Творческий проект патриотической направленности "Я помню, я горжусь".
методическая разработка (старшая группа)
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов. Особое место в музыке занимает музыка Великой Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_pomnyuya_gorzhus_no10.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №83г.Оренбург
Подготовила и провела:
Воспитатель МБДОУ № 83
Карикова Фаина Федоровна
Творческий проект патриотической направленности "Я помню, я горжусь".
Старший дошкольный возраст.
Актуальность проекта
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Это находило отклик в народной и композиторской русской музыке. Но в силу последних политических и экономических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Всё чаще дети обращают своё внимание на «популярную» музыку с низким качеством исполнения. Таким образом, теряется связь с культурным, истинно русским наследием государства Российского. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов. Особое место в музыке занимает музыка Великой Победы.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Я помню, я горжусь» позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проектподразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками должны стать дети, родители, бабушки и дедушки и педагоги.
Цель: воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную культуру.
Задачи:
*дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
*познакомить с историческими фактами военных лет;
*познакомить с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны и после её окончания;
*создавать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;
*формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
*воспитывать будущих защитников Отечества;
*проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
*проводить обмен опытом по этой проблеме;
*использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.
*развивать музыкальные способности детей через пение, музыкально-ритмические движения.
Форма презентации проекта: ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «я помню, я горжусь».
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
• название проекта - «Я помню, я горжусь»;
• тип проекта - информационно - творческий, групповой;
• длительность - среднесрочный (2 недели);
• проблема - недостаток знаний о музыке Великой Отечественной войны, слабая патриотическая направленность молодого поколения;
• цель - воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.
• Заключительный этап:
Презентация - ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «я помню, я горжусь
Коллекция Значков о ВОВ и мире.
Фотогазета «Фотографии военных лет».
Ресурсное обеспечение:
. фотографии из семейного альбома воспитанников;
репродукции известных художников: С. В. Герасимов «Мать партизана»; А. П. Ткачёв «Между боями»; Б. С. Угаров «Возвращение»; А. И. Лактионов «Письмо с фронта»; В. В. Верещагин «Апофеоз войны»;
. коллекция значков по теме;
. фрагменты музыкальных произведений в грамзаписи и живом исполнении: Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия) ; В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Ц. Солодарь, Д. Покрасс «Казаки в Берлине»;
М. Исаковский, М. Блантер «Катюша»; Н. Соловьёва, г. Струве «Моя Россия»; Е. Евтушенко, Э. Колмановский «Хотят ли русские войны»; В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы»
- Чтение художественных произведений: С. Алексеев «Первый ночной таран»; Н. Телешов «Уха»; Е. Воробьёв «Обрывок провода».
-Видео просмотр документальных кадров войны, парада победы
-музыкальные инструменты
- изо материалы
-элементы оформления зала
Участники проекта:
. музыкальный руководитель;
. воспитатель старшей группы;
. дети старшей группы;
. родители воспитанников
. ветераны ВОВ
Ожидаемые результаты:
. формирование представления о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
. Устойчивый интерес к военно-патриотической музыке;
. воспитание чувства единения и гордости за старшее поколение;
. проявление любви и интереса к песням Великой Победы;
. Методы реализации проекта:
Всю работу, по созданию проекта можно разделить на несколько этапов:
Этапы проекта Формы работы с детьми сроки место проведения
Первый «Вводный»
1. Моделирование ситуации позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта «Модель трех вопросов» (что знаем? что хотим узнать? Что нужно сделать, чтоб узнать)
2. Анализ семейного воспитания по данному вопросу
a) индивидуальные беседы с родителями
b) анкетирование родителей на тему «Песни о Великой Отечественной Войне»
3. Диагностирование детей (начальное) выявление уровня знаний по теме.
1, 2 день музыкальный зал
группа
семья
Второй «Основной»
1. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя с родителями «Сбор информации»:
a) поиск материалов для фотоальбома «Участники войны»;
в) сбор значков «О войне и мире»;
с) консультация «Песня Победы».
2. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя с детьми:
a) видео просмотр «Кадры военной хроники»;
b) беседы с рассматриванием иллюстраций;
c) уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне и о роли музыки в военных событиях;
d) музыкальные занятия. Знакомство с музыкально-художественным репертуаром о войне. Разучивание песен с детьми. Слушание музыки о войне; разучивания танцев ВОВ.
e) чтение художественных произведений;
f) рассматривание картин художников с составлением рассказов;
g) мастерская по рисованию «Иллюстрации к песням» 3-10 день;
Семья,
группа
музыкальный зал
группа
Третий «Заключительный»
1. Совместная деятельность воспитателя и муз. руководителя с детьми:
а) обсуждение результата полученного в ходе проекта, выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы;
b) оформление коллекции значков;
c) оформление альбома «Фотографии военных лет».
2. Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя, детей и родителей
а) Презентация проекта в форме музыкально-литературной гостиной «Я помню, я горжусь»
б) Тематическое занятие посвященное 72 годовщине ВОВ. (приложение 1).
в) Участие семьи Жуковой К. Л. в шествии «Бессмертный полк».
3. Деятельность музыкального руководителя и воспитателя
а) «Диагностирование детей (повторное) Что мы узнали по теме?
11, 12 день группа и музыкальный зал
Проект реализуется по двум направлениям:
1. совместная деятельность с детьми.
2. взаимодействие с родителями.
Формы работы с детьми:
4. Слушание и разучивание музыки на занятии и в часы досуга.
5. Рассматривание картин и иллюстраций по теме.
6. На занятии изобразительной деятельностью: подготовка иллюстраций к песням военных лет, рисование пригласительных на вечер песни
7. Коллекционирование значков и оформление планшета значков о Великой Победе и Мире.
8. Чтение художественных произведений
10. Работа детей в семье: беседа и сбор песенного и фотоматериала.
11. Диагностирование
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование.
2. Консультация.
3. Коллекционирование.
4. Разучивание песен.
5. Выступление на презентации проекта.
АНКЕТА
*Ф. И. О___
*Любите ли Вы петь? ___
*Знаете ли Вы песни о войне, о Родине, о России? ___
*Перечислите их название или строчку из песни___
*Готовы ли Вы петь эти песни со своим ребёнком? ___
*Считаете ли Вы эти песни неотъемлемой частью воспитания Вашего ребёнка? ___
*Готовы ли Вы разучить одну из песен и выступить с другими родителями перед детьми Вашей группы? ___
Список используемой литературы:
1Т. А. Шорыгина, А. П. Казаков «Детям о Великой Победе»(беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе)
2 Т. А. Шорыгина «День Победы»
3 журнал «Музыкальный руководитель» №2 2004-2015г.
4. журнал «Музыкальная палитра»
Приложение 1. Тематическое занятие посвященное 72 годовщине ВОВ.
9 МАЯ.
- Под музыку «Марш Победы» дети входят в зал друг за другом и выстраиваются у центральной стены
Ведущий. Дорогие дети, дорогие гости! Дорогие ребята! Каждый год 9-го мая наш народ отмечает незабываемый праздник – День Победы, который принес нам счастье и мир! 71 год назад в этот день закончилась война. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем солдатам, ветеранам, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным небом. Вечная им слава!
1 Ребенок. Мы сегодня отмечаем
Светлый праздник всей страны.
Помнить люди эту дату
Обязательно должны!
2 Ребёнок. Этот день людской слезой согретый,
Сколько времени бы ни прошло,
Всем, кто тихо скажет: «День Победы!»-
Объяснять не надо ничего!
3 Ребёнок. День Победы!
Праздник долгожданный!
Мирная небес голубизна!
Помнят на Земле народы, страны,
В этот день закончилась война!
(Под музыку дети садятся на свои места.)
на фоне песни «Священная война» читает ведущий.
Ведущий. Июнь 1941 года…
Люди радуются лету,
В школах проводятся выпускные балы.
Скажи вчера, никто бы не поверил,
Что где-то рядом прячется война,
Что завтра к нам она ворвется в двери —
И рухнут навзничь мир и тишина.
- Выходят дети-бойцы и девочки. Первый мальчик несет Красное знамя-
Ведущий. Зловещим заревом объятый,
Грохочет длинный небосвод,
Мои товарищи – солдаты,
Идут вперед за взводом взвод.
Дети-бойцы и девочки выстраиваются на передний план.
1 Девочка. Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
2 Девочка. На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, милые мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
3 Девочка. Вы не гнитесь, вы будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы, но все-таки,
Постарайтесь вернуться назад.
Мальчик. Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора,
Мы уезжаем и обещаем
Верным вам быть навсегда.
Песня: Бравые солдаты». –(дети садятся на стульчики) –
Ведущий. Когда гитлеровцы напали на нашу, страну миллионы советских людей надели солдатские шинели, взяли в руки оружие, чтобы защитить Родину, дать отпор вероломному врагу.
Немецкие войска бомбили нашу Родину, у врагов были быстрые самолёты, у танков была хорошая защита: броня, пушки и пулемёты. А у советских солдат была отвага, стойкость, мужество. И они знали, что дома в них верят и ждут только с победой.
Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и братья.
Давайте послушаем стихотворение «Солдат пишет письмо».
Ведущий. Вот такие треугольники - письма приходили родным и близким. А сейчас письмо с фронта я вам прочитаю.
Дорогие мои, родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Ведущий. Всем дедушкам и прадедушкам, ветеранам Великой Отечественной войны, посвящаем наша песня.
Песня «Прадедушка».
Ведущий. Очень трудно было нашим людям. А чтобы было легче переносить тяготы войны, на линию фронта нередко приезжали артисты. Они выступали прямо под открытым небом, на боевых позициях. Как солдаты ценили эти минуты отдыха! Очень трудно было бойцам на передовой!
Чтобы поднять дух солдатам, артисты пели песни и танцевали.
Танец «Катюша».
Ведущий. Но недолгими бывают передышки. Опять рвутся снаряды, свистят пули. Остаются на полях сражения раненые, которых необходимо срочно перевязать, отправить в медсанчасть.
На войне хрупкие девушки – медсестры выносили с поля боя раненых бойцов. Я предлагаю нашим девочкам тоже попробовать себя в роли медсестер.
Девочка. Сколько раз выносила из боя,
Сколько раз защищала собой.
И, любя, тебя называют
Медицинской сестренкой-сестрой.
Проводится игра «Спасение раненого».
(- Участвуют четверо детей: две девочки — «санитарки» и два мальчика — «раненых бойца». Напротив них на стульях сидят «раненые бойцы» (мальчики). По сигналу медсестры должны пробежать, низко присев, или наклонившись. Добежать до раненого, быстро перевязать руку или ногу и доставить его в медсанчасть (определенное место).
Ведущий. Наши солдаты отличались не только удалью, весёлым характером, но и беспримерной храбростью, героизмом и смекалкой. А какие стали их внуки? Такие же ловкие и смекалистые?
Чтоб врага застать врасплох,
Примени смекалку.
И не лишней будет здесь
Спортивная закалка!
Ведущий. А сейчас проведем мы наглядный урок,
Кто из вас самый меткий стрелок!
Игра «Чья ракета попадет в цель».
Участвуют два ребенка. На полу на расстоянии 3—4 м от игроков расставляются кегли, сгруппированные по пять штук. Участники должны по полу прокатить мяч («ракету») и сбить кегли. Побеждает участник, сбивший наибольшее количество кеглей.
Эстафета «Передача автоматов над головой».
- У командиров команд в руках по автомату. По сигналу командиры передают автомат над головой следующему участнику и так — до последнего участника. Последний, получая автомат, бежит с ним, встаёт вперёд и снова начинает передавать. Побеждает та команда, которая первой передаст всем участникам автомат и встанет за командиром.
Мальчик: Бескозырка белая, в полоску воротник.
Мы парни очень смелые, вам скажем напрямик.
Ленты за плечами, как флаги за кормой.
Со мной всегда ты рядом товарищ молодой.
Да, мы, друзья, со флота, недавно из похода.
Одиннадцать недель гостили на воде.
В походе песни пели. А сколько рыбы съели?
Одних пятнистых щук поймали сорок штук!
С водопада падали, сидели на мели.
А сколько мы товарищей хороших завели.
Танец: «Матросский парный».
Ведущий. Ребята, есть такой обычай – чтить память погибших героев минутой молчания. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир на земле, за нашу счастливую жизнь. Прошу всех встать.
Минута молчания
(Садятся)
Ведущий (подходит к глобусу). Посмотрите, какой маленький земной шар, и на нём всем есть место: и людям, и животным, и воде, и рыбам, и лесам, и полям. Нам надо беречь эту хрупкую планету, она - наш дом. А для этого нужно всем людям на земле жить в мире! А сейчас наши ребята исполнят танец «Небо».
Танец «Небо».
Ведущий. Трудным был путь к победе. Более 20 миллионов советских людей погибло в этой войне. Но пришла весна. Весна 1945 года. Вот он долгожданный день 9 мая – День Победы!
Ведущий. Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Праздник нам заканчивать пора,
Празднику Победы громкое…
Все. Ура!
Ведущий. Да здравствует детство - радость Земли!
Да здравствует мир на планете,
Чтоб всюду на свете росли и цвели
От бури укрытые дети!
С праздником вас, с Днём Победы!
Песня: «День Победы»
Наш праздник подошёл к концу. А 9 мая, ребята, когда вы будете отдыхать, сходите к Вечному огню, к памятнику и возложите там цветы, почтите память тех, кто сражался за нашу Родину.
Выходят под песню «Россия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский творческий проект патриотической направленности "Музыка великой победы".
Детский творческий проект патриотической направленности "Музыка великой победы"....
Детско - творческий проект "Чтим и помним"
Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Наше поколение не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами. Как рассказать детям об этой Великой Отечественной Войне?Какие най...
Экологический проект патриотической направленности "Цветы Победы"
Для детей старшего дошкольного возраста...
Детский творческий проект патриотической направленности "Музыка великой победы".
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация ...
Проект патриотического воспитания «Помним, гордимся»
Патриотическое воспитание дошкольников «Помним, гордимся»В детском саду очень важную роль играет патриотическое воспитание. И лучший возраст для этого это старше-подготовительный от 5...
Творческий проект патриотической направленности «Великая Победа»
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Это находило отклик в народной и композиторской русской музыке. ...
Информационно-творческий проект «День Победы» Помним. Гордимся!» в старшей логопедической группе
Помните! Через века, через года, - помните!О тех, кто уже не придет никогда, - помните!Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!Вечно достойны! Р. Рож...