Квест в мини-музее ДОУ : «Тайны оригами».
план-конспект занятия (старшая группа)

Державина Анастасия Геннадьевна

НОД способствует развитию  интереса к искусству оригами  посредством  представления  разнообразного материала экспозиции, выполненного в технике «Оригами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_origami.docx103.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД : « Квест  в мини-музее ДОУ :  «Тайны  оригами».

Цель:  вызвать интерес к искусству оригами  посредством  представления  разнообразного материала экспозиции, выполненного в технике «Оригами». 

Задачи

Образовательные:

-способствовать  формированию представлений у дошкольников об искусстве оригами ;

- уточнить значение  и активизировать в речи детей слова  оригами, оригамист, экспонат, модуль;

-совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по высоте), располагать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами;

- умение называть предмет определённой группы предметов.

Развивающие:  

-способствовать развитию тактильного и образного восприятия, координации тонких движений пальцев рук;

- развивать способности к концентрации внимания, творческие способности в процессе игровых моментов ;

- развивать умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:  

- воспитывать  умение  действовать в соответствии с правилами;

-способствовать развитию  умения  принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать, не ссориться, действовать в соответствии с правилами);

- вызвать желание принимать и оказывать помощь.  

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: экспозиция мини-музея детского сада.

Предварительная работа:  оформление  экспозиции, представленной   четырьмя  экспозиционными центрами, несущими максимальную смысловую и образную нагрузку.

 

Организационная структура

Вступительное слово воспитателя (экскурсовода).

 - Здравствуйте, ребята!  Сегодня я приготовила для вас сюрприз, который мне поскорее хочется вам открыть. Посмотрите на эту волшебную дверь, которая приведёт нас в необычное место.

Давайте сначала отгадаем с вами загадку, которая поможет нам войти туда.

(Наглядный материал Радуга-оригами)

ВХОД в мини-музей Оригами ЗАГАДКА:

- В небе радуга-дуга

Замыкает берега.

Расцветает все ясней

Чудо-краски светят в ней.

Пусть ответит тот, кто знает,

Или сможет сосчитать,

Сколько красок в ней играет,

Озаряя неба гладь. (дети называют семь цветов радуги)

Дети входят в мини-музей и рассматривают экспозицию

 

 - Ребята, из какого материала выполнены все экспонаты выставки?

-  Фигурки выполнены из бумаги.

-   Кто из вас знает, как называется техника складывания фигурок из бумаги без клея и ножниц?

- Эта техника называется оригами.

-  Ребята, я долгое время  собирала эти фигурки, их делали дети и взрослые, а теперь я представляю их вашему вниманию  для рассматривания и изучения. Кто из вас знает, как называется место, где собираются, хранятся, а затем выставляются для множества людей разные интересные предметы? Среди которых могут быть предметы старины, которыми сейчас мы не пользуемся, а возможно, они выглядят по-другому и поэтому интересны для нас. Это могут быть различные коллекции, выставленные в одном месте. Кто может подсказать, что это за место?

-Музей.

- Верно, сегодня   ваша группа превратилась в музей, где представлена выставка Оригами, где каждый музейный предмет выполнен из бумаги. Музейные предметы называются экспонатами. Ребята, как вы думаете, вы сможете сейчас сами создать такие  экспонаты из бумаги?

-Нет.

-Пока нет. Но сегодня вы сможете внимательно рассмотреть, подержать в руках и даже поиграть с некоторыми из этих предметов.  А ещё вы обязательно узнаете, как делали эти предметы, если откроете «Тайну оригами!» Эту тайну-оригами знает  журавлик – оригами. Но не каждому открывается эта тайна. Журавлик откроет нам тайну в том случае, если мы все вместе и дружно сейчас поиграем: выполним несколько его заданий и соберём ключ от шкатулочки, которую журавлик держит в своём клюве.  Ключ  состоит из десяти модулей,  схему которых вы будете получать, выполнив задание. Я предлагаю вам пройти в мастерскую. Здесь для каждого из вас приготовлен бумажный квадрат, из которого нужно сделать модуль. Один модуль у меня уже есть. Остаётся сделать девять. Но как сделать модуль, мы с вами тоже не знаем. Вы не заметили, случайно, когда проходили под радугой какой-то интересный предмет.

-Звезда.

-Верно. Именно на звезде журавлик оставил нам своё послание.

  • Итак, наша игра начинается. Нам нужно найти на нашей выставке

Центр экспозиции №1 «Животные на корабле»

Задание «Птицы, рыбы и звери».

  • Найдите среди центров выставки животных. Посмотрите, все животные плывут на одном корабле, а рядом почему-то клетки. Злой волшебник  Бумагун  схватил всех этих животных, хотел заточить их в клетки и увезти в свою страну, где бы они вечно ему служили. Посмотрите, небо осталось без птиц, море без рыб, а земля без зверей. Если мы с вами сможем назвать животных и поможем им найти свою среду обитания, свой дом, то чары Бумагуна  исчезнут. Ведь небо без птиц - не небо, а море без рыб - не море! И земля без зверей - не земля.
  • Молодцы, вы справились с первым заданием превосходно, вы получаете  первую подсказку.

Приглашаю вас в нашу мастерскую, где предлагаю ввести важное правило: сделал сам - помоги другу.

МАСТЕРСКАЯ: Выполнение  задания-подсказки №1

http://paperorigami.ru/images/bf-knizhka.jpg

  1. Сложи  квадрат пополам, совмещая две противоположные стороны, наметь линию, тщательно прогладь (линии сгиба проглаживаем от середины к краям ( указательный палец левой руки на столе, а указательный палец правой руки движется вправо, потом – наоборот повторяются движения). Получается «Книжка» (открытка)
  2. Разверните, поверните линией сгиба к себе и повторите этот шаг ещё раз.

- Следующий центр нашей выставки  называется «По порядку становись!»  Давайте, вместе найдём его.

Центр экспозиции №2 «По порядку становись!»

На столе хаотично расставлены три группы предметов разные по высоте: коробочки-оригами, кошки-матрёшки,

- Ребята, задание следующее: расставить предметы (коробочки, кошки-матрёшки и )  в ряд: от самого низкого до самого высокого и сосчитать их при помощи цифр. Предварительно вспомним  правило сравнения предметов по высоте: при сравнивании предметов используем приём приложения, т.е. «я

выбираю из оставшихся предметов самый низкий, сравниваю его со всеми предметами и ставлю рядом».

 Ребята, есть одно условие: так как у нас три группы предметов   задание  будем выполнять в группах. Разделитесь на три группы. Скажите, как можно разделиться на группы так, чтобы никому не было обидно?

- Можно договориться, уступить друг другу; можно разделиться по считалочке.

- Хорошо, я предлагаю вам вариант - разделиться на группы по жребию.  В зависимости от того, какую картинку вы вытянули – в эту группу идёте.  

МАСТЕРСКАЯ: Выполнение  задания-подсказки №2

http://iz-bumagi.com/wp-content/uploads/2015/05/bazovaya-forma-blinchik-2.jpg         http://iz-bumagi.com/wp-content/uploads/2015/05/bazovaya-forma-blinchik-3.jpg

  1. Найди  центр квадрата в месте пересечения линий сгибов;
  2. Подогни  углы к намеченному центру.

 Центр экспозиции №3  «Игрушки-оригами». 

  - Ребята, как вы думаете, какие экспонаты собраны в этом центре нашей выставки? Правильно - это игрушки. Открою вам секрет: если мамочка и папочка не могут по каким – то причинам купить вам игрушку - не расстраивайтесь! Игрушку можно сделать из обычной бумаги!

В нашем мини-музее  Оригами несколько игрушек-оригами. Посмотрите, можно ли их разделить на группы.

- Это лягушки - попрыгушки, игрушка-волчок и игрушка-пружинка.

-Испытание, которое мы с вами должны пройти называется «Кто дальше?»,  «Кто дольше?»

Я понимаю, что вам хочется поиграть всеми этими игрушками, но у нас мало времени, чтобы журавлик смог открыть нам тайну. Поэтому нам нужно выбрать только один вид игрушки, в которую будем играть. Если мы выбираем лягушку-попрыгушку, значит, соревнуемся   «Чья  лягушка дальше

прыгнет?». Если выбираем волчок, то узнаем «Чей волчок вращается дольше других, тот и выиграл». Предлагаю проголосовать и большим количеством голосов определить наше соревнование.

-Я думаю, что те ребята, которые сегодня победили обязательно помогут тем, у кого волчок остановился чуть раньше остальных ребят. Вы все большие молодцы, поэтому получаете третью подсказку.

МАСТЕРСКАЯ: Выполнение  задания-подсказки №3

b_f_v_zm_2.jpg     b_f_v_zm_3.jpg

  1. Расположите квадрат в форме ромба.
  2. К намеченой линии сложите нижний и верхний уголки

Центр экспозиции №4

- Ребята, в четвёртом центре представлены  удивительные  экспонаты, они отличаются от других. Как вы думаете, в чём их отличие?

- Для создания этого предмета потребовался ни один квадратный лист бумаги, а большое количество таких квадратов, из которых были  сложены одинаковые детали ( модули). Это техника называется  модульное оригами.  Детали при этом между собой не склеиваются, а вставляются одна в другую.

 Задание на данном этапе следующее: я буду загадывать загадку, а вы отгадывать и находить нужный экспонат.

МАСТЕРСКАЯ: Выполнение  задания-подсказки №4

1.Переверни деталь. Заверни уголок вверх.

2.Соедини левый и правый угол внутрь. Прогладь по намеченной линии.

- У каждого из нас получился один модуль от нашего ключа-звезды, соединяем их вместе. Теперь соединяем ручки ладошками вверх, вместе с

нашей звездой-ключом, закрываем глаза и ждём журавлика с его шкатулочкой.

    Посмотрите, ребята, в этой  шкатулочке  хранятся базовые формы оригами – это подсказки. Если вы научитесь их делать, то превратить обычный квадратик в любое  животное, игрушку-оригами или любой понравившийся экспонат сегодня на выставке  не составит для вас большого труда.

Ещё один важный момент: теперь, когда вы узнали тайну оригами, я хочу посвятить вас ребята в оригамисты.

- Как вы думаете, кто такие оригамисты?

- Сравните, пианист, хоккеист, машинист. Верно, это человек, который занимается созданием фигурок из бумаги.

Я подарю вам вот такого волшебного журавлика-оригами.  

Сегодня  вы впервые побывали в музее Оригами. Представьте, что вы пригласите маму и папу, бабушку и дедушку, о чём вы им расскажите.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...