«Основные психологические проблемы современного музыкального воспитания»
статья
В статье даны примеры проблем современного музыкального воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brahtyan_statya.docx | 16.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Основные психологические проблемы современного музыкального воспитания».
Перед современным музыкальным воспитанием сегодня стоит целый ряд этических проблем. Попробуем отметить хотя бы наиболее важные из них.
В первую очередь к ним следует отнести проблему мотивации музыкального воспитания. Если в педагогике древних цивилизаций или Средневековья необходимость музыкального воспитания не вызывала сомнений, то впоследствии, особенно начиная с Нового времени, роль музыки в воспитательно-образовательном процессе стала уменьшаться, и в последние десятилетия XX века проблема мотивации приобрела особую остроту. Происшедшие процессы свидетельствуют о том, что нарушена гармония между воспитанием и образованием. В погоне за объемом информации, за углублением определенных, так называемых, более «практически-значимых» знаний упущена забота о формировании нравственного мира ребенка и подростка. Преподаватели музыки зачастую сталкиваются с недооценкой значения предмета «музыка» на всех уровнях: как в педагогической среде, так и со стороны родителей.
Одним из доказательств необходимости музыкального воспитания, полноправного существования музыки среди других предметов школьного цикла является история возникновения искусства и опыт педагогики, начиная с древних цивилизаций. Если исходить из положения о преемственности культурных традиций – как основы развития человечества, то необходимо признать всеобщность музыкального воспитания высокого уровня.
Издревле музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась ведущая роль в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. С одной стороны, это связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику, с другой – со способностью музыки, как никакого другого вида искусства, моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека на уровне сознания и подсознания, наконец, с ее исключительно сильным нравственным воздействием на эмоциональную сферу и духовный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
Нельзя забывать и о компенсаторной функции музыки. Большая нравственная и психическая нагрузка в современной жизни, ее стремительные темпы в совокупности с тотальной технизацией, пагубно влияют на нервную систему людей, особенно детей. Компенсаторная роль музыки заключается в том, что она дополняет недостаток в удовлетворении базовых потребностей в сфере подсознания. Музыка способна доставлять удовольствие, приносить духовное очищение – и в этом ее главное предназначение.
В философских и педагогических трактатах прошлых веков говорилось о смягчении и облагораживании нравов под воздействием музыки. Но знали и другое, что влияние музыки может быть как положительным, так и отрицательным, способным будить в подсознании низменные инстинкты. Произведения искусства создавались строго по законам красоты и благотворного влияния на психику. Это лежало в основе художественного метода. Ныне всеобщий для музыки закон гармонии и красоты, о котором писал Моцарт, нередко игнорируется.
Существует, так называемый коэффициент вариаций, суть которого заключена в том, что звуковую информацию несет акустический поток, частотные и амплитудные характеристики которого различны. Если данные звукового сигнала таковы, что на определенных малых звуковых отрезках акустический поток не меняет своих физических характеристик, вариации в изменении его энергии очень низки, то этот звуковой сигнал стимулирует разобщение, нарушением связей между правым и левым полушариями мозга.
В произведениях классической музыки коэффициент вариаций обычно выше 30%. Например записи Марии Калласс содержат 89% коэффициента вариаций. Подобный акустический поток носит творческий характер, стимулирует работу воображения и т. д. Коэффициент вариаций репертуара дискотек не выше 19%, а некоторых групп – 0,2. 0,3 %. Эксперименты подтвердили, что у человека повышается давление, ухудшается кровоснабжение мозга. Громкость при подобном звуковом потоке должна увеличиваться. Предел возможного, который может воспринимать человек без риска для жизни – 90 -100 децибел.
Изменения, происходящие в организме человека, равноценны влиянию алкоголя в чрезмерных дозах или наркотиков. Индийские, тибетские шаманские ритмы, связанные с ними ритмы рок-музыки, оказывают воздействие на «третий глаз» – шишковидную железу в центре головного мозга (эпифиз), в результате чего происходит ломка психики.
Проблема эта обостряется и тем, что в XX веке образовался исключительно большой разрыв между академическим и массовым искусством. Еще в 1920-е годы Б. В. Асафьев писал «об отрыве профессионального творчества от слухового восприятия масс» /Асафьев Б.,1973/. Сегодня эта проблема встает по-новому: чрезмерное увлечение рок-культурой делает молодых людей невосприимчивыми к иному музыкальному языку.
Понятие «бытовая музыка» всегда было очень разнообразным. По словам Б. Асафьева, бытовая музыка сопровождает человека «от колыбели – до похоронного марша». В последние годы жанровый объем бытовой музыки чрезвычайно сузился. В результате дети подсознательно воспитываются односторонне. Сегодня, как никогда, актуальна китайская поговорка: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки, не имеющий чистой и светлой музыки народ, обречен на вырождение».
Усложняет музыкальное воспитание и чрезмерная перегруженность и «загрязненность» бытового музыкального фона, который также является одной из важных составляющих музыкального воспитания. Это обусловлено обилием малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры. Данный процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей. Встает проблема этического отношения к музыке. Значение музыки как бытового фона сегодня велико, как никогда, а это снижает ее высокие нравственно-воспитательные и познавательные функции.
Наконец, нельзя не учесть, что ныне во всем мире стоит задача сделать общее образование (и не только общее) более эффективным и музыкальное воспитание должно сыграть в этом процессе значительную роль.
Сегодня в результате постоянных контактов со сверхмощными звучаниями у большинства современных ребят произошла адаптация к избыточным децибелам. Кто «помог» им установить такую «норму» – вопрос многозначный. Но данное явление аномальное. Эти дети музыкальному воспитанию практически не поддаются.
Ныне явно стоит проблема в экологии человеческой психики и искусства музыки. Подобно тому, как люди оценивают загрязненность окружающей среды, радиоактивный фон, приучают малышей с первых лет жизни к правилам гигиены, они должны решить вопрос: насколько громкой может быть звучность музыки, особенно для детей? И поставить точки над i в этом вопросе.
Все перечисленные проблемы связаны и с музыкальным образованием, так как будущее музыкального искусства напрямую зависит от того, появится ли широкий круг просвещенных любителей музыки, или академическое искусство будет необходимо только небольшой группе эстетов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого роди...
Импульсивность, агрессивность и тревожность детей ДОУ – важнейшая психологическая проблема современного общества
Актуальность. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в наше время количество детей с личностными особенностями, такими как импульсивность, агрессивность и трево...
Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания.
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкива...
Основные психологические проблемы (школьная дезадаптация, неуспеваемость, нарушения поведения) детей и подростков с ОВЗ в образовательной организации.
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....
Основные психологические проблемы детей дошкольного возраста.
Основные психологические проблемы детей дошкольного возраста...
Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в услови...