Проект «Зимующие птицы нашего города и края»
проект (подготовительная группа)
формирование экологических знаний о зимующих птицах Приморского края и бережного отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 295.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27» г.Уссурийска Уссурийского городского округа
Проект
«Зимующие птицы нашего города и края»
Автор проекта:
Афанасенко Е.Г.
г.Уссурийск 2018
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-творческий.
Образовательная область: познавательное развитие.
Девиз проекта: «Красна птица перьями, а человек учением»
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Возрастная категория: 6-7 лет
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Ресурсы проекта: научно-методическая и дидактическая литература о зимующих птицах.
Информационные ресурсы: https://patefon.net/пение-птиц-звуки-птиц; https://yandex.ru/images/search?картинкабелоплечийорлан;
Структура проекта
Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы нашего города и края» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно родителями должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: Проведя беседу с детьми, предложив демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), не все дети назвали правильно птиц, которые остаются зимовать в нашем городе, не знают и не называют птиц, которые прилетают в наш край на зимовку. Из этого следует, что у детей недостаточно информации о зимующих птицах, что мало они наблюдают в природе за ними, что не сформированы у них навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.
Задачи: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах, их разнообразии, особенности жизни зимой, о роли человека в жизни зимующих птиц. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Предполагаемые результаты реализации проекта: у детей сформированы и расширены знания о зимующих птицах; в предметно-развивающей среде доступна информация для детей по теме «Зимующие птицы» в виде книжки «лепбук», у детей появилось желание помогать птицам в холодное время года, дети и их родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.
Этапы реализации проекта
1этап – подготовительный
- Сбор информации по теме проекта «Зимующие птицы нашего города и края»
- Подбор методического и дидактического материала о зимующих птицах.
- Подбор аудио и видео материалов о зимующих птицах.
- Диагностические исследования: выявить, что знают дети о зимующих птицах, их разнообразии, жизни в зимнее время, кто и как заботится о птицах зимой.
2этап – основной (практический)
1.Работа с детьми
- Познавательное развитие: беседы: «Как узнать птиц?», «Кто от зимы не улетает?», «Пользу или вред приносят птицы?»; решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?».
- Речевое развитие: чтение стихотворений А.Яшин «Покормите птиц зимой», С.Михалков «Птичья столовая», А.Барто «Скачет шустрая синица», Т.Евдошенко «Берегите птиц», А.Пркофьева «Свиристели»; чтение рассказов: Г.Скребицкий «Появились синички».В.Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»Л.Воронкова «Птичьи кормушки»; составление рассказов по иллюстациям, разгадывание загадок.
- Художественно-эстетическое развитие: рисование «Зимующие птицы», «Снегири на ветке»; лепка «Синичка»; музыкальное развитие: слушание музыки «Голоса птиц».
- Физическое развитие: подвижные игры: «Воробышки и кот», «Совушка», «Птицелов», физминутки по теме «Птицы», гимнастика для глаз «Птичка летает».
- Игровая деятельность: дид/игры: «Что за птица?», «Какая птица улетела?», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию»; настольные игры: «Разрезные картинки», «Домино»; сюж.рол.игра «Птичий двор»;
2 Работа с родителями:
- Консультация на тему: «Из чего можно сделать кормушку для птиц», «Они остались зимовать мы им будем помогать»; рекомендации для родителей: покормите птиц вместе с детьми, понаблюдайте за птицами, принесите корм для птиц; изготовление кормушек родителями, развешивание их на участке.
3этап - заключительный
1Итоговое мероприятие: НОД «Зимующие птицы нашего города и края»; оформление результата проекта в виде книжки «Лепбук» «Зимующие птицы»; выставка рисунков по теме: «Зимующие птицы».
Конспект НОД по познавательному развитию
«Зимующие птицы нашего города и края»
Цель: формировать знания детей о зимующих птицах.
Задачи: закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах, их разнообразии (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях, их питании). Познакомить с новой птицей, прилетающей в наш край, развивать познавательный интерес, умение выслушивать ответы своих товарищей до конца, формировать основы экологической культуры; обогащать словарь детей, учить составлять описательный рассказ о птице, давать полный ответ на вопрос. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Словарная работа: существительные - воробей, сорока, дятел, клёст-еловик, синица, снегирь, свиристель, орлан; прилагательные – зимующие, красногрудый, черноголовый, желтогрудая, белобокая, юркая, малоподвижный, шустрый, драчливый, ленивый, белоплечий, смелые, выносливые; глаголы: скачут, летают, прыгают, охотятся, клюют, вьют, гнездятся, перелетают, зимуют, потрошит.
Современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, развивающие, ИКТ.
Оборудование для педагога: картинки с изображением зимующих птиц, аудиозапись «Пение птиц», ноутбук, проектор.
Оборудование для детей: маски-шапочки с изображением птиц, разрезные картинки, ребус, логические задачки, картинки по теме, заготовка лепбука.
Ход НОД:
Звучит аудиозапись «Пение птиц»
Воспитатель: Чьи голоса вы слышите?
Дети: птичьи, поют птицы.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Много птиц обитает в наших краях. С наступлением зимы многие птицы улетели…Куда? А некоторые остались зимовать, другие прилетают к нам на зимовку. Что же это за птицы? Как их можно назвать?
Дети: зимующие птицы.
Воспитатель: Почему они остались? Какие они?
Дети: Смелые, выносливые, не боятся мороза.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся на выставку птиц. Каких птиц вы узнали?
Дети: сорока, воробей, дятел, снегирь…т.д.
Воспитатель: Хорошо, а давайте мы с вами устроим птичью ярмарку! Кто какой птицей хочет быть? Выбирайте (дети выбирают и одевают шапочки –маски на голову). Сейчас вы расскажите о себе-птичке: как зовут, какая по размеру, отличительные признаки.
Ребенок: «Я – воробей. Маленький, с круглой головой, короткой шеей, толстеньким туловищем. Клюв у меня тонкий, заостренный, короткие ножки, хвостик поднят вверх. Я шустрый и драчливый».
Воспитатель: Где же зимуют воробьи?
Дети: Воробьи живут под крышами домов, в щелях стен.
Воспитатель: Где они находят пищу?
Дети: Во дворах, люди прикармливают, на свалках, в кормушках.
Воспитатель: Есть такая примета: «Если воробей сидит нахохлившись, жди сильного мороза».
Эта птица непоседа, одного с березой цвета. Кто это? (сорока)
Ребенок: «Я - Сорока крупная птица с белыми перьями на боку, поэтому меня называют сорокой-белобокой. Хвост длинный, черный, ноги большие и сильные, большой клюв».
Воспитатель: А как передвигаются сороки?
Дети: Сороки летают, перепрыгивают с места на место, ходят небольшими шажками с приподнятым хвостом.
Ребенок: «Я маленькая птичка, зовут меня синичка. На голове черная шапочка, спинка желто-зелёная, брюшко желтое, тонкие лапки, короткий клюв. Я юркая, веселая птичка».
Воспитатель: Где синички устраивают гнезда?
Дети: Синички вьют гнезда в щелях пней, стволов.
Воспитатель: Чем можно подкормить синичку зимой?
Дети: Зернами, семенами, еще синички любят сало.
Физминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Воспитатель: Красногрудый, чернокрылый,
любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине,
он появится опять. Кто это? (снегирь)
Ребенок: «Я – снегирь. На голове у меня черная шапочка, ярко-красная грудка, белые полоски на крыльях. Мало двигаюсь, люблю нырять в снег и купаться. Клюв короткий, толстый».
Воспитатель: Зачем снегирю такой клюв?
Дети: Снегирь расклёвывает ягоды рябины, семена клена, ест зернышки.
Воспитатель: (обращает внимание на птичку свиристель) Это тоже наш зимний гость! Как тебя зовут?
Ребенок: Свиристель, большая птица. У меня розовато-серые перья, на голове большой хохолок. На конце черного хвоста желтая полоска, на шее черный шарфик».
Воспитатель: Чем питается зимой свиристель?
Дети: Клюют ягоды рябины, боярышника.
Воспитатель: Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Где клёст?
Ребенок: «Меня зовут клёст. я большая птица с красно-коричневым оперением. Мой клюв как щипцы, толстый. Клювом я могу потрошить еловые шишки и доставать семена, а потом сбрасываю их на землю. Еще меня называют клёст – еловик».
Воспитатель: Ребята, клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)
Ребенок: «Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. У меня красная шапочка на головке, на крыльях белые полосы. Крепкий клюв, которым стучу по стволу дерева, долблю кору и вытаскиваю из под нее насекомых».
Физминутка «Гимнастика для глаз»
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Воспитатель: Дети, я хочу познакомить вас с ещё одной птицей (на проектор выводится картинка). Это белоплечий орлан. Такое название он получил за белое оперение верхней части огромных крыльев (картинка). Орлан большая, крупная и хищная птица. Мощные ноги, как будто одеты в «белые штаны». Лапы и клюв птицы желтые. На конце лап мощные и черные когти, с особенными шипами для удержания добычи (картинка). Белоплечие орланы занесены в Красную книгу. В наш край эти птицы слетаются на зимовку. С удовольствием лакомятся рыбой в море (картинка на проекторе). Заметив добычу, они камнем бросаются вниз, поднимая тучу брызг и хватают рыбу цепкими когтями (картинка).
Сейчас я предлагаю вам пройти «Гимнастику для ума»
- Какая птица не появится у кормушки зимой? (иллюстрация на проекторе)
- Угадайте, какую зимующую птицу задумали. по первым звукам этих слов? (ребус на проекторе)
- Какая птичка улетела из домика? (иллюстрация на проекторе)
- Подумай и скажи Какой? Какая? (картинки птиц на проекторе)
Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный, ленивый)
У сороки белый бок, то она какая? (белобокая)
У снегиря красная грудь, то он…. (красногрудый)
У синички черная головка, то она…(черноголовая)
Игра «Собери птичку» (разрезные картинки)
Воспитатель: Как вы думаете почему зима – трудное время для птиц?
Дети: зима морозная, снежная. Птицам негде найти корм.
Воспитатель: Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Можно сделать кормушки, насыпать корм, подкармливать птиц.
Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим «Чем подкормить птиц зимой?» (таблица на проекторе).
Воспитатель: Я попросила ваших родителей помочь нам изготовить кормушки. Вот какие красивые кормушки получились. Мы развесим их на наше участке. Устроим птицам столовую. Я думаю, что мы поможем многим птицам и спасем жизнь многих птиц. А вы, как считаете? (выслушать мнения детей). О ком мы сегодня разговаривали? Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего? (рассуждения детей).
Для того, чтобы вы лучше запомнили все о зимующих птицах, мы сделаем вот такую книжку (показывает заготовку лепбука). Она называется лепбук. Всю информацию вы сейчас разместите в этой книжке, которую вы будете самостоятельно брать, рассматривать, рассказывать о птицах (дети самостоятельно размещают в кармашки картинки птиц, таблицы, иллюстрации, рисунки и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Зимующие птицы нашего края»
Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой". Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Проект «Зимующие птицы нашего края»
Тип проекта: познавательно-исследовательскийУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель группы Срок реализации проекта: краткосрочный Формы работ...
Проект "Зимующие птицы нашего края"
Очень важно сейчас, чтобы дети любили и уважали всё живое вокруг....
проект "Зимующие птицы нашего города"
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественн...
Проект "Зимующие птицы нашего города"
Проект выполнен воспитателем совместно с воспитанницей подготовительной группы.Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.Задачи:·...
Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...