Выступление на педсовете: «Развитие экспериментальной деятельности в старшей группе на занятиях по экологическому воспитанию»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Основные направления работы:

  • Формирование осознанного правильного отношения к природным объектам и явлениям.
  • Обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и предметов.
  • Установление взаимосвязей и взаимозависимостей между объектами живой и неживой природы.
     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий  

детским садом №

111 ОАО «РЖД»

 ___________ Е.В. Епифанцева

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №111 ОАО «РЖД»

Выступление на педсовете:

«Развитие экспериментальной деятельности в старшей группе на занятиях по экологическому воспитанию»

Воспитатель:

 Г.Е. Беликова

Саратов 2010-2011г.г.

Из опыта работы по исследовательской деятельности

        Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети очень любознательны, наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы, совершают свои открытия.

Организуя исследования, я поставила цель - помочь ребёнку познать свойства разных предметов окружающего мира доступными его пониманию способами, средствами.

Основные направления работы:

  1. Формирование осознанного правильного отношения к природным объектам и явлениям.
  2. Обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и предметов.
  3. Установление взаимосвязей и взаимозависимостей между объектами живой и неживой природы.

Содержанием исследований является всё то, что окружает ребёнка то, что он видит ежедневно. Это живая и неживая природа, растения, рукотворный мир, мир человеческих отношений.

Опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества. Они способствуют развитию двух типов активности:

  1. активности, стимулируемой взрослыми,
  2. собственной активности, определяемой самим ребёнком.

Как же происходит поиск путей решения какой – либо проблемы?

Ребёнок самостоятельно говорит, рассуждает, все выступления выслушиваются и дети делают выводы. Для развития и поддержания интереса к наблюдаемым объектам необходимо побуждать детей к поиску. Это проблемные вопросы и ситуации, задания исследовательского характера различной продолжительности (от минуты до нескольких недель), опытно – экспериментальная деятельность, наблюдения.

Ценности исследовательской деятельности:

  1. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную ориентировочную, исследовательскую функцию. Исследовательская деятельность способствует расширению представлений об окружающем мире, развивает мыслительные процессы. Формируются навыки исследовательской деятельности:
  1. Наблюдательность
  2. Расширяет кругозор детей
  3. Углубляет знания
  4. Приучает к усидчивости и аккуратности

Задачи исследовательской деятельности:

  1. Обогащение личного опыта ребёнка;
  2. Расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;
  3. Установление причинно – следственных связей;
  4. Развитие коммуникативных навыков и любознательности.

Виды исследования

  1. Экспериментирование (наблюдения)
  2. Опыты
  3. Коллекционировние

Экспериментирование отвечает на вопросы:

  1. Что ты видишь?
  2. Что изменилось?
  3. Почему изменилось?

«Что плавает, что тонет»

        В ходе НАБЛЮДЕНИЙ используются научные методы, сбор информации, анализ, прогноз на будущее.

«Бусы для ёлочки»

        КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ

        ГДЕ? Видеть науку везде – дома, на улице, в городе…

        ЧТО? Задавать вопросы – из чего состоит, как оно действует, как оно устроено…

        КАК? Проверять, как работает…

        ПОЧЕМУ? Объяснить, почему происходит, что происходит, подкреплять идеи доказательствами и рассуждениями

«Воздух везде»

        ОПЫТЫ

«Земля и Солнце» - глобус и светильник.

        КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

  1. Расширяет кругозор детей
  2. Развивает познавательную активность

Коллекционирование помогает развивать:

  1. Познавательно – психологические процессы
  2. Умения наблюдать
  3. Сравнивать, анализировать
  4. Обобщать, выделять главное

Коллекции: камушков, полезных ископаемых, ракушек, фантиков, игрушек киндер – сюрпризов и др.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ:

СОСТОЯНИЕ ВОДЫ: «тёплая – холодная», «Вот какая разная» - (холодная – горячая), «на вкус и цвет» (соль, сахар, лимон), «чудесные бусы» - цветные льдинки, «тонут – не тонут» (разные предметы в воде).

ВОЗДУХ: «Буря в стакане» - через соломинку дуть в стакан, «Мой весёлый звонкий мяч» - почему не скачет (худой), «Море волнуется» - дуют в миску с водой.

ОПЫТЫ С ЗЕМЛЁЙ И ПЕСКОМ: «Свойства песка», «Мельница» - сухой, «Куличики» - мокрый, «Мини – огород» - посадка лука.

ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ: «Шишки и камни», «Листочки» - летят, плавают, шуршат.

Для знакомства детей с объектами неживой природы (вода, воздух, глина, песок, камни), живой природы, при изучении собственного организма (зачем нужен нос, рот, уши, язык), использую элементарные опыты. Исследовательскую деятельность использую как в процессе занятий, так и во время прогулок (превращение воды в лёд, откуда дут ветер, как дождевые черви рыхлят почву). Стараюсь знакомить детей с теми фактами действительности с теми фактами действительности, которые встречаются в повседневной жизни (например: свойства воды разливаться, когда пролили чай; почему чай сладкий – растворили сахар; почему вода солёная – растворили соль и т. д.).

Занятия – экспериментирования проходят в увлекательной для детей форме: путешествия, работа в «лаборатории», «учёные», с использованием загадок демонстрационного материала, научных приборов (лупа, микроскоп, магниты, зеркало).

В группе есть «центр воды и песка», в котором дети с младшей группы изучают свойства воды и песка. Создана «лаборатория», в которой есть образцы различных материалов: глина песок, камни, ракушки, природный материал; песочные часы, магниты, лупа, рулетка, линейка, свечи, дырокол, ножницы, фартуки и т. д.

В младшей группе дети работают совместно с воспитателем, отвечают на вопрос «как это сделать?», начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.

В средней группе дети не только задают вопросы, но и пытаются искать на них ответы, высказывают предположении, каким может быть результат опыт, составляют короткие рассказы об увиденном - работают под контролем воспитателя.

В старшей группе дети делают попытки выполнения всего опыта по инструкции, прогнозируют результат, устанавливают причинно – следственные связи, составляют развёрнутый рассказ об увиденном – работают под неявным (скрытым) контролем воспитателя.

В подготовительной группе стремятся добывать знания доступными им способами, при выслушивании инструкции задают уточняющие вопросы, строят гипотезы – работают при скрытом контроле воспитателя, при выполнении правил безопасности следят за их выполнением. Дают яркое полное описание опыта.

Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей

  1. Создание в группе комфортных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  2. Создание в группе уголков, зон для экспериментирования («лаборатория», «центр воды и песка»).
  3. Создание микроклимата для поощрения интереса к наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
  4. Тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию, о чём они хотят узнать, помочь реализовать их планы.
  5. Научить детей составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы в процессе исследовательской деятельности.
  6. Наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, делать выводы и обобщения.
  7. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам, проводить консультации по созданиям условий для экспериментирования в домашних условиях

Ожидаемые результаты:

  1. Учить различать воду в разных состояниях (дождь, туман, снег, лёд).
  2. Узнавать и называть овощи, фрукты, определять на вкус и запах.
  3. Учить пользоваться во время опытов материалами различного качества.
  4. Определять и называть качества и свойства используемого объекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

"Удивительный магнит" (открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе.)

Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяяя выраженные качества и свойства....

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе ОО « Познавательное развитие»: Экологическое воспитание. Тема: «Экологическая пирамида»

ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе осенью, учить устанавливать взаимосвязь между осенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и ...

Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».

Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»....

Конспект организации совместной образовательной деятельности дошкольников по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная лаборатория. Свойства воды» (итоговое занятие).

Проект "Удивитиельные свойства воды" .Описание экспериментальной деятельности представляет собой описание проведенных опытов с водой,  результатов и выводов, к которым пришли дети. Прое...