Воспитательный потенциал чувашских народных игр
консультация

Иванова Татьяна Владимировна

Воспитательный потенциал чувашских народных игр

 

Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_chuvashskih_narodnyh_igr.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал чувашских народных игр

Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. 

Народные игры с производственными, бытовыми, спортивными и религиозно-обрядовыми сюжетами представляли собой начало трудовой и жизненной подготовки детей. В прошлом дети активно участвовали в обрядовой жизни: встречали и приветствовали масленицу, совершали обряд изгнания злых духов во время праздника вирĕм (сĕрен) и т. д.

Отношение народных педагогов к играм и веселью выражено наиболее ярко в словах песни: «Пока молоды, играйте, веселитесь, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться» (Çамрăк чухне выльăр, савăнăр, кулăр, кайран ÿкěнмелле ан пултăр). Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке детей, играли немаловажную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, готовили их к практической трудовой деятельности. Чувашское слово «вăйă» (игра) первоначально означало действия, требующие от играющего физическую силу: « Без силы и игры нет».

«Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В-третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.» [6, стр. 16]

Почти все игры были рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Так, существовало много разновидностей игр на испытание коллективной силы. Команды игроков формировались по ходу игры, завершающим этапом которой являлась борьба за перетягивание игроков из одной группы в другую. При этом перетянутый игрок боролся уже не за свою команду, а за ту, которая его перетянула. Это такие игры, как «Луна или солнце» (Уйăх е хĕвел), «Дочку замуж выдаю» (Хĕр памалла), «Тилирам» (Ал татмалла). Коллективный характер игр объясняется педагогическими целями, которые крестьяне ставили перед ними. Во-первых, с помощью коллективных игр приучали детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдению общих интересов. Во-вторых, игры содействовали возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признанию достоинств или осознанию недостатков, поощрению тех, кто показал высокий уровень физических качеств, порицанию тех, кто проиграл.

Особенностью детских игр было объединение в них детей примерно одного возраста, близлежащих домов или одной улицы. Состав игровых компаний был относителен, мог несколько варьироваться в зависимости от времени года. В летних играх участников было больше, чем в зимних. Примечательной особенностью народных игр является гибкость возрастной адресованности, каждый находит в них возможности реализации своих способностей и склонностей. Если в играх участвовали дети разных возрастов, то обычно старшие относились к младшим покровительственно.

Игры основывались на этических воззрениях участников, проводились при соблюдении уговора или правил. Они определяли весь ход игры, регулировали действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействовали формированию настойчивости, воли. Игры обеспечивали условия, в рамках которых ребенок должен был проявить те или иные качества. Например, в игре «Кошка и цыплята» (Кушакпа чăх чĕпписем) кошка ловит одного цыпленка, стоящего в конце вереницы и только после окончания песни. Игра требует ловкости и точности движений, умения ориентироваться в пространстве, слаженности коллективных действий.

Каждый участник игры должен был ее изучить и усвоить «обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда о нем могли говорить как о достойном участнике игры. При таком отношении к играм каждый участник привносил в них что-то свое, творческое. Это всегда высоко ценилось как основное достоинство игрока.

Воспитательное значение детских игр повышалось еще тем, что в их процессе применялась своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения обычно складывались из того, что победитель первым начинал следующую игру, получал право ведения игры, выбора партнера, назначения наказания проигравшему. Наказания в играх были самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди лошадей, выдергивать зубами колышек из земли. Своеобразным наказанием, особенно для стеснительных детей, являлось и то, что проигравший должен был станцевать или спеть в кругу участников.               

Большинство игр не требовало специального оборудованного места и материала, за исключением игр на развитие меткости и глазомера. В их числе следует назвать «Кули» (Кули), «В муху» (Шăналла) – разновидность городков, «Игры с ножичком» (Пекĕлле), «В бабки» (Ашăк) и др.

В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор.

Анализ и сравнение детских игр, произведений устного народного творчества показывает, что чуваши испытывали на себе влияние творчества соседних народов. Особенно чуваши дорожили дружбой русских, эта дружба проникала и в детскую среду. Такие игры, как «Жмурки», «Прятки», а также песенки «А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай» исполнялись наравне с исконно национальными. Перевод осуществлялся взрослыми и дети их хорошо воспринимали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал семьи.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимиз...

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Информация о праздниках, проводимых в Доу с использованием русского фольклора....

Консультация для воспитателей «Воспитательная роль русского народного творчества в развитии творческого потенциала малышей и его роль в социализации детей. Использование малых фольклорных форм»

В современной практике дошкольного образования  и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к...

«Воспитательный потенциал народной педагогики»

Консультация для молодых воспитателей...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Консультация для родителей: "Воспитательный потенциал народных культурных ценностей"

Консультация для родителей: "Воспитательный потенциал народных культурных  ценностей"...

Театрализованная постановка по мотивам чувашской народной сказки «Чăваш паттăăрĕсем хĕвеле епле çăлнă» («Как чувашские батыры спасали солнце»)

Дети учатся воспринимать произведения чувашского народного творчества, формируется умение проводить инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев....