Консультация для педагогов «Алгоритм разработки проектов в ДОУ»
проект (младшая группа)
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. Один из вариантов - переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Алгоритм разработки проектов в ДОУ»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. Один из вариантов - переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности. Он осуществляется по следующим этапам:
Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.;
Комплексные блочно-тематические занятия;
Интеграция:
- частичная интеграция;
- полная интеграция;
Метод проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Деятельность воспитателя по подготовке проекта
Поставка цели проекта на основе изученных проблем детей.
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания для самостоятельного выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
Этапы реализации проекта
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
Исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
Ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Я и мама - друзья», «Любимые сказки»;
- групповые: «Космические путешественники», «Чтобы помнили»;
- индивидуальные: «Я на Олимпиаде в Сочи», «Опыты дома»;
- исследовательские: «Волшебница вода», «Мое здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Памятные места города Краснодара» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте - это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте - это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию 3. Формулирует задачу | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
Приобщать детей к процессу познания;
Формировать различные представления;
Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
Формирование эмоциональной заинтересованности;
Знакомство с предметами и действиями с ними;
Развитие мышления и воображения;
Речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
Осознание поставленной цели;
Овладение различными способами решения поставленных задач;
Способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
Поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности
Физическое развитие:
стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье;
Социально-коммуникативное развитие:
формирование способов общения через индивидуальные семейные проекты, например «Моя семья»;
Познавательное развитие:
обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповые проекты;
Художественно-эстетическое развитие:
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
овладение художественной деятельностью.
Старший дошкольный возраст
Задачи обучения:
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
Развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
Произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
Потребности в создании собственной картины мира;
Навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
Выявить проблему;
Самостоятельно искать нужное решение;
Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
Самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности
Социально-коммуникативное развитие:
развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
высокий уровень коммуникативной компетентности;
осознание функций речи.
Физическое развитие:
развитие осознанного отношения к своему здоровью;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.
Познавательное развитие:
систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
Художественно-эстетическое развитие:
углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
овладение различными видами художественной деятельности;
развитие способностей к эстетической оценке.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм разработки проекта
Проектная деятельность предполагает определенный алгоритм действий, который включает несколько последовательно выделенных этапов. Каждый них имеет свои задачи и предусматривает определенное содержание...
Алгоритм разработки проекта воспитателя ДОУ
Пошаговая последовательность работы над проектом...
Алгоритм разработки проекта
На сегодняшний день существуют разные типы проектов, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении: исследовательские, творческие, игровые, информационные и ...
Консультация для педагогов «Алгоритм разработки проектов в ДОУ»
В зависимости от интересов детей, их возраста и воспитательных задач, при оформлении театрального уголка, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть зам...
Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ "Алгоритмы разработки проекта в ДОУ"
Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ "Алгоритмы разработки проекта в ДОУ"...
Алгоритм разработки проекта и требования к написанию проекта (с использованием материала интернет-ресурса)
1. Деятельность воспитателя по подготовке проекта.2. Поставка цели проекта на основе изученных проблем детей.3. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).4. Привлечени...
Консультация для педагогов "Алгоритм участия в разработке структуры и содержания АОП ДО конкретного руководителя или педагогического работника"
Алгоритм участия в разработке структуры и содержания АОП ДО конкретного руководителя или педагогического работника....