Выступление на педсовете «Развитие мини-музея в ДОУ. Создание новых экспозиций»
материал

«Развитие мини-музея в ДОУ. Создание новых экспозиций»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_mini-muzeya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мини-музея в ДОУ. Создание новых экспозиций»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. В каждом дошкольном учреждении, в том или ином виде, осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе «детский сад — семья». Совместная деятельность взрослого и детей — не только этап в развитии любого вида детской деятельности, но и особая система взаимоотношений и взаимодействия, наличие партнёрской позиции взрослого и партнёрской формы организации. На сегодняшний день для многих коллективов дошкольных учреждений остаётся актуальным поиск новых форм работы, как с детьми, так и с родителями. Мини-музей — это прекрасная возможность решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети и родители. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. Но в силу разных обстоятельств, родители вместе с детьми не являются активными посетителями музеев. Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении было решено создать собственные музеи, пусть и маленькие.

Музейная педагогика — это словосочетание на слуху у всех, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. На сегодняшний день существует несколько подходов к этому направлению. Одни утверждают, что это область деятельности музея, организуемая в условиях музейной среды. Другие отводят музею иную роль в воспитательно-образовательном процессе и, в этом случае, его деятельность направлена на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве.

Первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственности, по мнению Б. А. Столярова, «стала моделью реализации взаимодействия художественного музея и системы образования на всех её уровнях — от детского сада до вуза — и основой инновационной образовательной практики в этой области». В основу программы положена установка на восприятие, как процесс непрерывного контакта с окружающим миром. Эта установка позволяет сформировать у ребёнка представление о музее, как о части окружающей его среды, а также об изобразительном искусстве, как необходимой составляющей полноценного отношения человека к миру.

Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

 – образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

 – развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса; – просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

 – воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

В то же время, данная тема остаётся недостаточно изученной, что подчеркивает ее актуальность и стимулирует для дальнейшей работы по поиску инновационных форм работы по созданию музейной среды в образовательном пространстве ДОУ, вовлечению детей и родителей в целостный образовательный процесс.

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к истории, культуре, искусству. Главной задачей для мини-музея детского сада является решение проблемы социализации подрастающего поколения. Музей выступает как часть образовательного процесса:

 – является действительным модулем развивающей предметно — пространственной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

 – способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

 – помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

Создание мини-музея — трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как родительские гостиные, консультации, индивидуальная работа.
  2. При выборе помещения необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
  3. Сбор экспонатов.
  4. Оформление мини-музея.
  5. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей и родителей с экспонатами.
  6. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
  7. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

При создании мини-музея необходимо придерживаться следующих принципов:

 – Принцип деятельности и интерактивности. Мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

 – Принцип природосообразности. Мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

 – Принцип научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и, в то же время, доступным для ребенка языком.

 – Принцип партнерства. Мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок».

 – Принцип культуросообразности. Мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.

 – Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

– Принцип регионального компонента. Мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Выбор темы мини-музея осуществляется исходя из интересов детей, инициативы педагогов, умеющих увлечь и заинтересовать всех участников, выстроить перспективу работы мини — музея. Исходя из опыта создания мини-музеев можно сказать, что эффективность работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка.

Для расположения мини — музея можно использовать различные части групповых комнат. Наиболее оптимальным размещением экспонатов в мини-музее является размещение их на разных уровнях. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полки, ширмы, стенды, мебель разной величины. Сбором и созданием экспонатов для мини-музеев могут заниматься и дети, и родители, и педагоги. Важное место в работе мини-музея занимают, конечно, экскурсии. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини-музея разнообразные. Это проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.

Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Наши мини-музеи всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий и праздников. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок и родитель — лишь зрители, а здесь они — соавторы, творцы и созидатели. Каждый наш мини-музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План развития мини-музея в подготовительной группе “Магниты”

План развития мини-музея в подготовительной группе“Магниты”Интересное о магнитах История магнитного хобби:занимательные фактВ ноябре 1954 года Джон И. Уитли получил патент на идею использов...

Выступление на педсовете: «Развитие экспериментальной деятельности в старшей группе на занятиях по экологическому воспитанию»

Основные направления работы:Формирование осознанного правильного отношения к природным объектам и явлениям.Обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и п...

Проект по организации мини-музея в детском саду со сменными экспозициями.

Вниманию предоставлен проект создания мини - музея со сменными экспозициями в дошкольном образовательном учреждении для обогащения предметно -развивающей среды. В проекте представлена 1 экспозиция "Ру...

Выступление на педсовете. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников в ходе исследовательской деятельности.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логическог...

Выступление на педсовете «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...