Доклад "Ценности и проблемы современного семейного воспитания"
статья на тему

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                                                           

                           Доклад на тему:

                                               

                                         «Ценности и проблемы

                 современного семейного воспитания»

                                                                                                       Составила:

                                                                                               воспитатель д/с №36

                                                                                               Галявиева Е. Н.

                                                         г. Нижнекамск, 2015г.

Как часто слышим мы: «У хороших родителей вырастают хорошие дети»,  и  затрудняемся объяснить, что же это такое – хорошие родители.

Некоторые родители, особенно молодые, думают, что хорошими можно стать, если изучить специальную литературу или овладеть особыми методами воспитания. Безусловно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, утверждающие, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую судьбу?

 Но можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если и прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, часто сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Нередко подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение  психическом здоровье детей.

Из всего выше сказанного следует, что  ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному воспитанию детей.

Но ведь именно личность родителей играет значимую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что именно к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту.

Именно поэтому первая и основная задача родителей – создать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только если ребенок уверен в родительской любви, возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение лишь любовь способна научить любви.  

         Некоторые родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает об этом, это приводит к избалованности, эгоизму,  себялюбию.

 Нужно  категорически  отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают  при   недостатке   любви,   когда   создается  некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности, контакта.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

                                                                 1

              Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

           Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Наиболее    существенная    характеристика диалогичного   воспитывающего   общения   заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания.

    Равенство   позиций   отнюдь   не   означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти  до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания "тонких истин детства". Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

    Постоянное    тактичное    всматривание,    чувствование  эмоционального состояния,  внутреннего мира ребенка, в происходящие в нем изменения,    в    особенности    его    душевного строя - все это создает основу для глубокого

взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте. Но есть ещё одна форма общения  Это – принятие ребёнка.Что это значит? Признание права ребенка на присущую ему индивидуальность,   непохожесть   на   других,   в   том числе непохожесть на родителей.

 Принимать ребенка  -  значит  утверждать  неповторимое существование      именно   этого   человека со всеми   свойственными   ему   качествами.   Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном  общении  с   ним?   Следует       категорически       отказаться       от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

     Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое негативное высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.

     Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не "люблю, потому что ты - хороший", а "люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть".

    Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков "соучастия сердца". Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.        Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям.        

Дети, взрослея, все более приобретают желание   отдаления   этой   связи,   родители   стараются, как можно дольше ее удержать.  Родители хотят   уберечь   молодежь   перед жизненными опасностями, поделиться своим  опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт даже ценой  потерь, хотят сами узнать мир.  

Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребёнка.                                                                      

Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в

                                                                          2

той или иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные шаги, а первое         "Я - сам!", выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада?        Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции.

Решение этой задачи, а именно, предоставление ребенку какой-либо меры

самостоятельности регулируется, прежде всего, опытом ребенка, приобретаемым им в ходе развития новых навыков, способностей и возможностей взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем многое зависит от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей этой сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребенка.

                                                                        3

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитатние детей в семье:особенности, проблемы, психология семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие...

Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в современном семейном воспитании дошкольников».

«Семья  - это не только родители и дети. Большую  или меньшую роль в ней часто  играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с се...

Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания.

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкива...

«Основные психологические проблемы современного музыкального воспитания»

В статье даны примеры проблем современного музыкального воспитания....

Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в услови...

Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс МБДОУ ИК технологий.https://disk.yandex.ru/i/0MLjxAFsU96jKA...

Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкива...