"Театрально-игровые технологии в детском саду"
статья
Театрально- игровые технологии в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernikova_tehnologii.docx | 154.24 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы №2 п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад»
«Театрально-игровые технологии в ДОО»
Воспитатель:
Черникова Т.В.
Театральное искусство близко и понятно детям, потому что в его основе лежит игра. Оно моделирует жизненный опыт дошкольников: развивает эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.
В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.
Главная цель использования театрально-игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности детей в зависимости от условий.
Одна из основных задач театрально-игровой деятельности – это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.
Опыт работы в этом направлении мною описан в моей авторской программе «Театральный дебют». Почти 10 лет назад в нашем саду была создана театральная студия «Дебют» с соответствующей развивающей предметно-пространственной средой. В этой студии и происходит встреча детей с миром театра.
В нашей дошкольной организации тандем музыкальный руководитель-воспитатель позволяет реализовывать на практике многочисленные интересные проекты в рамках театральной деятельности и создавать инновационные авторские разработки. Пример - театрально-игровая технология настольный круговой театр воспитателя Зароченцевой И.Д. (Рисунок 1). Он представляет собой вращающуюся сцену-диск, разделенную на четыре сегмента, каждый из которых оснащен декорациями к определенному сюжету сказок. В качестве героев используются куклы театра ложек. Такая необычная конструкция сцены позволяет показать детям не только сюжет сказки, но и все волшебство сценического искусства. Кроме того, этот театр может применяться в других образовательных областях: познание, развитие речи.
Ещё одна авторская театрально-игровая технология «Костюм Кукольника» была создана в нашем детском саду семь лет назад усилиями музыкального руководителя, воспитателей и родителей.
Этот костюм был воспроизведен по картинкам из книг об истории ярмарочных гуляний. В его основе – поясная ширма, которую одевал на себя уличный артист для разыгрывания интермедий. Такой театр развлекал публику в XVII веке, пока не появилась театральная ширма. Нами также был изготовлен и Петрушка – веселый и озорной герой всех театральных представлений.
Театрально-игровая технология «Костюм Кукольника» очень мобильна, она интересна детям тем, что на глазах у них разворачивается целое представление: сначала приходит Кукольник, знакомит детей со своими куклами, рассказывает о них, а потом выставляется ширма и начинается спектакль. Наш Кукольник дает представления и в помещении, и на улице. Без него не обходится ни один фольклорный праздник.
Для того чтобы дети подольше оставались в загадочном и волшебном мире детских проказ, нами была придумана и создана продуктивная в использовании и не затратная в изготовлении большая кукла-попона, предназначенная для двоих детей. Наша кукла-попона - корова Красава. Несмотря на её простоту, эта театрально-игровая технология очень востребована. Корова Красава выступала и на празднике молока, и в День смеха, и в цирковом представлении: она танцевала и мычала, участвовала в веселых инсценировках. В августе 2017 года мы доверили этому персонажу серьезную роль в спектакле «Три подарка» по одноименной сказке из фольклорного сборника нашего земляка Игоря Муханова «Подгорские сказки».
Кроме вышеописанных авторских театрально-игровых технологий в практической деятельности в нашем саду используется современная технология А.И. Бурениной и М.И. Родиной «Кукляндия». Эта технология представляет собой описание уникальных кукол и пошаговую инструкцию к действиям с ними. Также предложен богатый игровой репертуар. Для разыгрывания театральных этюдов в рамках технологии «Кукляндия» мы сшили «живые декорации», приобрели у авторов игрушки и перчатки для театра «Волшебные Гонзики» и комплект из 10 ростовых кукол. Это оснащение позволяет сделать театральные постановки, этюды, упражнения более эффективными и эффектными. Они также помогают стеснительным детям стать более раскрепощенными и преодолеть трудности в речевом общении. Благодаря этой театрально-игровой технологии у детей развивается фантазия и воображение.
На презентации моей авторской программы воспитанниками театральной студии «Дебют» было показано необычное выступление – живая презентация театрально-игровых технологий, применяемых в нашем детском саду. В виде карусели коллегам из Поволжского образовательного округа были показаны театральные этюды со всеми описанными видами театра.
Создание спектакля – это долгосрочный проект, в котором принимает участие целостный коллектив единомышленников – взрослых и детей. В процессе творческой деятельности каждому ребенку дается возможность почувствовать себя умным и талантливым. И таковым стать, и гордиться своими достижениями.
В нашей дошкольной организации творческая работа с использованием театрально-игровых технологий носит системный характер. Однажды создав пособие или применив технологию, мы продолжаем использовать апробированный опыт, совершенствовать его. Наш опыт одобрен и востребован среди педагогов Поволжского образовательного округа, которым мы с радостью делимся на практических семинарах, проводимых в нашем детском саду.
Список литературы
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду - М: Сфера, 2006
2. Буренина А.И. Театр всевозможного - СПб: 2002
3. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия:Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112 с.
4. Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №2 п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области
5. Черникова Т.В. Авторская программа по театрализованной деятельности «Театральный дебют» для детей 5-7 лет. – Самара, 2017 – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»
Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общес...
Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"
Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...
Кейс технология - современная образовательная технология в детском саду.
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании....
Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели
«Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели» И для коего не секрет, что здоровье взрослого челов...
Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".
В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...
Публикация.«Театрально - игровые технологии в детском саду»
Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса....
ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ
quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...