Доклад из опыта работы Тема "Развитие сенсомоторных качеств руки ребёнка в процессе обучения мозаики"
материал

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Выступление на районной конференции: "Формирование культуры личности у детей дошкольного возраста". Сенсомоторные качества руки ребёнка, как показывают психолого-педагогические исследования, развиваются с помощью изобразительных видов деятельности: рисования. лепки, аппликации. Одной из художественных техник, которая доступна и интересна детям, является мозаика. Работа с мелкими предметами положительно влияет на развитие мелкой моторики рук, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konf_mozaika.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

         МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск»

Выступление на районной конференции

«Формирование культуры личности

у детей дошкольного возраста»

Тема:

«Развитие сенсомоторных качеств

руки ребёнка

в процессе обучения мозаики».

(из опыта работы)

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Бусовикова О.В.

2016 г.

        Дошкольный период – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, именно в этот период появляется стремление постигать окружающее и себя. Ребёнок открыт всему миру. Он усваивает огромный объём информации. Очень важно своевременно заложить основы полноценного развития ребёнка, успешность которого, в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.          

        В его структуре одним из ведущих являются сенсомоторные качества руки, которые, по определению известных учёных – психологов: М.М. Кольцовой, Н.Н. Новиковой, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерева и др., непосредственно связаны с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

        Сенсомоторные качества руки ребёнка, как показывают психолого-педагогические исследования  развиваются с помощью изобразительных видов деятельности рисования, лепки, аппликации. Одной из художественных техник, которая доступна и интересна детям, на наш взгляд является мозаика.

           Мозаика – это искусство подражать живописи набором мелких кусочков одного или нескольких различных материалов: стекла, древесины, камней,  металлов, пластмассы и т.д. 

         Работа с мелкими предметами положительно влияет на развитие мелкой моторики рук, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

         Мозаика – оказывает влияние на восприятие, воображение, память, мышление. Учёные отмечают, что если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук в работе с мозаикой является важным фактором, стимулирующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, и что не менее важно, мощным средством развивающим мышление.

        Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».

        Известные педагоги: Т.Г. Казакова, Богатеева, М.А. Гусакова адаптировали искусствоведческий материал в области выполнения мозаики к содержанию работы детского сада и полагают, что потенциальные возможности занятий художественной мозаикой эффективны: для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

        Учитывая влияние мозаики на уровень развития ребёнка, нами была разработана педагогическая технология «Путешествие в мир мозаики» в соответствии с задачами  «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.А.Васильевой, В.В. Гербовой,Т.С. Комаровой, а также с учётом работы  детского сада по экспериментальному направлению по формированию культуры личности у детей дошкольного возраста. В ней предусматривается использование мозаики в развитии сенсомоторных качеств руки ребёнка от трёх до шести лет.

       Работа с мозаикой построена на основе дидактических принципов, - доступности, наглядности, последовательности, систематичности, научности, сознательности, активности. В организации  педагогического процесса важно учитывать и такие принципы, как:

- ценностное отношение к каждому ребёнку;

- формирование целостности образа мира;

- интегративности;

- взаимосвязь обучения и творчества;

- адаптивности.

        Технология изготовления мозаики доступна, интересна детям, привлекает простотой формы, яркостью цвета, условностью, декоративным решением. Выполнение мозаичных изображений не требует особых материальных затрат и оборудования. 

         Мы постарались заинтересовать детей разнообразным искусственным и природным материалами разного качества фактуры и размера, из  которых можно набирать мозаику (обыкновенные отходы цветной бумаги, фольги, ткани, из яичной скорлупы, флоры, пластилина, круп, цветного поролона, стружки карандаша, пайеток, бисера и т. д.). Наряду с занятиями по художественной мозаике, чтобы детям легче было освоить материал, мы проводили занятия по ознакомлению детей со свойствами материала, из которого будет набираться изображение.

       В процессе работы с мозаикой, дети научились беречь материал и рационально его расходовать.

       Учитывая многообразие возможного материала при выполнении мозаичных работ, мы остановились на цветной бумаге, с которой дети ранее уже работали, выполняя аппликацию.

        В ходе работы, мы знакомимся с разными видами техники выполнения мозаики, так как это обогащает кругозор детей.

- контурная, т. е. кусочки наклеивают на фон только по краю изображения;

- сплошная, т. е. когда деталями заклеивается внутренняя часть изображения;

- с  просветами – мелкие детали наклеиваются не вплотную друг к другу.

        При такой технике лучше всего бумагу не нарезать, а нарывать на мелкие части, так как края частей имеют белый ободок и это придаёт изображению интересный оттенок;

- однослойная – основа которой заклеивается мелкими деталями материала;

- многослойная, т. е. на крупные детали (первый слой) наклеиваются более мелкие (второй слой). При такой технике выполнения изображения получаются наиболее выразительными, яркими.

- полностью мозаичная - и фон, и изображение заклеиваются деталями;

- частичная, т.е. часть изображения - мозаика, часть – дорисовка карандашами, красками и т.п.

       Наиболее доступны детям – сплошная техника и по контуру.

       Заниматься мозаикой начинаем со 2 младшей группы, это подготовительный этап к освоению  техники выполнения мозаики - работа с вкладышами (сенсорное развитие по системе  М. Монтессори, Б.П. Никитина,  Л.А. Венгер). Дети выкладывают узоры из деталей 2-3-х цветов разной формы в  определённой последовательности. Они учатся выкладывать и наклеивать из  геометрических форм несложные изображения.

        В средней группе детям предлагаем использовать в игре дополнительно  предметы-заместители (пуговицы, бусины, камешки…). Опираясь на  образец они выкладывают более сложные узоры по контуру. Учатся получать более мелкие части из бумаги и пластилина путём  обрыва, нарезая ножницами, отщипывая пальцами. Продолжаем учиться выкладывать и наклеивать предметы из отдельных частей, заполнять части  мелкими деталями. Учимся работать с природным и бросовым материалом, где для прикрепления деталей используем пластилин и клей.

        Так как в старшей группе в работе  с детьми увеличивается количество деталей разной величины, формы, цвета – для составления из частей целого, мы предлагали ребятам настольно-печатные игры «Вернисаж сказок», «Собери картинку». В этом возрасте дети самостоятельно выполняют  все  этапы создания мозаичной картины, начиная с эскиза. Для выразительности  и точности изображения используют шаблон, выбирают способы работы, устанавливают соотношение частей по величине и объединяют части в целое, выделяют строение, положение предмета в пространстве, осуществляют поиск необходимого материала. Каждый ребёнок усвоил понятие о ритме, симметрии, гармонии.  Старшие дошкольники выкладывают мозаику не только центрального изображения, но и всей  плоскости.

        В ходе ознакомления с мозаичным искусством, дети узнали об истории возникновения мозаики, для чего она нужна, кто ею занимался, о том, что мозаика является одним из видов декоративно-прикладного искусства.

        Процесс создания мозаичного изображения состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка,  достаточно высокого уровня изобразительных и технических умений, сосредоточенности, настойчивости, аккуратности, самостоятельности, пространственного восприятия, творческого мышления и воображения, точных движений руки и развитой мелкой моторики пальцев.

        Цвет – одно из выразительных средств в мозаике. Его освоение подчиняется законам колорита. Мы заметили, если вначале мозаичные изображения детей были слабыми по цвету, то постепенно, работая в технике мозаики, их цвет обогащался и расширялся, так как мы учили детей правильно подбирать  и комбинировать цвет, соединять их по принципу контрастности, гармоничности, а также размещать цветные части на основе, которые должны образовывать и замыкать предмет или целую композицию.

         По тематике, мозаика также как и аппликация, достаточно разнообразна:  предметная, сюжетная, декоративная. Вначале нашей работы мы предлагали детям свою тематику по образцу – предмет или простой сюжет, в итоге – дети не только научились создавать портреты и натюрморты, сложные  пейзажи, украшать объёмные формы замысловатыми узорами, но и экспериментировать, придумывать что-то своё, необычное.

       Выполненные детьми мозаичные изображения мы неоднократно использовали в оформлении интерьера групповой комнаты, детского сада, готовили поздравительные открытки, подарки малышам, а также принимали участие в выставках детских работ. Наши дети испытывают огромную радость, что их работа положительно оценена и может быть применена с пользой, ведь это формирует у ребёнка уверенность в себе, своих силах и возможностях.

        В организации занятий, в зависимости от размера мозаики, учитываем разные формы работы с детьми: индивидуальные, группами, фронтальные. При этом распределяем, чтобы каждый ребёнок, смог применить имеющийся у него опыт художественно-творческой деятельности.

         В нашей технологии мы старались творчески подходить к заданиям, поэтому выделили такие типы заданий: по образцу, рисунку, словесному описанию, замыслу, зарисовкам  на темы сказок.

         На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (сминание, скатывание, обрывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, кисть и др.).  В зависимости от того, что используется для создания мозаичной картины (кусочек, комочек или шарик), дети учатся передавать специфику изображаемого предмета: например, с помощью мелких кусочков лучше сделать праздничный салют, из скатанных в комочек салфеток – веточку мимозы.

        Это стало возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта.

         При наборе мозаики движения рук у детей скоординированы, действуют по-разному: то всей кистью, то ладонью, то пальцами, то кончиками пальцев. Сформированы такие качества, как точность, быстрота, плавность.

        В процессе работы с художественной мозаикой у детей совершенствуется глазомерная функция, они умело оценивают и исправляют путём анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, в центре, по углам и т.д.). Умеют группировать округлые, прямоугольные, многоугольные фигуры, правильно называют величинные понятия (длинный – короткий и т.д.). Полученные знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

        В нашей работе для освоения специальных знаний, умений, навыков мы использовали такие методы и приёмы: игровой, информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский. Все они сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие сенсомоторных качеств руки.

         В исследованиях В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме и уравновешивать части в соответствии с формой предмета.

        Мозаичные работы имеют более обобщённые, упрощенные формы основных фигур.

        Сенсомоторное развитие включает обследующее действие предмета и последующее перенесение полученного опыта в изобразительную деятельность. На занятиях художественной мозаикой, мы с детьми не только рассматриваем, но и ощупываем предметы, уточняем их свойства, форму, величину, качество.

          В свободное от занятий время, для формирования зрительного, осязательного, кинестетического восприятия мы используем сенсорные тренажёры,   разнообразные виды упражнений, например:

- игры: с пальчиками, с крупой, бусинками, песком, мелкими камешками;

- нанизывание бус из пуговиц, сушек, листьев, ягод, макарон и т.д.;

- задания со штриховкой;

- раскрашивание, рисование орнамента;

- шнуровки;

- оригами;

- лепка из пластилина, глины и соленого теста;

- игры для развития точности и уверенности движения руки где, необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении  типа «Лабиринт».

       Цель таких игр и упражнений заключается в том, что ребёнок отлично развивает моторную ловкость рук и пальцев, оказывающую прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, умение распределять силу нажима.      В результате повышается речевая активность, развивается память, ребёнок запоминает определённые движения рук.

        В ходе работы по избранному направлению осуществлялось тесное взаимодействие педагога с семьёй. В связи с этим мы провели ряд мероприятий, где разъясняли родителям  значение  выполнения мозаичных картин; предлагали привлекать детей к домашним делам:

- перемотке ниток;

- завязыванию и развязыванию лент, шнурков, узелков на веревке;

- застегиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, крючков;
- завинчиванию и развинчиванию крышек, банок;
- разбору круп (фасоль, горох, гречка, рис) и т.д.

       Таким образом, опыт работы показал, что при направленном педагогическом руководстве занятия мозаикой способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.

        В тесном сотрудничестве со школой, на педсоветах, в беседе с учителями было выявлено, что дети со слабо развитой моторикой, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, испытывали затруднения с письмом: у них быстро уставала рука, не получалось правильное написание букв; нередко встречалось «зеркальное» письмо.

         И наша задача состояла в том, чтобы в содружестве с семьей развивать мелкую мускулатуру рук и готовить детей к письму, т.е. по возможности развивать механизмы, необходимые для его осуществления, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма в школе.

        Как писал А. М. Горький: «рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

        Для каждого педагога важно знать, чего он добился в своей работе, каких достиг результатов, определить проблемные и перспективные участки работы. Чтобы увидеть и оценить динамику уровня развития сенсомоторных качеств руки ребёнка, постоянно ведём целенаправленное, систематическое отслеживание результатов. Уровень развития сенсомоторных качеств руки, за 3 года нашей работы по данному направлению, поднялся  с 6 процентов до 46. Почти у всех детей наметилась положительная динамика:

- дети научились самостоятельно выбирать ту или иную технику мозаики;               -    применять наиболее подходящие технические приёмы (обрывание, нарезание, отщипывание, раскатывание);

-  создавать эскиз;

-  планировать свою деятельность, соблюдая последовательность этапов работы;

-  передавать реальную окраску предметов, используя основной цвет, его оттенки и разнообразные материалы как средства выразительного образа.

        Занятия  художественной  мозаикой  дают  возможность  интересно  и с пользой заполнить свободное время, и самое главное - дети никогда не  устают, вся работа - своеобразная игра, способствующая проявлению элементов творчества, способности к комбинированию и преобразованию, развитию логического мышления, сенсомоторных качеств руки ребёнка, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

       Как показывают результаты нашей работы освоение техники мозаики оказывает позитивное влияние не только на развитие сенсомоторных качеств руки ребёнка, но и содействует формированию у дошкольников эстетического отношения к предметному миру, нравственных и трудовых качеств, развитию творческого потенциала ребёнка, ознакомление детей с историей развития мозаики, техникой её выполнения, обогащает познавательный и художественно-практический опыт детей, способствует установлению общей культуры личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры"

Игра ведущий вид деятельности детей. Однако, многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидени...

Доклад (из опыта работы): "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста" Январь 2015г

Доклад (из опыта работы) на тему: "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста"...

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....

Доклад из опыта работы «Включение игровых развивающих технологий в образовательный процесс в группе»

В условиях введения ФГОС ДОУ для педагогов важно понять: что представляют собой  развивающие игры, как использовать их в образовательном процессе?...

Доклад из опыта работы « Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира»

В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого...

Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".

Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".Проведение...