Статья «Роль театрализованной деятельности в развитии ребенка».
статья
Актуальная задача нашей современной действительности – гармоничное развитие личности ребенка. Развитие личности предполагает речевое, интеллектуальное, художественно- эстетическое и социально- эмоциональное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_teatralizatsiya_2018.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта.
Тема: «Роль театрализованной деятельности в развитии ребенка».
Актуальная задача нашей современной действительности – гармоничное развитие личности ребенка. Развитие личности предполагает речевое, интеллектуальное, художественно- эстетическое и социально- эмоциональное развитие ребенка.
Театральное искусство влияет на сознание и чувства детей. Перед малышами открывается мир прекрасного. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. /В.А. Сухомлинский/.
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 3- года жизни, посещающими группу, отметила, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у большинства детей. Анализируя современные исследования детской речи пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в раннем возрасте будет развитие речи и их творческих способностей средствами театрального искусства. Театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями. Этот вид деятельности объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно- художественное оформление, пластику – все это и является игрой. Особенность театрализованных игр- занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными. Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных поворотов, которые помогают ребенку запомнить сказку, и обогатить его словарный запас. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме общения с детьми становиться более интересным и содержательным. «Театрализация — это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя познает окружающее…» О.П. Радынова.
В начале учебного года, дети во время игр, общения, были мало эмоциональны, скованы и поэтому я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи. Для достижения цели поставила перед собой задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослого.
3. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
4.Расширять представления детей об окружающей действительности, обогащая и активизируя словарь.
5.Воспитывать культуру речевого общения, умение действовать согласованно в коллективе.
6.Поддерживать стремление ребенка включаться в общение всеми средствами. Способствовать переходу театрализованных игр в самостоятельную деятельность.
Предполагаемый результат.
Активное участие ребенка в играх – инсценировках, драматизациях, в пальчиковых играх.
Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в играх.
Проявление эмоциональной отзывчивости на литературно- художественные произведения доступные по возрасту, песенки, потешки.
Поскольку дети, посещающие группу- малыши, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит педагогу. Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Я использую театрализованную деятельность в непосредственной образовательной деятельности либо как элемент, либо все занятие может быть выстроено в театрализованной форме. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостное настроение. Занимаясь с детьми, я стремлюсь вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально – игровой деятельности, побуждаю их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствую стремлению поиграть с «актерами». Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому – то нравится играть с пальчиками, кому – то импровизировать под музыку. Кто – то любит надевать маски и придумывать подвижные игры.
Элементы театрализации использую в подвижных играх. На руку надеваю куклу би – ба – бо и играем в подвижные игры «Коза рогатая», «Дети и волк», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы» и др. Так же дети любят надевать маски и придумывать подвижные игры. Театрализацию можно использовать во всех режимных моментах: в утренней гимнастике («Гимнастика с доктором Айболитом», «Зверобика» - подражание различным животным, гимнастика с персонажем); при умывании, одевании на прогулку можно учить, например, Медвежонка правильно умываться, одеваться.
Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечениях, как групповых, так и музыкальных, физкультурных развлечений.
При создании развивающей среды учитывала следующие принципы:
-принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью не мешая друг другу.
- принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать, самостоятельно выбирать то, что ему по душе.
-принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
Обновляемость.
- принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить реальную атмосферу происходящего с настоящими, подлинными предметами, а не с бутафорией.
Развивающая среда пополняется исходя из комплексно- тематического планирования и учитываются различные виды театров.
Различные виды театра в развитии ребенка.
Пальчиковый театр- способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр картинок на фланелеграфе. Развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Театр – топотушки. Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие; знакомит с народным творчеством; обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; помогает справиться с переживаниями, страхами; перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба- бо. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы невозможно играть молча, поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи, педагоги.
Игры драматизации, инсценировки- самые разговорные виды в театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра – драматизация.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть в группе дети, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые плохо запоминают. Мне показалось очень интересной организация театральной деятельности детей, то как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность важна в развитии детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно- эстетического воспитания.
Практика воспитательной работы, показывает, что театральная деятельность дает импульс к развитию познавательных способностей, активизирует мыслительные процессы; побуждают творческую инициативу, воображение, фантазию, т. е. способствуют всестороннему развитию личности.
Обобщение опыта.
Тема: «Роль театрализованной деятельности в развитии ребенка».
Выполнила воспитатель
I категории МДОАУ № 208
«Самоцветик»
Луценко И.В.
Орск 2018г
Тема: «Мы потешки распеваем и немного поиграем».
Цель: Развивать творческие способности детей.
Задачи:
1. Побуждать интерес к театрально – игровой деятельности.
2. закрепить знания детей о рнс «Курочка Ряба». Пополнить и активизировать словарь детей. Развивать внимание и двигательную активность. Д/и «Кто с кем дружит?»
3. воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.1111вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище.
Развивающая среда: настольный театр «Курочка Ряба», игрушка лошадка, предметные картинки «Животные».
Ход занятия:
Воспитатель- Ребята, вы любите ездить в гости к бабушке и дедушке? (ответы детей).
Давайте с вами запряжем лошадку и поедем в гости. (Дети садятся на стулья, имитируя движение, покачиваются вперед- назад. Цокают язычком, имитируя цоканье копыт).
Воспитатель читает потешку.
Еду, еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке.
По ровненькой дорожке
На одной ножке.
В старых лапоточках,
По рытвинам по кочкам.
Долго, долго ехали
И приехали.
Воспитатель-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль игровой деятельности в развитии ребенка"
Игра - важнейшее средство воспитания и обучения ребенка....
Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников". Морзавицкая Е.А.
Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"...
Статья: «Роль театрализованной деятельности в развитии ребенка»
В статье представлен материал: «Роль театрализованной деятельности в развитии ребенка»...
Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Посредством театрализованной деятельности у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, память, речь. В дошкольном возрасте важен процесс участия ребенка в театрализованной деяте...
Роль театрализованной деятельности в развитии ребенка и его позитивной социализации в обществе
Игра- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализ...
Роль театрализованной деятельности в развитии ребенка.
В статье даны рекомендации по развитию личности ребенка средствами театрализованной деятельности....
статья "Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Театрализованная игра - важнейший вид деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста....