Консультация для воспитателей и родителей о речевой агрессии детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Зиянгирова Лариса Рафаиловна

Проявления агрессивного поведения наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели.

В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. И косвенная и прямая вербальная агрессия включает в себя ругань нецензурными словами. Рано или поздно каждый ребенок приносит домой «изящные» выражения, шокирующие взрослых. Нужно ли говорить ребенку «подхватившему» какое-либо нецензурное слово, что это – ругательство?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_agressiya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая агрессия у детей

В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Вербальная агрессия

        Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях.

  • Жалобы - «Он меня стукнул, он игрушки не убрал» и пр.
  • Демонстративный крик - «Уходи, надоел. Не мешай!»
  • Агрессивные фантазии – «Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму», «Я тебя догоню, покусаю, посажу на высокую гору, и будешь там сидеть один», «Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут»
  • Ругань нецензурными словами.

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.

  • Дразнилки – «ябеда-корябеда», «поросенок», «жора-обжора».
  • Оскорбления – «жир-трест», «урод», «дебил», «толстуха, дурак, нытик».
  • Ругань нецензурными словами.

Причины, провоцирующие агрессивность детей:

  • Привлечение к себе внимания сверстников;
  • Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство
  • Защита и месть
  • Стремление быть главным
  • Стремление получить желанный предмет

Проявления агрессивного поведения наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели, после чего агрессивные действия прекращаются. Эти действия носят инструментальный, или реактивный характер.

В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик упал в бассейне, а другой смеется над его слезами, или девочка прячет игрушку (вещь) своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что должно вызывать особую тревогу взрослых.

        И косвенная и прямая вербальная агрессия включает в себя ругань нецензурными словами. Рано или поздно каждый ребенок приносит домой «изящные» выражения, шокирующие взрослых. Нужно ли говорить ребенку «подхватившему» какое-либо нецензурное слово, что это – ругательство?

        Думаю, сказать стоит. Во-первых, нет никакой гарантии, что малыш забудет ругательства. Он может их вспомнить в самый неподходящий момент, и тогда случится конфуз. Во-вторых, как малыш узнает, что эти слова произносить нельзя? А если он узнает это не от близких людей, а от посторонних, то, как вы будете выглядеть в его глазах? Ребенок решит, что раз вы его не останавливали, значит, ничего не имеете против. Дети ведь не вдаются в тонкости взрослой психологии…

        Конечно, ругать ребенка не следует. Так же как и объяснять ему значение этих слов. Это лишь привлечет внимание к запретной теме. Лучше спокойно сказать, что хорошие дети таких слов не произносят, бранятся только хулиганы и глупые малыши, за что их в приличные места не берут.

        Но случается так, что малыш невзирая ни на что упорно продолжает ругаться. О чем свидетельствует такое поведение?

Ребенок-демонстрант

Когда ребенок хочет выделиться, противопоставить себя окружающим, казаться взрослее, независимее, чем он есть на самом деле. Такие дети рано начинают подражать плохим примерам. К ним липнет все отрицательное.

        Совладать с демонстративным ребенком нелегко, но вполне возможно. Принцип такой: помочь ему нормально самоутвердиться (демонстративные люди оказываются очень неуверенными в себе). А с другой стороны – резко отрицательно реагировать, легонько шлепнуть по губам. И не больно и отрезвляет. Демонстративные дети боятся, что их не замечают. Поэтому надо сначала предупредить, а затем лишить каких-либо благ, связанных с общением (прогулки, поездки, поход в гости, чтение, совместные игры). Может потребоваться несколько повторений, главное не давать слабины и не идти на уступки.

        Ну и самая «тяжелая артиллерия» - это бойкот. Показать, что не хотите с ним иметь никаких дел. А если ребенок вежлив, то окружающие это ценят и стараются его порадовать.

Возбудимый ребенок

        Сложнее дело обстоит с возбудимыми и расторможенными детьми. Такие дети, войдя в раж, уже не контролируют свои слова и поступки. Их тоже следует учить сдерживаться, но надо иметь в виду, что они просто НЕ МОГУТ сдержаться. Это не капризы, а болезнь. Педагогические приемы необходимо сочетать с лечением у врача.

Что делать?

        Никогда не позволяйте детям говорить с вами властным, требовательным тоном! Как бы ребенок не был обижен, расстроен или взволнован, нельзя допускать в речи грубых интонаций. Мы же приучаем детей с ранних лет следить за гигиеной, тратим на это массу сил и нервов. А психическая гигиена важна не меньше или даже больше. У нервного возбудимого ребенка и так в душе царит хаос, тут еще и подпитка извне: детское хамство порождает ответные крики, ругань, скандалы. Ребенок «варится» в этом нервном, психопатическом «бульоне», и его психика все больше разлаживается.

        Бороться с детской грубостью и сквернословием, довольно скоро выясняется, что взрослым труднее всего… справиться с самими собой.

        «Где же такие железные нервы взять?» - мы оправдываемся «устаем, никакого терпения не хватает»

        Но ведь дети – это наше зеркало. Так что здесь, как нигде, действует принцип «начни с себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей и родителей: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помо...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация знакомит воспитателей с влиянием загадок на речь детей, также знакомит с методикой обучения составлению загадок....

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»...