Игры-эксперименты
картотека (младшая группа)

Титовская Наталья Андреевна

ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ  и  ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_-_eksperimenty2_ml.gr_.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ

ИЗ ЦИКЛА «ВОДИЧКА, ВОДИЧКА...»

«Прозрачная вода»

Цель: познакомить детей с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется), сформировать умения и навыки по использованию воды.

Материал: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая - чаем); стеклянная банка с широким горлышком; таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.

Описание: в гости к ребятам приходит Капелька.

—        Кто такая капелька? Где она живёт?

Ребятам предлагается узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной — вода, в другой — чай.

—        Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?

Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.

—        Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льётся). Послушайте, как она льется. Какой слышите звук?

Воспитатель предлагает добавить в стаканчики ложечкой сахарный песок: помешать и понаблюдать, что сахар растворился.

Детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, взрослый спрашивает: «Вы что-нибудь видите?» Затем дети рассматривают картинки через банку с водой.

  • Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная).
  • Что мы узнали о воде?

«Чистящая вода»

Цель: получить или закрепить представления, что вода смачивает предмет и очищает. Сформировать умение (навык) мыть руки водой через экспериментирование с водой.

Материал: широкая миска (желательно прозрачная) с водой, 2 салфетки: чистая и грязная, безопасная краска для нанесения на детские ладони.

Описание: предложить ребятам взять чистую бумажную салфетку и осторожно опустить ее в миску с водой. Объяснить, что вода намочила салфетку.

Затем опустить в воду грязную салфетку. Объяснить, что вода растворила грязь. Рассмотреть вместе с детьми, что вода стала грязной.

Затем нанести на детские ладошки краску и попросить детей опустить руки в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как вода окрашивается, а руки становятся чистыми. Побеседовать с детьми: почему надо мыть руки, почему нельзя ходить с грязными руками и почему это небезопасно.

«Мокрые рукава и полотенце»

Цель: показать детям необходимость засучивать рукава при мытье рук; сформировать умение (навык) мыть руки и правильно вытирать их насухо полотенцем.

Материал: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.

Описание: предложить ребятам взять полотенце и положить в миску.

- Как вы думаете, что будет с полотенцем? (Станет мокрым).

Объяснить, что при мытье рук рукава одежды тоже могут намокнуть, если их не подвернуть. Предложить детям подумать и ответить, удобно и небезопасно ли ходить с намоченными рукавами рубашки. Почему это опасно? Объяснить, что полотенце становится мокрым, потому что впитывает воду, которая попадает на руки.

«Грязные и чистые руки»

Цель: получить или закрепить представления детей, что вода очищает предметы, сформировать и закрепить умение мыть руки.

Материал: две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).

Описание: предложить ребёнку пополоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.

«Какой формы мыльце»

Цель: дать детям представление о мыле, его полезных свойствах; сформировать и закрепить умение мыть руки с мылом через экспериментирование.

Материал: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.

Описание: рассмотреть вместе с детьми кусочки мыла разной формы. Объяснить, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла. Взрослый берёт мыло и тщательно намыливает руки, показывает детям необходимые действия. Затем обращает внимание малышей на форму мыла, предлагает рассмотреть её и сказать, что изменилось. Затем просит детей повторить действия с мылом и водой, помогает им, подсказывает. После мытья рук и вытирания их полотенцем насухо, рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращается внимание на воду, ее загрязненность. Подводит к выводу, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.


«Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёночку, меняет цвет. Поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание: медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.

—        Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?

Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают её, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.

  • Что мы делаем, когда вынимаем петлю? (Потихоньку дуем).
  • Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Пузырь получился только из жидкого мыла. Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, получается пузырь.

Игры: «Какой формы пузырь?», «Какой пузырь летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

«Госпожа зубная щетка»

Цель: познакомить детей со свойствами зубной щетки: состоит из маленьких ворсинок, хорошо трёт, чистит. Закрепить культурно-гигиенический навык в ситуации экспериментирования.

Материал: зубные щетки для каждого ребёнка, тазик с водой, зубная паста.

Описание: Лена-гигиена приносит зубную щетку.

—        Чем мы чистим зубы? Почему мы чистим их зубной щеткой?

Взрослый предлагает рассмотреть зубную щетку, потереть ею о руку.

—        Что вы чувствуете?

Зубная щетка хорошо трёт, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубами и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит здоровыми.

—        А откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы? Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы или делать это неправильно?

Поэкспериментировать с зубной щеткой и водой, размочить ворсинки, посмотреть, как по-разному они выглядят. Потереть ладошку влажной щеткой, сравнить результаты. Нанести на зубную щетку пасту, растворить ее в воде, понаблюдать, что будет происходить в воде.

«Путешествие в страну щеток»

Цель: обратить внимание детей на то, что существует разные щетки (обувная, смётка, швабра, зубная, для расчесывания), но назначение их всех — помочь человеку убрать грязь. Закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета.

Материал: разные щетки (обувная, зубная, смётка, швабра, щетка-расческа для волос).

Описание: воспитатель рассказывает, что Госпожа зубная щетка приехала к ним из страны щеток. Предлагает совершить путешествие в эту страну.

-В стране щёток обитают разные жители. Посмотрите на них. Что разного у этих жителей? (Внешний вид, размер, назначение).

  • Для чего они нужны?

Показывает детям разнообразные действия с щетками.

-        Но все эти щётки живут в одной стране. Что у них общего? (Ворсинки). Для чего нужны нам эти вещи? (Для чистоты, помощи в работе).

Воспитатель может предложить игру, герой которой Незнайка использует щетки неправильно: зубной - чистит обувь, столовой щёткой-сметкой причесывает волосы и т.п. Дети решают эту запутанную ситуацию, раскладывают щетки по их назначению.

«Путешествие в город предметов личной гигиены»

Цель: обратить внимание детей, что вокруг нас много вещей, среди них — предметы личной гигиены, которые помогают нам соблюдать чистоту и опрятность. Проверить знания детей об их необходимости и умения использовать их.

Материалы: предметы личной гигиены (мыло, мочалка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа). Картинки с изображением предметов личной гигиены.

Описание: в гости к ребятам приходит «девочка чумазая».

-        Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;

На локтях — дорожки.

-        Играла на улице вот и испачкала.

  • Ребята, что нужно сделать «нашей девочке»? (Умыться). Ты знаешь, что тебе поможет в этом?
  • Нет.
  • Ребята, давайте отправимся в путешествие в страну вещей, в город «Предметов личной гигиены». Там мы встретим жителей этого города — помощников, которые помогут «девочке чумазой» стать чистой и опрятной.

Воспитатель вместе с ребятами отправляется в путь. Взрослый подчеркивает, что в стране вещей живут разные вещи, но в городе «Предметов личной гигиены» живут вещи, необходимые людям, чтобы они были чистыми, опрятными, красивыми и здоровыми.

—        Вот один из жителей этого города. Что это? (Мыло). Зачем нам нужно мыло? Что мы с ним делаем? (Намыливаем руки, отмываем грязь).

Мыло душистое, белое, мыльное.

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

—        Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,
Мыло тебя, наконец, бы отмыло.

—        Что это? (Полотенце). Зачем нам нужно полотенце? (Вытирать руки). Где у нас хранится полотенце? (На вешалке). Вы умеете вытирать руки? Покажите мне.

—        Махровое, душистое, мягкое, пушистое.
Любит воду промокать, где что влажно вытирать.

—        А вот две подружки? Что это? (Зубные щетка и паста). Зачем они нам нужны? (Чистить зубы).

  • Я щетка-хохотушка,
  •  Зубам твоим подружка.
  • Люблю всё убирать.
  •  Мести и вычищать.
  • «Здравствуйте, друзья! Я тюбик.

И совсем я не опасен,

Мятный запах мой прекрасен.

Я не жадный», — говорю.

Пасту всем свою дарю.

Чтоб улыбка засияла белизной,

Вы, ребята, подружитесь и со мной!»

  • Что помогает нам сделать волосы аккуратными, красивыми? (Расческа).
  • Вот сколько помощников, чтобы быть чистыми и опрятными, мы встретили в этом городе. Ты запомнила их, «девочка чумазая». Пора возвращаться домой. Чтобы нам не забыть жителей этого города мы возьмём их изображения и повесим в комнате гигиены.


ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ

ИЗ ЦИКЛА «Я ОДЕВАТЬСЯ САМ МОГУ»

«Что отражается в зеркале»

Цель: познакомить детей с понятием «отражение». Рассказать о необходимости зеркала человеку.

Материалы: зеркала, ложки.

Описание: любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало.

—        Кого вы видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? А теперь посмотрите на ложку без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, которые вы видели в зеркале?
(Нет, они одинаковые).

-        Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле. Мы можем увидеть в зеркале даже то, что не можем увидеть сами у себя.
Посмотрите, обезьянка запачкала мордочку, но она не видит этого, это видим мы с вами. Как ей узнать, что у нее грязные щеки и ухо? Правильно, ей надо посмотреть в зеркало. Давайте придумаем, как это сделать. (Импровизация). - Если вы, ребята, увидите себя грязными в зеркале, значит, вы испачкались,
необходимо скорее умыться.

А еще, глядя в зеркало, можно корчить рожицы. Детям предоставляется возможность повеселиться.

«А варежки — последними»

Цель: закрепить умение последовательно использовать вещи в ходе одевания, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают в последнюю очередь.

Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.

Описание: предложить детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию на игрушке. Подвести их к выводу, что в варежках делать это неудобно, поэтому их следует надевать последними. Обратить внимание детей на значение варежек в прохладную и холодную погоду. Объяснить, чем опасно, когда мерзнут руки, что может последовать за переохлаждением. Отработать несколько приемов согревания рук, если потерялись варежки.

«Путешествие в страну Одежды»

Цель: сформировать и закрепить знания детей о назначении одежды и правилах ухода за ней.

Материалы: картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Описание: воспитатель предлагает ребятам отправиться в страну Одежды (например, в раздевальню).

  • Зачем нам одежда? Какая она бывает? (Показывает картинки).
  • Что может плохое произойти с одеждой? (Испачкаться, порваться, помяться).
  • Что делают взрослые, чтобы привести одежду в порядок, чтобы она была чистой, красивой? (Стирают, гладят, чинят).
  • Вы тоже можете помочь своей одежде. Знаете как? (Не пачкать, не мять). Что надо делать, чтобы одежда не мялась, не пачкалась? (Аккуратно складывать, вешать на вешалку).

Воспитатель предлагает детям «поухаживать» за их одеждой, аккуратно сложить её в шкафчиках, после чего они возвращаются из страны Одежды в группу.

«ТАК ПРИВЫКЛИ МЫ К ПОРЯДКУ»

«Путаница или что для чего»

Цель: сформировать и закрепить понятия детей о назначении вещей и о месте их нахождения.

Материал: тарелка, свитер, сапоги, игрушка, книжка.

Описание: воспитатель спрашивает, что за предметы лежат на столе.

-Зачем нам нужна тарелка (свитер, сапоги, игрушка, книжка)? Давайте все вместе посмотрим, каждая ли вещь лежит на своем месте? Где должна находиться тарелка (свитер, сапоги, игрушка, книжка)? Что будет, если тарелку положить в шкафчик для одежды? (Может испачкаться, разбиться). Можно ли потом использовать её для еды? Почему?

Аналогично рассматриваются остальные вещи. Детям предлагается разложить их правильно по местам.

«Путешествие в страну Чистоты»

Цель: сформировать и закрепить понятия детей о необходимости соблюдения чистоты, о средствах и способах ее создания.

Материалы: стол с грязной посудой, крошки на полу вокруг стола.

Описание: воспитатель рассказывает, что получила письмо от Лены-гигиены, которая приглашает всех в страну Чистоты. Дети отправляются в путешествие. Дети идут по группе, взрослый подчеркивает как вокруг чисто, красиво, везде порядок. Подходят к столу.

  • Ребята, посмотрите, кто-то насорил. Почему это плохо? Что нужно делать, чтобы не было грязи и крошек? (Есть аккуратно).
  • Что нужно делать, если вдруг вы разлили суп, чай или накрошили хлеб? (Собрать салфеткой или щеткой-сметкой, убрать за собой).
  • Давайте наведем порядок, чтобы было чисто, мы же находимся в стране Чистоты.

Дети самостоятельно выбирают необходимые предметы и совершают действия с ними. Воспитатель совместно с детьми и Леной-гигиеной оценивает результаты, поощряет детей.

«Путешествие в страну Игрушек»

Цель: закрепить понятия детей о необходимости бережного отношения к игрушкам и наведения порядка в помещении.

Материалы: разбросанные игрушки.

Описание: воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в страну Игрушек. Вместе с ними подходит к кукольному уголку.

  • Что случилось!? (Игрушки разбросаны). Жалко игрушки! Что будет с игрушками, если оставить их так? Безопасно ли ребятам играть, бегать по группе, когда разбросаны игрушки? (Нет). Почему? (Можно упасть, удариться или сломать игрушки).
  • Что нужно сделать, чтобы игрушки не пострадали и ребята смогли безопасно играть? (Убрать игрушки на место). У каждой игрушки должно быть своё место. Можно ли положить настольную игру в кукольный шкафчик? Куда бы вы положили настольную игру (кукол, мячи, музыкальные инструменты)? Давайте поможем игрушкам и положим каждую на её место.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-эксперимент "Как органы человека помогают друг другу"

Процесс развития исследовательского поведения - сложный, но управляемый. Именно система проблемного обучения, использование технологий детского экспериментирования позволяет успешно решать образовател...

Игры эксперименты. Рекомендации для воспитателей

Разработка и подбор игр экспериментов для дошкольников...

Игра -эксперимент с водой "Взобьем пену" для детей раннего возраста

Игру можно проводить с детьми  как в детском саду, так и в домашних условиях....

"Волшебница-вода" занятие с играми- экспериментами

На занятие присутствовало большое количество педагогов и занятие имело большой успех....

«Игры - эксперименты, которые можно провести в домашних условиях»

Опыты - эксперименты с водой и воздухом в домашних условиях....

Игры-эксперименты и игры-этюды для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Игра-экспериментирование «А ладошки-то отмылись»Цель: Создать условия для расширения представлений оводе (смачивает, очищает), способствовать формированию навыка мыть руки водой через эксп...

Материал по лексической теме «Весна»: дидактические игры, упражнения, игры-эксперименты и т.д. (в средней группе для детей с ТНР)

Материал по текущей лексической теме «Весна» в средней группе для детей с ТНР.Материал подойдет педагогам, логопедам и родителям....