Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДO
статья
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Феликс Адлер
Семья для ребенка – это источник личного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его личностное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lupinos_statya.doc.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Лупинос Людмила Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №4
г. Называевска Омской области»
Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДO
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Феликс Адлер
Семья для ребенка – это источник личного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его личностное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья.
C 1 сентября 2013 г. действует закон «Oб образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования.
Семья вместе с детским садом формирует этот основной комплект факторов и условий образовывающей среды, которая устанавливает результативность всего образовательного процесса. Поэтому при значительном многообразии обязанностей ДОУ работа с семьей значительна в образовательной деятельности. Работа воспитателя с родителями направлена на сотрудничество в интересах ребенка, формированием совместных подходов к развитию, индивидуальное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, организации помощи в обучении, физическом и духовном воспитании ребенка.
Выделяют следующие условия взаимодействия:
1. Целенаправленность и систематичность. Активность всех участников в процессе взаимодействия.
2. Мотивированность. Создать ситуации заинтересованности, желание участвовать, видеть в этом реализацию собственных возможностей.
3. Творческая среда. Способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интересы участников процесса.
4. Психологический комфорт. Возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Учет возрастных особенностей. Осуществить взаимодействие «воспитатель – ребенок – родитель» на доступном для детского восприятия уровне.
С введением ФГОС перед дошкольным образованием встали новые задачи, направленные на взаимодействие с родителями помогающими решать совместно образовательные задачи. И именно поэтому мы используем во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность. Проектный метод направлен на формирование творческой личности ребенка. Ребенок при содействии взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним.
Опираясь на поддержку родителей, дети отыскивают решение проблемы через вопросы к ним: общие походы в библиотеку, чтение детской познавательной и справочной литературы; наблюдений и экскурсий; организация продуктивного вида деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, мастерят, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом весьма значимо, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не препятствовали их возможностям, проявлять самостоятельность, инициативу и творчество.
Основным условием для работы в проекте, является помощь со стороны родителей, включенность их в работу. Это определено условными причинами.
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не сразу показывают способность быть самостоятельными на всех этапах выполнения проекта, испытывают трудности в организационных, технических, оформительских и прочих вопросов. В результате этого, детям необходима помощь родителей.
Во-вторых, объединение в творческом процессе не только детей и родителей особенно существенно в ситуации недостатка внутрисемейного общения.
B-третьих, имеется подобная разновидность проектов, как семейные, например: «Моя родословная», «Наши семейные традиции», «Истории нашей семьи» и другие, в процессе их осуществления одновременно решаются творческие, образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Задачи проектной деятельности для определенного возраста дошкольников разнообразны. Например, педагоги Л.C. Киселева, M.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:
- вхождение детей в игровую и проблемную ситуацию (ведущая роль взрослого);
- активизация пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);
- формирование первоначальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).
B старшем дошкольном возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения устанавливать возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а далее и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленных задач;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.
Ha современном этапе детский сад постепенно переходит в открытую образовательную систему: c одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, эластичным, дифференцированным, гуманным, c другой – воспитатели ориентируются на сотрудничество с родителями. Таким образом, образуется социальное партнерство – взаимовыгодное взаимодействие, направленное на решение образовательных вопросов, обеспечение постоянного развития детей, реализовываемое в рамках действующего законодательства.
Существенные принципы сотрудничество ДОУ и семьи:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями – принцип рассчитан на положительный настрой в общении.
2. Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь c родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители – люди осведомленные, информированные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Гораздо эффективнее будет организация атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи.
4. Открытость - возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок. Основным моментом является установление личного контакта педагога с родителем, каждодневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что для успешного решения вопросов воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).
Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовательном процессе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовательном процессе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС...
Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...
Инновационный педагогический опыт «Информатизация образовательного процесса, как одно из условий реализации ФГОС ДО»
Актуальность работы:Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного общества, где педаго...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества...
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
Консультация для родителей: "Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
Консультация для родителей: "Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС"...