Театрализованная деятельность в ДОУ во всех видах деятельности в соответствии с ФГОС.
статья

Рудачинская Светлана Николаевна

Выступление на семинаре для воспитателей и педагогов ДОО с целью расширения знаний педагогов о театрализованной деятельности  дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_detey.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

               

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.»

Выступление на семинаре для воспитателей и педагогов ДОО музыкального руководителя МКДОУ «ЦРР – Пригородный детский сад» Рудачинской Светланы Николаевны

Цель:    

Расширить знания педагогов о театрализованной деятельности  дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.

Задачи:

1. Расширение  представления воспитателей о разновидностях театров для детей;

2. Закрепление  знаний  о способах организации  театрализованной деятельности в детском саду;

3. Развитие  креативности мышления и творческий подход к работе;

4. Развитие  способности эффективно взаимодействовать друг с другом.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.

« Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,

   а в игре он познаёт мир».

Театрализованная игра  активизирует его мышление,

тренирует память и образное восприятие,

развивает воображение и фантазию.

В игре ребёнок совершенствует свою речь:

осваивает богатство родного языка, его выразительные средства;

использует различные интонации, старается говорить чётко.

Современные исследователи считают, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности.

Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии.

Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации,

как  об игре ребёнка, так и о нём самом.

Театрализованная деятельность даёт возможность детям быть творческими личностями, способными к восприятию новизны,

умению импровизировать.

Нашему обществу необходим такой человек, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки,

имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено

верное решение.

                 Виды  театрализованной  деятельности:

1.Театрально-игровая деятельность. 

Направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческая. 

Включает в себя ритмические, музыкальные,

пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность.

Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции,

артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями),

расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. 

Призваны обеспечить условия для овладения дошкольниками

элементарными знаниями о театральном искусстве:

- Что такое театр, театральное искусство;

- Какие представления бывают в театре;

- Кто такие актеры;

- Какие превращения происходят на сцене;

- Как вести себя в театре.

5.Работа над спектаклем.

Базируется на сценариях

и включает в себя темы:

 «Знакомство с пьесой» (совместное чтение);

 и «От этюдов к спектаклю»:

- выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми;

-работа над отдельными эпизодами в форме этюдов

     с импровизированным текстом;

- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов; -  постановка танцев;  

-  создание эскизов и декораций;

- репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком;

--премьера спектакля;

- обсуждение его с детьми.

К работе над спектаклем широко привлекаются родители

(помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

                      Оборудование:

1.Театральная ширма; 

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый;

- плоскостной;

- конусный;

- би-ба-бо (перчаточный);

- фланелеграф;

- театр на лопатках;

- масочный;

- театр игрушек.

3. Детские костюмы для спектаклей.

4. Атрибуты для занятий и для спектаклей.

5. Декорации к спектаклям.

6. Книги и иллюстрации к сказкам.

ФОРМЫ  РАБОТЫ  СО  СТАРШИМИ  ДОШКОЛЬНИКАМИ:

1. Плановые  занятия 

( 1- 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут)

- игры-миниатюры, импровизации, этюды;

- упражнения по коммуникативному и эмоциональному развитию;

- просмотр кукольных спектаклей и обсуждение их с детьми.

2. Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком

( 1 раз в неделю не более 40 минут)

- подготовка ребёнка к игре, роли в спектакле;

- работа с отстающими детьми.

3.  Долгосрочные и краткосрочные проекты,

     участниками которых могут являться

- воспитатель;

- руководитель детского театра;

- музыкальный руководитель;

- дети и родители.

4.  Повседневная самостоятельная

     театрализованная    деятельность и ролевая игра

     с элементами театрализации

     в свободное от плановых занятий время, в процессе прогулок.

5. Театрализованные импровизации с куклами на занятиях

     по математике, развитию речи.

Старшему дошкольнику доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе « коллажа» из нескольких литературных произведений.

Например:

«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» или

«Новые приключения героев сказок Ш.Перро» и т. д.

Дети любят экспериментировать со звуками: стучат палочкой по железной крышке кастрюли или стеклянной кружке, так они пытаются услышать  «голос» предмета.

Я предлагаю вам побыть детьми и разыграть сказку.

Приглашаю 5 человек, желающих стать персонажами сказки,

а остальные коллеги могут выбрать музыкальные инструменты, в конце сказки мы сыграем в оркестре.

Персонажи готовы!

 Обратите внимание, что у вас есть музыкальные инструменты в разном количестве, с помощью которых вы сможете озвучить различные действия ваших персонажей.

Итак, Сказка-шумелка «Заюшкина избушка» начинается!!!

СКАЗКА – ШУМЕЛКА «ЗАЮШКИНА  ИЗБУШКА»

Действующие лица:

Рассказчик –  Светлана  Николаевна

Петушок –

Заяц –

Лиса –

Собака –

Медведь –

Рассказчик:     Жили-были лиса да заяц.

У Лисы была избушка ледяная (металлофон),

 а у Зайца – лубяная (ксилофон). 

Пришла весна, пригрело теплое солнышко,

у Лисы на крыше выросли длинные сосульки и закапали (треугольники). Домик у Лисы растаял и утек ручейком      (металлофон  gliss. 3 раза) 

Попросилась Лиса к Зайцу в дом переночевать,

 да и выгнала его из избушки (бубен 3раза).

Сидит Зайчик, плачет, и капают его слезки (треугольник маленький -  3раза).

Бежит мимо Собачка  (трещотка), увидела Зайчика и спрашивает:

Собака: Гав! Гав! О чём, Заинька, плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать! Была у меня избушка лубяная  (ксилофон),

а у Лисы ледяная (металлофон).

Пришла весна, у Лисы избушка растаяла, она попросилась ко мне переночевать, да и выгнала (бубен) меня.

Собака: Не плачь, Заинька, я тебе помогу.

Рассказчик: Подошли они к избушке и залаяла Собачка:

Собака: Гав! Гав! Гав! (трещотка)  Поди, Лиса, вон!

Рассказчик: А Лиса им с печи отвечает (Бубен) 

                          Как выскочу, как выпрыгну.

                          Полетят клочки по закоулочкам! 

Рассказчик:  Собака испугалась и убежала (трещотка).

Сидит Заинька, плачет, и капают у него слёзки (треугольник мал.)

 А навстречу ему – Медведь! (барабан) Увидел Зайчика и спрашивает:

Медведь: О чём, Заинька, плачешь?

Заяц:  Как же мне не плакать! Была у меня избушка лубяная (ксилофон),

              а у Лисы ледяная (металлофон).

             Пришла весна, у Лисы избушка растаяла,

              попросилась она ко мне переночевать да и выгнала (бубен) меня.

Медведь: Не плачь, Зайчик, я твоему горю помогу.

Рассказчик: Подошли они к избушке, Мишка как заревел:

Медведь:  Поди, Лиса, вон! (бьёт по барабану)

Рассказчик: А Лиса ему с печи отвечает:

Лиса: (бубен) Как выскочу, как выпрыгну,

                            Полетят клочки по закоулочкам!

Рассказчик:  Медведь испугался и убежал (барабан).

                    Сидит Заинька, плачет, и капают у него слезки (треугольник мал.). 

(кастаньеты) Идёт мимо Петушок – золотой гребешок!

Увидел Зайчика и спрашивает:

Петух:  Ку-ка-ре-ку! (кастаньеты) О чём, Заинька, плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать! Была у меня избушка лубяная (ксилофон),

             а у Лисы ледяная (металлофон).

             Пришла весна, у Лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне    переночевать да и выгнала (бубен) меня.

Петух: Не плачь, Заинька, я твоему горю помогу.

  Рассказчик: Подошли они к домику, а Петух как закукарекает:

Петух:  Ку-ка-ре-ку!

(поёт и бьёт в кастаньеты)

Несу косу на плечи,

Хочу Лису посечи.

Иди, Лиса, вон! Вон!

Рассказчик: Испугалась Лиса и отвечает:

Лиса: Одеваюсь! (бубен)

Рассказчик: А Петушок во второй раз как закукарекает:

Петух: Ку-ка-ре-ку!

(поёт и бьёт в кастаньеты)

Несу косу на плечи, Хочу Лису посечи.

Иди, Лиса, вон! Вон!

Рассказчик:  Лиса еще больше испугалась и отвечает:

Лиса: Обуваюсь! (бубен)

  Рассказчик: А Петух в третий раз как закукарекает:

Петух: Ку-ка-ре-ку!

(поёт, играют инструменты: кастаньеты, трещотка, барабан)

Несу косу на плечи, Хочу Лису посечи.

Иди, Лиса, вон! Вон!

Рассказчик:  Лиса испугалась, выскочила из избушки,

                            и в лес убежала. (бубен) Только её и видели.

А зайчик стал жить – поживать, да друзей приглашать, песни петь, танцевать, да на музыкальных инструментах играть!!!

 ПЛЯСКА   (Играет ОРКЕСТР)

А    вот  и  сказочке  конец, кто участвовал  -  молодец!!!

Вы можете вернуться на свои места.

Закончить нашу встречу хочется замечательными словами :

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций во всех видах деятельности детей.

Умение пргнозировать, обогащать знания, отражатьзакономерности в изучаемых предметах и явлениях....

Моделирование во всех видах деятельности ребенка дошкольного возраста.

Моделирование это интересно и увлекательно. Моделирование можно использовать во всех видах деятельности дошкольника (рисовании, лепке, аппликации, при ознакомлении с природой, в математике и развитии ...

Организация предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника и принципов построения ПРС в соответствии с ФГОС.

Организация предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника и принципов построения ПРС в соответствии с ФГОС....

Театрализованная деятельность в ДОУ во всех видах деятельности в соответствии с ФГОС.

Данная работа является основой систематизации знаний дошкольников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка посредством театрализованной деятельности....