Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников.
статья
Предварительный просмотр:
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Выполнила: воспитатель
Надейнова Екатерина Геннадьевна
Кем быть? Передо мной такой выбор никогда не стоял. С детства я мечтала быть воспитателем. Быть может, моя будущая профессия была связана с тем, что в детстве мне повезло с воспитателями в детском саду, а в школе с учителями. У меня были очень хорошие воспитатели, видящие в каждом ребенке личность и, конечно же, любящие детей и свою работу. А теперь уже много лет я сама работаю воспитателем в детском саду. Для меня это скорее не профессия, а образ жизни. Каждый день, приходя в детский сад, я общаюсь с детьми. И каждый раз для меня открывается что-то новое. Себя я нашла и реализовала только в детском саду, рядом с детьми – открытыми, доверчивыми, любознательными.
Большое внимание я всегда уделяла воспитанию у своих ребятишек любви к окружающей природе, ко всему живому, к нашему родному поселку. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы страдаем от загрязнения воздуха, воды и почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться губительному влиянию человека.
Мое детство прошло в поселке рядом с заповедной природоохранной зоной. Вокруг посёлка лес, водохранилище, чуть подальше реки, поля. Но даже красота окружающей природы не может скрыть последствий деятельности промышленных предприятий, близлежащие свалки мусора. Загрязнённость воздуха различными ядовитыми соединениями промышленных предприятий, котельных, шумовые воздействия от рядом прилегающей железной дороги, приводят не только к нарушению экологического баланса, но и к различным болезням. Все это нас окружает, становится частью нашей жизни. Чтобы ребенок видел в каждом цветочке, каждой букашке живое существо, не смог бы навредить ему, чтобы подрастая, не наносил вред окружающей природе, необходимо формировать навыки экологического воспитания с раннего детства.
Дошкольный возраст важный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, которое проявляется во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
В настоящее время главная цель экологического образования - развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей духовную жизнь и поступки.
В понятии «экология» имеет смысл выделить тему экологии ребёнка. Это особенности взаимоотношений ребёнка и природы, поняв которые мы можем получить неограниченные возможности развивать в нём лучшие человеческие черты, укреплять здоровье.
Мы живём и трудимся в посёлке, где есть оазисы живой природы - это и озеро, и скверы, парк, лес, водохранилище. У нас есть возможность всё это видеть, любоваться и наслаждаться. Очень хотелось бы, чтобы у подрастающего поколения появилось желание беречь окружающую нас природу, ответственно относиться к ресурсам и объектам живой природы.
Исходя из этого, приоритетом в своей работе я определила тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста начал экологической культуры». Главной целью моей деятельности стало формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников, воспитание любви к природе родного края.
Работая воспитателем с детьми среднего возраста, я поставила перед собой задачу - научить детей предвидеть последствия своих поступков по отношению к окружающей среде, воспитать их экологически грамотными людьми. Средний возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе как части природы.
С этой целью я провела серию наблюдений за обитателями живого уголка, растениями, животными на участке детского сада (комплексные занятия «Прогулка в лес», «Почва- живая земля»). Дети приобретали навыки ухода за растениями и животными, учились с ними общаться. В старшем возрасте дети уже ухаживали за обитателями живого уголка и уголка природы, каждый день начинался с приветствия жителей живого уголка.
Цикл наблюдений (за насекомыми, растениями, деревьями, почвой) провела на экологической тропинке. С детьми старшего возраста проводились экскурсии за пределы детского сада -на озеро, в парк, в лес, на пруд. Экскурсии закладывают у детей не только умение осмысливать настоящее, но и желание активно влиять на будущее своего края. Дети, как настоящие путешественники, составляли экологические карты, используя простейшие обозначения, придуманные ими, отмечали места экологического неблагополучия. Во время пеших прогулок в лес, возле посадок молодых елочек, для жителей посёлка установили щит-предупреждение в их защиту посадок ели. Лозунг придумали вместе с детьми, а родители помогли изготовить таблички. Проводя экскурсии на фетровую фабрику, на свалку, в места экологического неблагополучия, рассказывая детям о загрязнении окружающей среды, экологических катастрофах, о влиянии человека на экосистемы, старалась заложить в них бережное отношение к окружающему.
Особое место в формировании экологической культуры отводилось разнообразной деятельности с литературными произведениями (чтение, инсценировки, заучивание стихотворений и т. д.). Важная роль отводилась сказкам, рассказам на экологическую тематику, которые сочиняли дети вместе со взрослыми. Целесообразно в этом возрасте организовывать игровые обучающие ситуации, разыгрывать литературные сюжеты с помощью ролей.
Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. С этой целью с детьми старшего возраста проводила беседы, обсуждали прочитанное в познавательной литературе, различные познавательные энциклопедии, журналы “Свирелька”, “Муравейник”, “Юный натуралист”, “Филя”. Конечно же, никакая беседа или занятия не принесут столько знаний и пользы, как наблюдения на прогулке, экскурсии в места ближайшего окружения. Во время экскурсий в лес, на озеро, пруд, собирали природный материал для коллекционирования, исследовали растения, почву, собрали гербарий. Создали “Красную книгу”, в которой размещали фотографии некоторых видов животных и растений, охраняемых в Тверской области. Для наиболее полноценного проведения прогулок разработала перспективный план прогулок по временам года.
Кем бы ни был ребёнок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы. Поэтому свою работу с детьми старшего возраста я начала с организации работы кружка “Юный эколог”. В содержание работы по экологическому воспитанию был включен цикл наблюдений за водой, её свойствами. С целью исследовательской работы проводились опыты по выращиванию лука в разных условиях (в воде, земле, в подкрашенной воде, на окне, в тёмном месте). А весной на подоконнике появился целый огород- вырастили боб, горох, картофель, огурцы, перец, рассаду цветочных культур (у каждого ребёнка было своё выращенное растение). С приходом тепла рассаду цветов высадили в цветнике. Дети ухаживали за ней, поливали, помогали воспитателям в прополке, а осенью радовались ярко цветущим растениям. Проводились опыты по выращиванию растений не только в земле, но и в мокрой вате, в закрытой банке.
Ещё один из способов привлечения внимания детей к окружающему миру – это коллекционирование. Собрали с детьми коллекцию осенних запахов. А зимой вдыхали эти запахи и вспоминали об осени. Это одновременно и аромотерапия, и воспитание чуткого ребёнка, не только вглядывающегося, но и вслушивающегося, “внюхивающегося” в природу. Чтобы привлечь внимание детей к окружающему миру, в подготовительной группе продолжили коллекционирование. Собранные коллекции и экспонаты разместили в экологическом музее (гербарий, альбомы о природе, “Красную книгу”, составленную руками детей, собранную коллекцию окаменелостей вымерших животных, живших миллионы лет назад и т. д). В создании экологического музея помощь оказали родители.
Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В своей работе использовала игры по ознакомлению с флорой и фауной, с окружающей средой, такие как “Угадай, кто это?”, “Что сначала, что потом?”, “У кого какой дом”, “Грибная полянка”, “Волшебный лес”. Очень важно использование игр, цель которых - закрепление знаний дошкольников о правилах поведения в природе. Усвоение правил осуществлялось в процессе расшифровки знаков, в которых были отражены те или иные правила поведения по отношению к природе. С помощью родителей оформила панно «Этого не следует делать в лесу». В целях уточнения знаний детей о птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц, провела комплексное занятие: «Что мы знаем о птицах». Участвуя в экологических постановках, у детей развиваются актёрские данные. Интересен был проект «Напиши письмо любимому животному», в котором приняли активное участие родители. Дети, вместе с родителями составляли письма любимым животным и ждали на письма ответа. Я подготовила ответы на письма от «имени животных».
В свободной самостоятельной деятельности дети выполнили много рисунков на экологические темы, передавали в рисунках свои самые сильные впечатления, своё восприятие окружающей среды, своё отношение к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Из опыта работы...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его пр...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, формирование экологического сознания и поведения. При ознакомлени...
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Всё хорошее в детях из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Я хочу, чтоб земля расцветала.Чтоб росли как цветы, малышиЧтоб для них экологи...
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого педагоги должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истиной культуры в детях....
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников в Экоцентре
Экологическое воспитание дошкольников...