Презентация "Агрессия Детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)
Актуальность выбранной темы исследования определяется обнаружением повышенной агрессивности детей (как правило, от общего количества детей их число составляет 15-20%), которая в свою очередь является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressiya.pptx | 842.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Агрессивность – это целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
Актуальность выбранной темы исследования Актуальность выбранной темы исследования определяется обнаружением повышенной агрессивности детей (как правило, от общего количества детей их число составляет 15-20%), которая в свою очередь является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, корректирующих эти опасные явления. Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять современные корригирующие меры.
Объект и предмет исследования Объект исследования: агрессивное поведение старших дошкольников. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников
Организация исследования по изучению подготовки старших дошкольников к обучению в школе проходила в три этапа: 1 этап – подготовительный. На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик. 2 этап – диагностический. На этом этапе был установлен контакт с каждым испытуемым. Проводилось изучение проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. 3 этап – анализ и интерпретация полученных данных. Проведение количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе 2 этапа.
Экспериментальная база исследования: учащиеся МДОУ№3 пос.Глебовский , в количестве 6 человек, из них 3 девочки и 3 мальчика, возраст испытуемых 6лет . Организация исследования по реализации условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников проходила в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. Нами были использованы такие методы, как теоретический и эмпирический. Проведение исследования по реализации условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников происходило с помощью методик: «Кактус» М.А.Панфиловой , методики «Рисунок несуществующего животного», теста «Сказка», составленного детским психологом Луизой Дюсс . В результате проведения вышеуказанных методик у испытуемых было обнаружено скрытое эмоционально-личностное беспокойство, агрессивность, неуверенность, страх, которые испытывают дети старшего дошкольного возраста, участвовавшие в тестировании. Все это указывает на необходимость поиска и реализации психолого-педагогических условий коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников.
Методы исследования: был использован комплекс методик: методика «Кактус», тест «Рисунок несуществующего животного», тест «Сказка». Методики исследования:
Результаты по методике «Несуществующее животное » По наличию сильной, уверенной линии в рисунке у 38% детей наблюдается показатель хорошего контроля аффективности, у 79% % детей наблюдается неаккуратность в выполнении рисунка, колеблющиеся, прерывающиеся линии, «запачканные» рисунки – это свидетельствуют о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности По методике «Сказка» 70,6% – детей ревнуют к союзу своих родителей, чувствуют себя обделенными вниманием со стороны обоих родителей из-за проявления или своих чувств друг к другу; 70,6% – выявляют отношение ребенка к агрессивности, разрушительности и тесно связанными с ними чувствами вины и самобичевания; 64,7% – выражают скрытую агрессивность к родителям; 41,1% – проявляют чувство собственности, «моё»; 35,3% – испытывают тревожность, страх, невысказанные желания, ожидания. По методике «Кактус»
Конспект занятия на тему: « Коррекция агрессивного поведения у детей». Продолжительность занятия 25-30 минут. Оптимальное число участников группы: 6 детей, 6 лет. Цель: создание условий, способствующих ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Задачи: -настроить детей на контакт друг с другом; -развитие умения понимать состояние другого человека; -развитие навыков общения; -развитие умения выражать свои эмоции в социально-приемлемой форме; -обучение ауторелаксации, способам снятия напряжения. Методы: игра, упражнение, обсуждение, беседа, релаксация. Материалы и оборудование: Диск с записью расслабляющей музыкальной композицией «Звуки природы»; компьютер; кукла-котенок (Би-ба- бо ). Ход занятия: 1.Приветствие. П-П: Здравствуйте, дети! Д: Здравствуйте! П-П: Сегодня к нам в гости пришел котенок, он очень хочет посмотреть, как мы с вами играем! П-П: Давайте встанем все в круг, познакомимся с котенком и подарим друг другу улыбку. По очереди каждый называет свое имя и улыбается. Теперь присаживайтесь на стульчики, научим котенка добрым словам! 2. Упражнение «Комплименты». Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, взрослый предлагает сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. П-П: Давайте научим нашего котика помогать и любить птичек .
3.Игра «У птички болит крылышко — пожалей птичку». Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка... (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку». П-П: А теперь мы покажем котику как нам вместе весело. 4. Игра «Маленькое привидение». Цель: научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев. Взрослый предлагает детям сыграть роль маленьких добрых привидений, которым захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По хлопку дети делают руками такое движение: приподнимают согнутые в локтях руки, пальцы растопырены, при этом произносят страшным голосом звук «У». Если слышится тихий хлопок, то дети произносят тихо этот звук, если громкий – то громко. П-П: Пришло время немного отдохнуть нам и нашему гостю! 5 . «Минута расслабления» (релаксация). Включить диск с расслабляющей музыкой «Звуки природы». «Давайте снова возвратимся на волшебную поляну. Мы лежим на траве и видим, как пролетает стая птиц. Мы смотрим на них и представляем, что тоже умеем летать. Медленно и плавно мы отрываемся от земли, поднимаемся над озером и летим, словно птица, переставая ощущать своё тело. Оно такое лёгкое, как облака. Движения легки и свободны. Мы парим в небесах и наблюдаем необыкновенную красоту. Сквозь кристально чистую гладь озера виден волнистый песок с гладкими камешками и ракушками. Из-под них высовывается маленький рачок, плавают рыбки. Мы опускаемся на волну, и она покачивает нас, будто бумажный кораблик. Облака, птицы, солнечные лучи – все улыбаются вокруг, даря эти улыбки нам. Мы наслаждаемся теплом, приятными запахами травы. Нам хорошо и спокойно. На счёт 1,2,3 мы открываем глаза и возвращаемся снова на занятие, отдохнувшие и спокойные». 6. Итог занятия : беседа с детьми о том, чему научились, что понравилось, что было трудно делать, какое настроение и т.д. П-П: Котенку очень понравилось быть у нас в гостях, давайте попрощаемся с ним и пожелаем ему всего доброго! До свидания! Д: До свидания! Приходи еще к нам в гости!
Результаты контрольного эксперимента по методике «Несуществующее животное» 82,4% - рисунков детей, окрашены «положительными» эмоциями, энергией, активностью. Прослеживается тенденция к рефлексии, к размышлению относительно собственных поступков, склонность принятия за себя ответственности. В рисунках отсутствуют выступы, шипы, рога – прямые символы агрессии. Уверенные хорошо стыкующиеся линии – являются показателем хорошего контроля аффективности. Присутствие дополнительных деталей (перья, крылья, дополнительные ноги, горбы ) – говорят об энергии охвата разных областей деятельности, уверенности в себе. 17,6% - наметилось снижение уровня внимания внешненаправленной агрессивности и реактивности, тем не менее для них характерно эмоциональная неустойчивость, эгоистичность, ситуативное агрессивное поведение . Результаты контрольного эксперимента по методике «Сказка» ревность к союзу своих родителей проявляли 70,6% детей, то сейчас 53%; у 70,6% детей выявили агрессивность, чувство вины, вследствие проведенной коррекционной работы этот результат снизился до 41%; скрытую агрессивность можно было наблюдать у 64,7% детей, при повторном обследовании 35%; чувство собственности, «моё» проявляли 41%, то сейчас 23,5% детей; 35% испытывали тревожность, страх, при повторном обследовании 17,6% детей. Положительно то, что по всем показателям наметилась динамика. Более яркую динамику можно наблюдать по второму и третьему показателям, которая составила примерно 30%.
Выводы По методике «Сказка» мы провели обработку, используя t -критерий Стьюдента. Результаты расчета мы представили в приложении. Полученное эмпирическое значение t (4,8) находится в зоне значимости, а это значит, что гипотеза подтверждена. Анализируя результаты коррекционной работы, мы видим, что нивелировать агрессивность полностью не удалось, да и не нужно было, ведь речь шла о необходимости контролировать её проявление. Таким образом, исходя из результатов сравнительного анализа, можно сделать вывод, что выработанные нами методики диагностики, формы и методы коррекционной работы оказались оптимальными и эффективными. Следовательно, у детей дошкольного возраста нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии, как патохарактерологических ; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью. Благодаря тому, что коррекционная работа носила комплексный, системный характер, применялось гибкое чередование и комбинирование методов и приёмов игротерапии и арттерапии .
Рекомендации для родителей по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением. - Упорядочить систему требований , следите за своими поступками, показывая личный (положительный ) пример. - Дайте понять ребенку , что вы его любите таким, какой он есть. Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю. - направьте его энергию в положительное русло, например: в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции ,управлять своим поведением ( рисование, пение, плаванье , бег) - Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания. - Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих. - Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле. Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение , причиняет страдания близким людям. Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый ( например скажите ему: Зачем ты так делаешь , ведь ты хороший, добрый !) - Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить , громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу; устроить соревнование «Кто громче крикнет», « Кро выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит» .
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессия детей дошкольного возраста
Развитие и благополучие любого ребёнка во многом зависит от того, как он приспособлен к окружающей действительности, к окружающему его социуму, каковы его ощущения в ближайшем окружении. Для комфортно...
Игры – этюды для профилактики детской агрессии детей дошкольного возраста
Игры – этюды для профилактики детской агрессии детей дошкольного возраста Агрессивность в детском возрасте, нарушает процесс благоприятной с...
Проблемы речевой агрессии детей дошкольного возраста
Сегодня родители все чаще задаются вопросом: «Откуда в детях столько грубости и агрессии?». Речевая агрессия все активнее участвует в детских играх и развлечениях, проникает в их разговоры и, что особ...
Консультация для воспитателей и родителей о речевой агрессии детей дошкольного возраста
Проявления агрессивного поведения наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели....
Консультация «Причины агрессии детей дошкольного возраста»
quot;Как справиться с агрессией ребенка"В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому челов...
причины агрессии детей дошкольного возраста
причины агрессии детей дошкольного возраста...
«ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В статье рассматривается проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявлен...