Педагогический конфликт - как его предупредить и разрешить.
статья
Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют: «Он первый начал».
Но взрослые конфликты начинаются точно так же.
Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Конфликты между воспитателями и родителями.
Объективные и субъективные причины.
Объективные причины — например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация. В этом случае вам вряд ли удастся что-либо изменить, и лучший выход — забрать ребенка из детского сада и подыскать другой.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести:
· неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития своих воспитанников, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.
· если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.
· когда воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.
· страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.
· причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, — это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться—раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.
· некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? А почему тебе воспитательница положила одну котлету, а не две?" — будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют прежде всего негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение родителей обычно информируют о режиме, о вещах, которые нужно принести в сад, о том, как происходит оплата, какие существуют занятия. Но ни администрация, ни воспитатели в 90% садов никогда не говорят о своих педагогических воззрениях — о том, как регулируется жизнь в группе, как разрешаются конфликты между детьми, как можно заявить свою претензию воспитателю, если вы чем-то недовольны, как разрешить конфликт, если вы не находите общего языка с воспитателем. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов.
Воспитатель и его проблемы.
Часто у воспитателя не хватает знаний как работать с родителями! Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как,
во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним;
во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают;
в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме.
Путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место.
Можно ли свести конфликты к минимуму?
Первое — информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
Второе — показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку. В ней могут быть, например, такие слова: "В нашем детском саду не принято выяснять отношения между воспитателем и родителем в присутствии детей", "В нашем саду не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта". Если "прописать" эти правила, и вовремя познакомить с ними родителей, то многие конфликты просто не возникнут.
Третье — научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…". Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.
Еще одна проблема — обучение наших малышей.
Ведь именно с воспитателей, а не с родителей спрашивают результат работы по программе: например, все дети одной группы должны освоить программу пятилетних детей. При этом вклад родителей не учитывается. Это провоцирует напряжение, ведь предполагается, что все дети пришли равными. Если же воспитатель начнет осознавать все эти проблемы, он будет знать, почему у него накапливается раздражение по поводу родителя: я злюсь на то, что у меня не все дети одинаково продвинулись в обучении, и почему, собственно говоря, ребенок, который пришел ко мне с отставанием в год, должен так же успешно продвигаться? Здесь не виноваты ни я, ни родитель. После осознания подобных причин бессознательная агрессия в отношении родителя частично снимается. Очень часто у воспитателя возникают претензии к родителям по поводу того, что они не занимаются дома с ребенком. Особенно актуально это, например, в логопедических группах, где детям даются большие задания. Конфликтов хоть отбавляй! Но ведь родитель просто не умеет заниматься логопедией! Конечно, здесь необходимо пересмотреть всю систему, которая предполагает, что родители будут учить и доучивать своих детей дома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
К любой ситуации, складывающейся в детском саду, необходимо относиться спокойно, конфликтами вы только ее усугубите, сотрудничество и поиск компромиссов - это путь, который поможет быстро решить все проблемы
Родителям прежде всего нужно помнить, что детский сад не заменит вашего воспитания. Вы должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется. При вхождении в коллектив ребенок испытывает большое напряжение.
Родителям нужно показать пример как можно донести информацию в неконфликтной форме. Их понимание и помощь воспитателю могут выражаться в самых, на первый взгляд, простых вещах.
Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конфликты между воспитателями и родителями | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родители и воспитатели. Причины конфликтов в детском саду. Доверяя своего ребенка детскому саду, родители надеются, что малышу будет комфортно в новом коллективе. К сожалению, это не всегда так. Конфликты в детском саду были, есть и будут. Одно дело, когда конфликт происходит между детьми, и другое, когда родители детей конфликтуют с воспитателями .
Причины могут быть как объективными, так и субъективными. Объективными причинами являются недобросовестное отношение воспитателя к работе. Лучший выход из ситуации – забрать ребенка и подыскать другой садик. Субъективные причины имеют место быть как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним относятся неоправданно позитивные или же неоправданно негативные эмоции от детского сада.
Можно ли предотвратить конфликты в детском саду? Конфликты в детском саду можно предотвратить. Для этого родителям необходимо заранее рассказать о том, что будет происходить в дошкольном учреждении не только в плане распорядка, но и в плане педагогических воздействий. В дополнение к договору можно создать памятку для родителей. Она может содержать следующие утверждения: «В детском саду нельзя выяснять отношения между родителями и воспитателями в присутствии детей» или «В нашем саду нельзя делать замечания другим детям в отсутствие их родителей». И еще, воспитатели должны уметь правильно доносить информацию о детях их родителям. К примеру, донося до мамы ребенка нечто негативное, нужно сначала начать с положительных сторон: «Ваш мальчик здорово рисует, он замечательный, но есть один момент, который меня волнует…»
Конфликт – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте есть ли у вас пульс.
Д. Карнеги советует УЛЫБАЙТЕСЬ ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! Помните , что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени . Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы , и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни . 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция для родителей «Конфликты в семье. Избегать или разрешать?»
ссориться надо грамотно, вот несколько советов как это дела...
Аналитическая папка на тему: «Технология педагогического конфликта»
Технология педагогического конфликта – технология конструктивногоустранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего...
"Педагогические конфликты"
Суть, виды педагогических конфликтов. Способы их урегулирования....
"Педагогические конфликты"
Суть, виды педагогических конфликтов. Способы их урегулирования....
Решение педагогических конфликтов в детском саду
Необходимо знать причины возникновения конфликта, типы, виды, возможные последствия для того, чтобы использовать наиболее эффективные методы его разрешения....
Педагогические конфликты и способы их разрешения
Педагогические конфликты и способы их разрешения....
Педагогический конфликт - как его предупредить и разрешить
Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные цели, интересы и взгляды. Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явног...