Выступление на педсовете: «Развитие экспериментальной деятельности в старшей группе на занятиях по экологическому воспитанию»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Основные направления работы:
- Формирование осознанного правильного отношения к природным объектам и явлениям.
- Обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и предметов.
- Установление взаимосвязей и взаимозависимостей между объектами живой и неживой природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий
детским садом №
111 ОАО «РЖД»
___________ Е.В. Епифанцева
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №111 ОАО «РЖД»
Выступление на педсовете:
«Развитие экспериментальной деятельности в старшей группе на занятиях по экологическому воспитанию»
Воспитатель:
Г.Е. Беликова
Саратов 2010-2011г.г.
Из опыта работы по исследовательской деятельности
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети очень любознательны, наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы, совершают свои открытия.
Организуя исследования, я поставила цель - помочь ребёнку познать свойства разных предметов окружающего мира доступными его пониманию способами, средствами.
Основные направления работы:
- Формирование осознанного правильного отношения к природным объектам и явлениям.
- Обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и предметов.
- Установление взаимосвязей и взаимозависимостей между объектами живой и неживой природы.
Содержанием исследований является всё то, что окружает ребёнка то, что он видит ежедневно. Это живая и неживая природа, растения, рукотворный мир, мир человеческих отношений.
Опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества. Они способствуют развитию двух типов активности:
- активности, стимулируемой взрослыми,
- собственной активности, определяемой самим ребёнком.
Как же происходит поиск путей решения какой – либо проблемы?
Ребёнок самостоятельно говорит, рассуждает, все выступления выслушиваются и дети делают выводы. Для развития и поддержания интереса к наблюдаемым объектам необходимо побуждать детей к поиску. Это проблемные вопросы и ситуации, задания исследовательского характера различной продолжительности (от минуты до нескольких недель), опытно – экспериментальная деятельность, наблюдения.
Ценности исследовательской деятельности:
- Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную ориентировочную, исследовательскую функцию. Исследовательская деятельность способствует расширению представлений об окружающем мире, развивает мыслительные процессы. Формируются навыки исследовательской деятельности:
- Наблюдательность
- Расширяет кругозор детей
- Углубляет знания
- Приучает к усидчивости и аккуратности
Задачи исследовательской деятельности:
- Обогащение личного опыта ребёнка;
- Расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;
- Установление причинно – следственных связей;
- Развитие коммуникативных навыков и любознательности.
Виды исследования
- Экспериментирование (наблюдения)
- Опыты
- Коллекционировние
Экспериментирование отвечает на вопросы:
- Что ты видишь?
- Что изменилось?
- Почему изменилось?
«Что плавает, что тонет»
В ходе НАБЛЮДЕНИЙ используются научные методы, сбор информации, анализ, прогноз на будущее.
«Бусы для ёлочки»
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ
ГДЕ? Видеть науку везде – дома, на улице, в городе…
ЧТО? Задавать вопросы – из чего состоит, как оно действует, как оно устроено…
КАК? Проверять, как работает…
ПОЧЕМУ? Объяснить, почему происходит, что происходит, подкреплять идеи доказательствами и рассуждениями
«Воздух везде»
ОПЫТЫ
«Земля и Солнце» - глобус и светильник.
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
- Расширяет кругозор детей
- Развивает познавательную активность
Коллекционирование помогает развивать:
- Познавательно – психологические процессы
- Умения наблюдать
- Сравнивать, анализировать
- Обобщать, выделять главное
Коллекции: камушков, полезных ископаемых, ракушек, фантиков, игрушек киндер – сюрпризов и др.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ:
СОСТОЯНИЕ ВОДЫ: «тёплая – холодная», «Вот какая разная» - (холодная – горячая), «на вкус и цвет» (соль, сахар, лимон), «чудесные бусы» - цветные льдинки, «тонут – не тонут» (разные предметы в воде).
ВОЗДУХ: «Буря в стакане» - через соломинку дуть в стакан, «Мой весёлый звонкий мяч» - почему не скачет (худой), «Море волнуется» - дуют в миску с водой.
ОПЫТЫ С ЗЕМЛЁЙ И ПЕСКОМ: «Свойства песка», «Мельница» - сухой, «Куличики» - мокрый, «Мини – огород» - посадка лука.
ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ: «Шишки и камни», «Листочки» - летят, плавают, шуршат.
Для знакомства детей с объектами неживой природы (вода, воздух, глина, песок, камни), живой природы, при изучении собственного организма (зачем нужен нос, рот, уши, язык), использую элементарные опыты. Исследовательскую деятельность использую как в процессе занятий, так и во время прогулок (превращение воды в лёд, откуда дут ветер, как дождевые черви рыхлят почву). Стараюсь знакомить детей с теми фактами действительности с теми фактами действительности, которые встречаются в повседневной жизни (например: свойства воды разливаться, когда пролили чай; почему чай сладкий – растворили сахар; почему вода солёная – растворили соль и т. д.).
Занятия – экспериментирования проходят в увлекательной для детей форме: путешествия, работа в «лаборатории», «учёные», с использованием загадок демонстрационного материала, научных приборов (лупа, микроскоп, магниты, зеркало).
В группе есть «центр воды и песка», в котором дети с младшей группы изучают свойства воды и песка. Создана «лаборатория», в которой есть образцы различных материалов: глина песок, камни, ракушки, природный материал; песочные часы, магниты, лупа, рулетка, линейка, свечи, дырокол, ножницы, фартуки и т. д.
В младшей группе дети работают совместно с воспитателем, отвечают на вопрос «как это сделать?», начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.
В средней группе дети не только задают вопросы, но и пытаются искать на них ответы, высказывают предположении, каким может быть результат опыт, составляют короткие рассказы об увиденном - работают под контролем воспитателя.
В старшей группе дети делают попытки выполнения всего опыта по инструкции, прогнозируют результат, устанавливают причинно – следственные связи, составляют развёрнутый рассказ об увиденном – работают под неявным (скрытым) контролем воспитателя.
В подготовительной группе стремятся добывать знания доступными им способами, при выслушивании инструкции задают уточняющие вопросы, строят гипотезы – работают при скрытом контроле воспитателя, при выполнении правил безопасности следят за их выполнением. Дают яркое полное описание опыта.
Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей
- Создание в группе комфортных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной деятельности.
- Создание в группе уголков, зон для экспериментирования («лаборатория», «центр воды и песка»).
- Создание микроклимата для поощрения интереса к наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
- Тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию, о чём они хотят узнать, помочь реализовать их планы.
- Научить детей составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы в процессе исследовательской деятельности.
- Наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, делать выводы и обобщения.
- Привлекать родителей к исследовательским детским проектам, проводить консультации по созданиям условий для экспериментирования в домашних условиях
Ожидаемые результаты:
- Учить различать воду в разных состояниях (дождь, туман, снег, лёд).
- Узнавать и называть овощи, фрукты, определять на вкус и запах.
- Учить пользоваться во время опытов материалами различного качества.
- Определять и называть качества и свойства используемого объекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
"Удивительный магнит" (открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе.)
Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяяя выраженные качества и свойства....
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Волшебница вода"
В занятии использован ряд опытов с водой...
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы Тема: « Свойства воды» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе ОО « Познавательное развитие»: Экологическое воспитание. Тема: «Экологическая пирамида»
ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе осенью, учить устанавливать взаимосвязь между осенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и ...
Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».
Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»....
Конспект организации совместной образовательной деятельности дошкольников по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная лаборатория. Свойства воды» (итоговое занятие).
Проект "Удивитиельные свойства воды" .Описание экспериментальной деятельности представляет собой описание проведенных опытов с водой, результатов и выводов, к которым пришли дети. Прое...