Статья: Игры-драматизации в работе с дошкольниками.
статья
Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igry-dramatizatsii_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья:
Игры-драматизации в работе с дошкольниками.
Игра является основным видом детской деятельности, в процессе которой происходит формирование личности ребенка. Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. В играх драматизациях дети объединены общими переживаниями, они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива.
Игра-драматизация как сюжетно-ролевая игра имеет свои структурные компоненты: содержание, сюжет, роль, игровые действия. Игры-драматизации создаются по готовому сюжету, взятому из книги. При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.
Развитие игры-драматизации связано с развитием игрового действия. При этом игровые действия (плачет, как дед; скачет, как зайка) - одно из основных средств реализации сюжета, роли.
Большое значение в возникновении и развитии игр-драматизаций, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли, имеют:
-интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности;
-умение воспитателя стимулировать и развивать интерес к ней у детей;
-организация предметно-игровой среды;
-наличие у детей социокультурных умений и навыков.
Для успешного развития игр-драматизаций необходимо создание в группе обогащенной предметно-развивающей среды - центра детской деятельности «Театр» который включает в себя:
-различные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф
- элементы костюмов, маски, атрибуты для игры - драматизации
- книги (детская художественная, познавательная и методическая литература)
-атрибуты для организации театрализованных игр ( фланелеграф, ширмы)
-наглядное пособие (иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме театр).
Разумная организация театрализованной игры детей помогает педагогам выбрать наилучшие направления, формы и методы. Занятия в режиме дня, беседы, рассматривание картинок и иллюстраций. Решение проблемных ситуаций. Обсуждение и проигрывание ситуаций, использование музыкальных произведений, праздники, индивидуальная работа.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, включены в занятия. Желательно, чтобы все виды театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
При показе спектаклей важно, чтобы взрослый исполнял роль с интонационной выразительностью, так как воспитатель является самым активным участником игры. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения. С этой точки зрения удобно работать со сказкой: сначала ее читают целиком, затем обыгрывают фрагменты, одновременно ведется поиск выразительных интонаций и движений.
Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному»; многократно повторялся один и тот же содержательный момент, одни и те же игры на разных занятиях.
Роль одного персонажа поочередно исполняют, все дети. Если постоянно чередовать чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений, то игра для детей будет интересна долгое время.
Дети младшего дошкольного возраста еще не обладают достаточным речевым потенциалом для полноценного участия в театрализованных играх, однако именно в возрасте трех-четырех лет отмечается первичное освоение игры-драматизации. Для работы с младшим дошкольным возрастом подойдут простые русские народные сказки, главными героями которых являются животные, короткие сказки в стихотворной форме, также могут вызвать интерес у детей.
В своей работе я использую пособие М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», которое содержит тематический план работы и краткие сценарии занятий, освещает приемы и способы деятельности педагога.
Репертуар произведений на год для детей (3-4 лет)
Сентябрь | Знакомство | |
Потешка «Тень тень потетень» | ||
Октябрь | «Курочка Ряба» | «Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое» |
«Мы не просто ребятки, а ребятки – цыплятки» | ||
«Мышка бежала хвостиком махнула» | ||
«Курочка и цыплятки» | ||
Ноябрь | «Репка» | «Выросла репка большая-пребольшая» |
«Тянут-потянут вытянуть не могут» | ||
«К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали» | ||
«Дружно весело с охотой быстро справимся с работой» | ||
Декабрь | «Котенок, который забыл, как надо просить есть» (И Кипнис) | «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить» |
«Каждому хочется котеночку помочь» | ||
«Волшебная шкатулка» | ||
«Котеночек наелся молока, стол довольным и веселым он тогда» | ||
Январь | «Цыпленок» (К. Чуковский) | «Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень» |
«Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет» | ||
«Волшебный сундучок» | ||
«Мешок с сюрпризом» | ||
Февраль | «Как собака друга искала» | «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» |
«Очень жить на свете трудно без подруги или друга» | ||
«Собачке трудно, ей не спиться, с кем собачке подружиться» | ||
«Как собака друга искала» | ||
Март | «Почему кот моется после еды» (Литовская сказка) | «Воробей клевал зерно, кот хозяйский – цап его» |
«Воробей и кот» | ||
«Хитрый воробушек обманул кота» | ||
«Почему кот моется после еды» | ||
Апрель | «Теремок» | «Стоит в поле теремок» |
«В тесноте, да не в обиде» | ||
«Дайте только срок, построим теремок» | ||
« Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок». | ||
Май | «Лиса, заяц и петух» | «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» |
«Каждый хочет заиньке помочь» | ||
« Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» | ||
««Лиса, заяц и петух» |
Литература:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет: методические рекомендации/ Н.Ф. Губанова. – М.: Вако, 2016. – 256с.
3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [текст] /
Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева.
–М., 2003. –с. 104.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Информационные технологии в работе с дошкольниками".
Информационные технологии в работе с дошкольниками...
Статья " Арт-терапия в работе с дошкольниками"
В этой статье дается понятие, что такое арт-терапия. Используя методы арт-терапии, педагог дает возможность ребенку выразить свои чувства через рисунок, игру....
Консультация для родителей Игра-драматизация, как средство нравственного воспитания дошкольников
Консультация для родителей Игра-драматизация, как средство нравственного воспитания дошкольников...
Консультация для воспитателей "Игра-драматизация как средство нравственного воспитания дошкольников"
Игра драматизация как средство нравственного воспитания дошкольника...
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...