Статья: Игры-драматизации в работе с дошкольниками.
статья

Ожгихина Валентина Игнатьевна

Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry-dramatizatsii_v_rabote_s_doshkolnikami.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:

Игры-драматизации в работе с дошкольниками.

Игра является основным видом детской деятельности, в процессе которой происходит формирование личности ребенка. Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. В играх драматизациях дети объединены общими переживаниями, они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива.

Игра-драматизация как сюжетно-ролевая игра имеет свои структурные компоненты: содержание, сюжет, роль, игровые действия. Игры-драматизации создаются по готовому сюжету, взятому из книги. При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Развитие игры-драматизации  связано с развитием игрового действия. При этом игровые действия (плачет, как дед; скачет, как зайка) - одно из основных средств реализации сюжета, роли.

Большое значение в возникновении и развитии игр-драматизаций, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли, имеют:

-интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности;

-умение воспитателя стимулировать и развивать интерес к ней у детей;

-организация предметно-игровой среды;

-наличие у детей социокультурных умений и навыков.

Для успешного развития игр-драматизаций необходимо создание в группе обогащенной предметно-развивающей среды - центра детской деятельности  «Театр» который включает в себя:

-различные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф

 - элементы костюмов, маски, атрибуты для игры - драматизации

- книги (детская художественная, познавательная и методическая литература)

-атрибуты для организации театрализованных игр ( фланелеграф, ширмы)

 -наглядное пособие (иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме театр).

Разумная организация театрализованной игры детей помогает педагогам выбрать наилучшие направления, формы и методы. Занятия в режиме дня, беседы, рассматривание картинок и иллюстраций. Решение проблемных ситуаций. Обсуждение и проигрывание ситуаций, использование музыкальных произведений, праздники, индивидуальная работа.

Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, включены в занятия. Желательно, чтобы все виды театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

При показе спектаклей важно, чтобы взрослый исполнял роль с интонационной выразительностью, так как воспитатель является самым активным участником игры. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения. С этой точки зрения удобно работать со сказкой: сначала ее читают целиком, затем обыгрывают фрагменты, одновременно ведется поиск выразительных интонаций и движений.

Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному»; многократно повторялся один и тот же содержательный момент, одни и те же игры на разных занятиях.

Роль одного персонажа поочередно исполняют, все дети. Если постоянно чередовать чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений, то игра для детей будет интересна долгое время.

Дети младшего дошкольного возраста еще не обладают достаточным речевым потенциалом для полноценного участия в театрализованных играх, однако  именно в возрасте трех-четырех лет отмечается первичное освоение игры-драматизации. Для работы с младшим дошкольным возрастом подойдут простые русские народные сказки, главными героями которых являются животные, короткие сказки в стихотворной форме, также могут вызвать интерес у детей.

В своей работе я использую пособие М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», которое содержит тематический план работы и краткие сценарии занятий, освещает приемы и способы деятельности педагога.

Репертуар произведений на год для детей (3-4 лет)

Сентябрь

Знакомство

Потешка «Тень тень потетень»

Октябрь

«Курочка Ряба»

«Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое»

«Мы не просто ребятки, а ребятки – цыплятки»

«Мышка бежала хвостиком махнула»

«Курочка и цыплятки»

Ноябрь

«Репка»

«Выросла репка большая-пребольшая»

«Тянут-потянут вытянуть не могут»

«К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали»

«Дружно весело с охотой быстро справимся с работой»

Декабрь

«Котенок, который забыл, как надо просить есть» (И Кипнис)

«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»

«Каждому хочется котеночку помочь»

«Волшебная шкатулка»

«Котеночек наелся молока, стол довольным и веселым он тогда»

Январь

«Цыпленок» (К. Чуковский)

«Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень»

«Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет»

«Волшебный сундучок»

«Мешок с сюрпризом»

Февраль

«Как собака друга искала»

«Без друзей нам не прожить ни за что на свете»

«Очень жить на свете трудно без подруги или друга»

«Собачке трудно, ей не спиться, с кем собачке подружиться»

«Как собака друга искала»

Март

«Почему кот моется после еды» (Литовская сказка)

«Воробей клевал зерно, кот хозяйский – цап его»

«Воробей и кот»

«Хитрый воробушек обманул кота»

«Почему кот моется после еды»

Апрель

«Теремок»

«Стоит в поле теремок»

«В тесноте, да не в обиде»

«Дайте только срок, построим теремок»

« Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок».

Май

«Лиса, заяц и петух»

«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»

«Каждый хочет заиньке помочь»

« Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!»

««Лиса, заяц и петух»

Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет: методические рекомендации/ Н.Ф. Губанова. – М.: Вако, 2016. – 256с.

3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [текст] /

Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева.

–М., 2003. –с. 104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Информационные технологии в работе с дошкольниками".

Информационные технологии в работе с дошкольниками...

Статья " Арт-терапия в работе с дошкольниками"

В этой статье дается понятие, что такое арт-терапия. Используя методы арт-терапии, педагог дает возможность ребенку выразить свои чувства через рисунок, игру....

Консультация для родителей Игра-драматизация, как средство нравственного воспитания дошкольников

Консультация для родителей Игра-драматизация,  как средство  нравственного воспитания дошкольников...

Консультация для воспитателей "Игра-драматизация как средство нравственного воспитания дошкольников"

Игра драматизация как средство нравственного воспитания дошкольника...

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...