Статья "Роль игровой деятельности в развитии ребенка"
статья (младшая группа) на тему

Игра - важнейшее средство воспитания и обучения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igrovoy_deyatelnosti_v_razvitii_rebenka.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игровой деятельности в развитии ребенка.

Игра - это важнейшее средство воспитания и обучения ребенка. Не зря издревле отводилось ведущее место в забавах детей. Известно, что играющий ребенок менее агрессивен, устойчив к конфликтам, коммуникабелен, внимателен и активен. В игре формируются навыки, которые помогут ориентироваться в жизни. Благодаря игровой деятельности ребенок должен понять разницу между реальностью вымышленной и действительной. Кроме всего прочего снимается раздражительность, появляется чувство собственного достоинства, формируется положительная эмоциональность (что в свою очередь влияет на иммунную систему и сердечно-сосудистую, появляется чувство взаимопонимания и сострадания.

Могу с уверенностью сказать, что ребенок должен играть столько, сколько ему необходимо. Иначе эффект от игры ничтожен. В младшем дошкольном возрасте игра - это ведущий род деятельности малыша. Игра - это практика развития ребенка. Ребенок играет - значит он развивается, если ребенок развивается - значит он играет.

Игру и детство невозможно отделить друг от друга. Ведь ребёнок живёт в игре «по-настоящему», при этом он познаёт не только себя, но и окружающий мир. Именно в игре ребёнок получает свой первый социальный опыт.

Стоит отметить, что многие современные дети играют, к сожалению, всё меньше. Причины этому разные. Одни педагоги считают, что игр стало меньше, другие - не хватает времени на игры не только у детей, но и у их родителей.

Кроме того, многие родители торопятся начать обучение ребенка с раннего возраста, наивно полагая, что чем раньше начато учение, тем лучше для ребенка. Но это является грубой ошибкой. Период детства небольшой, упустить его легко, а вот наверстать упущенное уже не получится. Весьма часты случаи, когда ребенок является единственным в семье. То есть упущена еще одна возможность игры: доиграть упущенное со старшим (младшим) братом или сестрой. Если ребенок недостаточно играл в дошкольный период, то период его адаптации в школе будет весьма тяжел. Вероятны частые конфликты с окружающими на фоне непонимания или повышенной раздражительности.

На мой взгляд, всё дело во взрослых тетях и дядях, которые должны не только сами знать игры и понимать психологию детей, но и самое главное - любить их. Только в этом случае, детей можно увлечь и решать различные задачи воспитательного и развивающего характера. 

 Игр существует великое множество. Это и познавательно- развивающие, и ролевые, и спортивные, и обучающие, и подвижные. Какая бы не была игра, она несёт в себе большой воспитательный потенциал. Почему? Да потому что игра развивает такие качества, как самостоятельность, инициативу,  активность, формирует коллектив. Нельзя не упомянуть про развитие внимания, восприятия, мышления и речи ребёнка.

При  организации игр в детском саду, на мой взгляд, надо соблюдать следующие правила - постулаты:

 - на протяжении всех видов взаимодействия воспитателя с детьми должны иметь место элементы игр;

 - с помощью игр надо организовывать разные виды деятельности;

 - не надо использовать на протяжении дня одни и те же игры. Детям станет просто неинтересно!

С чего же начать? Как выбрать ту или иную игру? Вначале надо создать определённую   «игровую среду», чтобы заинтересовать детей, создать у них ощущение тайны, вопроса. В комнате надо разложить разные игрушки:  детскую посудку,  «инвентарь», машинки, продолжать можно долго. Главное - чтобы всё это было доступным для деток. Они должны сами определиться, как играть:  по одному или в группе. Игра - это свобода выбора.

А дальше все зависит от педагога, от искренности его взаимоотношений с «подопечными». Он должен установить эмоциональный контакт  с ребёнком, показать, что ему самому интересно. Проявляя фантазию и воображение, надо помнить, что отношения даже с самыми маленькими должны быть равноправными. Воспитатель, используя свой  «арсенал» методик, должен  стимулировать активность ребёнка, поддерживать его, радоваться, глядя на то, как он играет.

Приведу несколько примеров. «Твоя кукла ещё не накупалась»,  «Машинка быстро едет?», «Музыку сделать потише, чтобы детки уснули?»

Бывает, что ребёнок оказался в детском саду впервые и не умеет играть.  Вот здесь воспитатель  с помощью прибауток, элементов ролевых игр начинает завлекать его, а затем  поддерживать игровые действия.

Большую роль играют наводящие вопросы воспитателя, которые заставляют ребёнка искать необходимые игрушки. Один сюжет ролевой игры постепенно заменяет другой, что вызывает интерес к игре и увеличивает её продолжительность. Ребёнок использует в игре всё больше и больше предметов, осваивает разные социальные роли: мама, водитель, продавец, учитель. Нельзя забывать про выстраивание последовательности действий: вначале пошли в магазин, сварили кашу, поели, отдохнули, помогли маме и т. д. Дети осваивают такое действие, как планирование,  оценивание своих результатов.

Приведу примеры использования игр в младшей группе детского сада.

1. Игра «Автобус»: сюжет «Пассажиры и водитель». В процессе игры дети расставляют стульчики, покупают и показывают билетики водителю, берут с собой сумки, игрушки, одеваются, обнимаются, машут из окна  воспитателю.  Для большего эффекта воспитатель пускает мыльные пузыри, имитируя снег.

2. Игра-инсценировка  «Теремок»: дети играют разные роли (мяукают, пищат, квакают, гавкают, ревут и т.д.), по сценарию – все звери заняты своим делом: готовят, подметают, моют пол, посуду, поливают цветы.

3. Игра «Гараж»: сюжет -  одни дети на машинах подвозят материал, другие строят, третьи ставят машины в гараж.

4. Игра «День рождение»: сюжет – распределяются  роли: мамы,  папы, бабушки, гостей,  продавца, именинника. В процессе игры дети  пекут торт, жарят котлеты, готовят салаты,  покупают в магазине подарки,  расставляют посуду и едят, танцуют.

В заключении хотелось бы отметить, что именно игра помогает детям раннего возраста усваивать достаточно сложный материал ненавязчиво,  незаметно, в интерактивной форме. Ребёнок учится  осваивать отношения между людьми, быть честным, добрым. Игровая деятельность раскрывает способности детей, развивает воображение, мышление. Помогает во время определить и предотвратить  негативное отклоняющееся поведение маленького человека. Воспитатель должен правильно выбирать игры,  чтобы не допустить детские страхи, превратить занятия в увлекательные путешествия и полезные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка

В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей....

Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие личности ребенка.

Выступление на РМО г.Павлово Нижегородской обл.на тему «Развитие творческой личности дошкольника через          музыкальные игры»...

Доклад на Районном методическом объединении «Роль игровой деятельности в развитии ребенка»

Игра - это основной вид деятельности дошкольника. Она теснейшим образом связана  с развитием личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир....

Консультация для педагогов "Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка"

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве¬дущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, кот...

Консультация "Значение игровой деятельности в развитии ребенка"

Консультация для родителей воспитанников....

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие ребенка дошкольного возраста

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие ребенка дошкольного возраста...