Родительское собрание средняя группа на тему: «Вместе играем - речь детей развиваем»
учебно-методический материал (средняя группа)

"Вместе играем - речь детей развиваем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад  № 95» города Ярославль

Родительское собрание  в средней группе на тему:

«Вместе играем - речь детей развиваем»


Подготовили: Гуминюк  С.А.

Ярославль

Конспект

Родительского собрания с родителями детей 

 среднего дошкольного возраста в форме круглого стола

Тема: «Вместе играем - речь детей развиваем».

 Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

 Задачи:

  • создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
  • актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;
  • обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;
  • активизация речевого общения в семье.

Оборудование:  мнемотаблица Игрушки (2шт), мяч (1); набор мелких игрушек для обыгрывания (2 набора); игрушки: пирамидка, кукла, юла, неваляшка.

Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях.

Ход мероприятия

Воспитатель: Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

  Речь играет важную роль в жизни человека, а  речь наших детей  становится все более актуальной проблемой в нашем обществе

-  ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

Эти проблемы и их решение знает учитель-логопед нашего образовательного учреждения Елена Альбертовна.

  Одной из основных задач по развитию речи  является развитие связной речи у детей. Что такое связная речь?

Связная речь – это развернутое, последовательное  изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно и точно.

Связная речь имеет две формы:                                  

диалогическую  (разговор между двумя или несколькими людьми)        

монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.

Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Например:

 Совершенствуя диалогическую форму речи,  вам, родители  необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания

Это очень сложная форма речи для детей нашего возраста и  мы только    учимся этому. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, развитием мышления,   умением полно, связно, последовательно  передать содержание готового  текста.

Уважаемые родители,  как можно помочь  пополнить словарный запас наших  детей? Как вы думаете?

Чтобы продолжить работу по развитию связной речи, начатую в детском саду и  вырабатывать способность к связному рассказу,  надо  постоянно  стимулировать речевую активность детей , пополнять и  расширять словарь детей,  чтобы дети  излагали   свои впечатления  и т. д. Но для этого вовсе не обязательны специальные  занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Для этого используйте все, что ваш ребенок  видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

 -Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. - Развитие речи ваших  детей  происходит  не только в детском саду  в непосредственно образовательной деятельности  или при   чтении   художественной  литературе, но и в течение всего дня.

Поэтому, постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.  

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно , расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет,  выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь  детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

           Дорогие родители, давайте не забывать,  игра – основной вид деятельности детей. Поэтому,  чаще играя  с ребенком в игры дома, у детей будет  развиваться  речь, мышление, фантазию. Т.к. в  игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие  и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Сейчас мы с вами поиграем в  игры, которые можно использовать дома, играя,  вы будите развивать речевые способности у ваших детей.

Игра  "Цепочка слов" поможет обогатить словарь детей прилагательными.

Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас - это звено цепочки. Отвечая на вопрос можно взяться за руки и закрыть звено.

Например, исходное слово «игрушки». Я задаю  вопрос:

Воспитатель: игрушки, бывают какими?

Родитель: яркими, пластмассовыми, разноцветными...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, калейдоскоп, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть телевизор?

Родитель: черно- белым, новым, прямоугольным...

Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?

Родитель: дверь, стол, подушка... и т.д.

Игра "Скажи наоборот" расширит словарь детей антонимами.

Для этой игры вам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас вы сделаете круг и   превратитесь  в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду бросать каждому из вас  мяч и называть  слово, а вы, - говорить  наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Игра «Угощаю».

Сейчас разделитесь на пары: мама и ребенок.

Вы можете предложить ребенку: "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

Первая пара вспоминает сладкие слова, вторая -горькие, третья - кислые.

 Уважаемые  родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы и дома, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет получившуюся  сказку  своим родным: сестрёнке, бабушке, папе,  своей любимой игрушке. Это уже  первые шаги в овладении монологической речью.

Для придумывания новых сказок дома вместе  подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - зайчик, - домик...). Спросите у детей, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражанияКак другой вариант - можно попробовать составить сюжетный логический  рассказ, если каждый играющий будет добавлять по предложению. Интересно,  что у вас получилось?

Перед вами набор маленьких игрушек для обыгрывания. Разделитесь на 2 группы и создайте свой сюжет и расскажите нам свою придуманную сказку. Но каждый участник должен сказать свое предложение, чтобы сказка была последовательная, логическая.

Также очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Только почаще спрашивайте их об этом.

Вопросы родителей.

Вывод-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых  ( и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.

Желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гостиная для родителей в подготовительной группе «Вместе играем — речь детей развиваем»(Родительское собрание)

Гостиная  для родителей в подготовительной группе  «Вместе играем — речь детей развиваем»(Родительское собрание)...

Круглый стол для родителей «Вместе играем — речь детей развиваем»

Круглый стол для родителей «Вместе играем — речь детей развиваем»Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возр...

Родительское собрание в средней группе «Вместе играем - речь детей развиваем»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...

Родительского собрание в средней группе «Вместе играем - речь детей развиваем».

Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста....

Родительское собрание в форме круглого стола «Вместе играем - речь детей развиваем»

Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе- ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень мн...