"Интеграция игровой и познавательной деятельности в образовательном процессе ДОУ"
консультация (младшая группа)
Выступление на заседании городского методического объединения «Карапуз»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup_gmo.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Оленёнок» город Муравленко ЯНАО
Выступление на заседании городского методического объединения «Карапуз» на тему:
«Интеграция игровой и познавательной деятельности в образовательном процессе ДОУ»
Богулян С.С.
воспитатель,
первая квалификационная категория
2016 год
Выступление на заседании городского методического объединения «Карапуз» на тему:
«Интеграция игровой и познавательной деятельности в образовательном процессе ДОУ»
«Правильно организованное обучение «ведёт»» за собой развитие»
Л.С. Выгодский
«…Для каждого ребенка находится любимая кукла или игрушка. Игра выливается в творчество: малыши становятся сказочными героями, а куклы в их руках помогают передавать мысли и чувства».
В.А. Сухомлинский
Сегодня в обществе идёт становление новой системы российского дошкольного образования.
Одним из основных принципов дошкольного образования ФГОС является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра.
Рассмотрим интеграцию определенного направления развития и образования детей (образовательную область по ФГОС) – познавательное развитие и игровую деятельность.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий; развитие воображения, творческой активности; формирование первичных преставлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое и др.) о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме для людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Конкретное содержание образовательных областей зависит также и от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности ( игре, познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности ,непосредственная образовательная деятельность, творческая деятельность и т.д.)
Для детей младшего дошкольного возраста– ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игра с правилами, дидактические игры, подвижные игры и др. виды игр.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных НОД, но и так же в игре, дающей ребенку: «применить» на себя важнейшие социальные роли, быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества), прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Значение игры при правильном руководстве становится: способом обучения (познания), деятельностью для реализации творчества.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: знания методики игровой деятельности, профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными играми, учета возрастных и индивидуальных возможностей. На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала, в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Главная цель игры – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий и уровня развития детей.
Задачи игры:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность.
Игровые познавательные мероприятия проходят в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности. Игра помогает детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, малыши легче усваивают познавательный материал любой сложности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставиться в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игра и упражнения формируют одно из интегративных качеств или знание из образовательной области.
Одна из основных форм осуществления интегрированного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интегрированные НОД. Нас объединяют различные области знаний, содержание которых я отбираю, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Данные формы интеграции имеют наиболее эффективный положительный результат. Целостно-интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания, обобщенные умения. Согласно принципу интеграции, развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений, НОД, но и при организации всех видов детской деятельности: через физкультминутки, дидактические игры, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и др.
Педагог целенаправленно организовывает образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и действие и пр.) Такой подход не только стимулирует развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. С другой стороны, в процессе образовательной деятельности следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей.
Вывод: проблема интеграции дошкольного образования очень важна, ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, (ФГОС), предъявляемыми к детскому саду. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Реализация интеграции на практике будет успешной только тогда при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.
Своё выступление хочется закончит такими словами замечательного педагога дошкольника Т.С. Комаровой « С детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности».
«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности»....
"Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе игровой и познавательной деятельности"
Цель: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога с дошкольниками по развитию интеллектуальных способностей в процессе игро...
Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности в образовательном процессе ДОУ.
Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяет...
Конспект НОД по образовательной области «Социализация» с интеграцией игровой и коммуникативной деятельности на тему «Накормим куклу кашей» 1 младшая группа
Конспект НОД по образовательной области «Социализация»с интеграцией игровой и коммуникативной деятельности на тему «Накормим куклу кашей» 1 младшая группа...
ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном ...
ДОКДАД «ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для эт...
ДОКДАД «ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для эт...