возраста. Мы представляем один из вариантов нашей работы, где участвует воспитатель, инструктор по физкультуре и психолог.
Умение работать в команде очень актуально. Команда может решить задачи, которые для одного человека слишком сложны и трудоемки, тем самым можно варьировать идеи, процесс ознакомления и закрепления материала. Коллективная работа над проектом, конечно, не принесет вам таких лавров, как единоличное выполнение какого-либо задания, но эти проекты гораздо масштабнее и интереснее.
Возможно, вы увидите то, что уже используете в своей работе, а может быть что- то возьмете на заметку.
Мастер-класс «Играем – профессию выбираем» Воспитатель:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня, я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по миру профессий, где в конце пути, я думаю, мы сделаем коллаж о тех профессиях, которые нам встретятся.
Вас сегодня много, и я не знаю, как у вас сегодня начался день, с каким настроением вы пришли. Поэтому я вам предлагаю сыграть в игру «Здравствуйте!», тем самым я вам желаю здоровья и хорошего настроения.
1. Игра «Здравствуйте»
Цель: создание эмоционально-благополучной атмосферы на основе доброжелательности и взаимодействия друг с другом.
Ход игры: дети встают в два круга и двигаются под музыку по кругу, (круги двигаются в разных направлениях), как только музыка заканчивается, все останавливаются, поворачиваются к соседу по кругу и здороваются.
Звучит сирена пожарной машины (на экране фрагмент из мультфильма «Кошкин дом»)
Тили-тили, тили - бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух….
Ребята, у кошки случилась беда: пожар! Кого нужно позвать на помощь? (Пожарного).
По каким причинам случаются пожары? (ответы детей: спичками играли, не выключили плиту, утюг, короткое замыкание и т.д.).
Как Вы думаете, все ли могут быть пожарными? Какими качествами должен обладать пожарный? (ответы детей: храбрый, быстрый, ловкий, находчивый и т.д.)
2. Эстафета «Тушение пожара»
Цель: продолжать знакомить с одной из отважных профессий - пожарного, с необходимыми предметами для работы пожарного с трудовыми действиями через эстафету; развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям, развивать ловкость, меткость, быстроту, учить играть в команде, действовать сообща, по сигналу.
Оборудование: 2 шлема пожарного, 2 ведра, «огнетушитель», «пожарные шланги», 2 мягкие игрушки (животные).
Дети делятся на две команды по 5 человек.
- Первый игрок команды одевает шлем пожарного, бежит до «места пожара», имитируя пожарную машину, после чего возвращается обратно.
- Второй игрок команды добегает до указанного места с пожарным ведёрком, возвращается обратно.
- Третий игрок команды добегает до «места пожара» с пожарным шлангом, разматывает его.
- Четвертый игрок добегает до места пожара с огнетушителем, «тушит огонь».
- Пятый игрок с платочком у лица (от дыма) бежит, пригнувшись, до «места пожара» и спасает пострадавших.
После эстафеты команда победитель получает эмблему с профессией
«Пожарный»
Рекомендации: возможны варианты игры с мячом «Что нужно, чтобы потушить пожар» – дети встают в круг и, перебрасывая мяч, перечисляют предметы, необходимые для тушения пожара.
Воспитатель:
Пожар мы потушили, но вот беда: пострадала кошка. Ребята, для того, чтобы помочь пострадавшим при пожаре, куда надо обратиться? (ответы детей)
Людей лечат врачи, а кто лечит животных? (ответы детей)
Правильно, животных лечит специальный врач – ветеринар.
Конечно, вам знакома сказка К.И. Чуковского «Доктор Айболит» и вы помните, как он помогал зверюшкам? Ветеринар не только лечит, дает лекарства или делает операции, но и делает профилактические прививки, чистит уши, обрабатывает лапы. Ветеринарную клинику можно узнать по значку, на нем нарисована либо лапа, либо само животное. Давайте с вами поможем нашей кошке выздороветь.
3. «Ветеринар»
Цель: продолжать знакомить детей с разновидностью медицинских профессий, формировать представления детей о работе ветеринара, клиники и её функциях, учить подбирать и называть предметы для лечения и осмотра больных.
Оборудование: карточки с изображением различных предметов и медицинских принадлежностей.
На столе разложены карточки с различными предметами, лекарствами, медицинскими принадлежностями, нужно выстроить алгоритм оказания помощи кошке.
Каждая команда на столе выкладывает последовательность действий. После выполнения задания команда победитель получает эмблему с
профессией «Ветеринар»
Воспитатель:
Кошку вылечили, но вот новая задача. Нашей кошке надо где-то жить. У нее же сгорел дом. Как нам теперь ей помочь? (ответы детей: нужно построить новый дом)
А как? Как нам определится, какой нужно строить дом? Кто нам может помочь? (ответы детей)
Чтобы новый дом построить,
Или новый детский сад, На бумаге архитектор, План рисует и фасад.
Все начертит, посчитает
И покажет, что и как
Сколько комнат, где какая
Где подвал, а где чердак…
(стихотворение из книги «Большая книга профессий для самых маленьких», автор Г.П.Шалаева)
Архитектор – это одна из строительных специальностей. Для того чтобы быть архитектором, нужно знать много наук: и математику, и историю, географию и черчение и т.д. Ведь дом должен быть прочным и красивым. Дома – это украшение города.
И сейчас мы с вами будем архитекторами и создадим проект нового дома. А помогут нам в этом палочки Кюизенера.
Рекомендации: возможны варианты игры, например: по заданному количеству палочек и т.д.
4. «Проект дома»
Цель: развивать детское творчество, фантазию и воображение, мелкую моторику и конструктивные способности.
Дети берут палочки и выкладывают различные варианты домов.
Обсуждаем проекты и выбираем один для постройки.
После команда победитель получает эмблему с профессией «Архитектор»
Воспитатель:
– Ну вот, теперь, мы можем обращаться к другим строительным специальностям. Какие строительные специальности вы можете назвать? (ответы детей: сварщик, монтажник, каменщик, замерщик, плотник, плиточник).
Пальчиковая игра: «Строители»
Рядом с нами, за углом, Руки сжаты в кулаки.
Разжимать пальцы правой руки, начиная с мизинца.
Дружно строят новый дом: Руки сжаты в кулаки.
Разжимать пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Каменщик, маляр, электрик, Сгибать пальцы правой руки, начиная с большого.
Плиточник , сантехник Стукнуть кулаком правой руки ладонь левой
5. «Строители»
Цель: продолжать знакомить детей со строительными специальностями, технологией постройки дома, обогащать словарь расширять у детей опыт конструирования на основе готового плана, учить самостоятельно возводить постройку, воспитывать внимательность, доброжелательные отношения друг к другу.
Оборудование: набор конструктора (деревянный конструктор «Лего» разного цвета или конструктор из серии «Город»).
Ход игры: Дети под музыку стоят дома и помещают их в контейнер с песком. (Конструктор для постройки дети выбирают самостоятельно).
Пока дети строят, воспитатель может вести беседу.
Воспитатель:
- Рабочий день на стройке начинается очень-очень рано, а заканчивается поздно. Строители торопятся скорее построить здание, чтобы в нём могли поселиться люди. Строительство любого здания начинается с заливки фундамента, фундамент – это основа всего здания, он должен быть очень крепким, прочным. После того как залит фундамент, на стройке наступает затишье, так как фундаменту нужно время чтобы «набрать прочность». Следующий этап – возведение стен. Возводить их будут бетонщики и каменщики. Любое здание – жилое или промышленное – покрывается кровлей или крышей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Здание смотрит на нас пустыми проёмами окон. Этим займутся монтажники. Монтажник — это человек, который занимается установкой, соединением, закреплением и подключением различных строительных элементов, сантехники, систем вентиляции, теплосети, котлов, бытовой техники и т. д. Ну а самый последний этап – внутренняя отделка помещений. Кто же теперь будет работать на стройке, как вы думаете? (Ответы детей).
Ну, конечно, это маляры, штукатуры, плиточники.
После команда победитель получает эмблему с профессией
«Строитель».
Воспитатель:
- Вот и дом готов, да вот беда: как же пройти к дому? Того глядишь увязнешь в песке. Да и около дома некрасиво, пусто. Как вы думаете, к кому теперь нам надо обратиться. Есть такая профессия ландшафтный дизайнер, он занимается благоустройством территории на улице, она очень схожа с профессией садовник и даже архитектор.
6. «Украшаем улицу» (песочная терапия)
Цель: развивать коммуникативные навыки, восприятие, творческое мышление, гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, дать возможность для самовыражения.
Оборудование: набор разноцветных камешков, различных насадок для рисования на песке, набор деревьев, кустарников.
Ход игры: Представители команд подходят к своим контейнерам с домами и начинают на песке с помощью насадки прорисовывать расположение дорожек и растений. Затем оформляют каждый свою улицу. После команда получает эмблему с профессией «Ландшафтный дизайнер»
Отрывок из мультфильма «Кошкин дом»:
И готов наш новый дом!
Завтра будет новоселье.
На всю улицу веселье.
Тили-тили-тили-бом!
Приходите в новый дом!!!
Воспитатель:
– А какое же новоселье без угощенья. Предлагаю стать кондитерами. Это профессия существует очень давно и у каждого кондитера есть свои рецепты и секреты.
7. «Украшаем торт»
Цель: продолжать знакомить с трудовыми действиями кондитера, с предметами, необходимыми для работы, порядком выполнения трудовых действий, развивать фантазию и воображение, желание сделать приятное, вызывать положительные эмоции от собственного труда.
Оборудование: влажные салфетки, коржи, украшения для тортов, варенье, пластиковая посуда.
Две команды на подносе украшают торт.
После команда получает эмблему с профессией «Кондитер»
Воспитатель:
– Наше путешествие в мир профессий подошло к концу. Кошка жива и здорова, у нее красивый новый дом. А чтобы вы не забыли, какие нам профессии сегодня встретились, предлагаю наклеить все полученные эмблемы на наш коллаж.
Участники наклеивают эмблемы профессий на коллаж, где уже наклеены фотографии с изображением представителей профессий или профессиональными действиями.
Заключительная часть
Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению детей с профессиями. Мы надеемся, что наш опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Играем – профессию выбираем»
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию наш опыт по ознакомлению детей с профессиями....
Мастер класс «Играем – профессию выбираем»
Мастер класс «Играем – профессию выбираем»...
Мастер-класс "Играем - профессию выбираем"
Методическая работа...
Мастер-класс "Играем - профессию выбираем"
Мастер-класс "Играем - профессию выбираем"...
Мастер-класс "Играем - профессию выбираем"
Цель мастер-класса: расширение представления детей о разнообразии профессий, их роли в жизни людей...
Мастер - класс «Играем – профессию выбираем»
мастер-класс в средней группе...
Мастер-класс "Играем, профессию выбираем"
Задачи: совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий;учить понимать и принимать ценности труда на благо общества и личностного развития;- содействовать личностному са...