Рабочая образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа для детей второй младшей группы на 2018-2019 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ml_gr_18-19.docx | 95.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
ул. Затонская, 5 – А, г. Красноярск, РФ, 660025, тел./факс: (391)213 -11-74, e-mail: mdou22@yandex.ru
ОКПО 54493022, ОГРН 1022401951428, ИНН/КПП 2461023042/246101001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Воспитателей МБДОУ№22 г. Красноярска
Савченко И.А
Для детей второй младшей группы
на 2018-2019 учебный год
Содержание программ
№ п/п | Содержание | Страница |
I. | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | 2 |
1.2 | Принципы и подходы к формированию рабочей программы с 3-4 лет | 4 |
1.3 | Значимые характеристики дошкольного возраста с 3-4 лет | 5 |
1.4 | Планируемые результаты освоения программы | 7 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание образовательной деятельности обязательной части программы | 9 |
2.2 | Средства, формы, способы и методы реализации образовательной программы | 12 |
2.3 | Особенности образовательной деятельности разных видов, культурных практик 3-4лет | 13 |
2.4 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 18 |
2.5 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников | 19 |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Материально-техническое обеспечение программы | 23 |
3.2 | Режимы жизнедеятельности воспитанников с 3 -4 лет (холодный, теплый период) | 24 |
3.3 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. | 27 |
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ.
1.1 Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитателя, второй младшей группы, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» (далее по тексту – Программа) на 2016-2017 учебный год разработана в соответствии с «Законом об образовании РФ» от 29.12.2012г ФЗ-№273.; «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155,Регистрационный № 30384от 14.11. 2013 г Министерства юстиции РФ; «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» утв. приказом Минобрнауки России от 13.08.13г № 1014"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13" утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г.; Уставом МБДОУ № 22.
Цели и задачи реализуемой программы.
Цель: основная образовательная деятельность направлена на достижение цели всестороннего воспитания и развития личности ребенка в процессе развития его способностей.
Задачи: достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:
- овладение детьми специфическими средствами специальных видов детской деятельности;
− становление важнейших личностных характеристик: произвольности, осознанности собственных действий, развитие активной позиции;
− охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
− обеспечение доступности дошкольного образования;
− обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
− создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-1-
− объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
− формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальны, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
− формирование социокультурной среды, соответствующей возрастными, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
− обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
- ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ С 3-4 ЛЕТ.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
1.2.1. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
1.2.2. обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
1.2.3 дифференциация и индивидуализация образовательной деятельности;
1.2.4. амплификация детского развития;
1.2.5. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
1.2.6.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
1.2.7.сотрудничество с семьёй;
1.2.8. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
1.2.9.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
-2-
1.3 ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.
.1. Характерные особенности возраста детей 3-4 лет
У детей четвертого года жизни, как и на протяжении всего дошкольного возраста, происходит интенсивное физическое развитие. Овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам является необходимой характеристикой развития ребенка. Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч – это показатели не только его физических достижений, но и уровня его общего развития.
У детей этой возрастной группы продолжает складываться интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой. Происходит развитие основных двигательных навыков, их дифференциация и усложнение. Например, ребенок умеет ходить прямо, сохраняя заданное направление, бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, может сохранять равновесие, передвигаясь в усложненных условиях, лазать по лесенке-стремянке и др., использовать двигательные навыки в подвижных и спортивных играх.
К 3 годам дети овладевают азами сюжетной игры – условными предметными действиями. Трехлетний ребенок способен овладеть ролью – более сложным способом построения игры. У него формируется умение вступать в ролевое взаимодействие с партнером, в ролевой диалог. В играх с правилами начинают овладевать правилами одновременных или поочередных действий.
Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности (конструирование, изобразительная, литературно-художественная и др.), которая, с одной стороны служит источником и движущей силой развития ребенка, с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.
Очень важная сторона развития ребенка 4-го года жизни – речь. Показателем полноценного речевого развития и общения является инициативная речь ребенка. В возрасте трех лет у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения. В большинстве случаев речь детей этого возраста несовершенна: нечетка, характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся. Речь взрослого – это то, чему ребенок подражает, что становится образцом для его высказываний.
-3-
В младшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативной к контекстной речи.
Основная задача речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста – развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя и, наконец, становление связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком.
В познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста важен переход от простых предметных действий к игре, когда деятельность детей может направляться образами предметов. Особое значение приобретают способы построения этих образов, ориентирующих ребенка в реальности.
Центральными задачами развития умственных способностей детей во второй младшей группе является освоение ими способов ориентировки в действительности, направленных на выделение ее отдельных сторон, признаков и сфер. Это этап дифференциации. В области развития умственных способностей основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий с сенсорными эталонами. Кроме того, существенное внимание уделяется освоению действий с различными условными заместителями объектов и ознакомлению детей с простейшими формами символизации, позволяющими выразить свое отношение к действительности. Творческие способности ребенка развиваются в процессе решения специальных задач, допускающих множество вариантов решения и гибкое использование новых способов. Продуктами творчества, как правило, в этом возрасте являются отдельные объекты (несложные постройки, рисунки отдельных предметов, присвоение имен или названий отдельным персонажам сказок или их действиям).
Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности, а также на развитии эмоциональной отзывчивости на эти средства.
Развитие коммуникативных способностей детей 4-го года жизни - это приобщение, развитие чувства принадлежности к новой социальной группе. В этом возрасте через знакомство с чувствами человека, способами их выражения, с правилами коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с взрослыми и детьми по правилам, принятым в социуме, появляются возможности сотрудничества детей.
Конкретное проявление способов общения - это «заражение» от других поведением, игрой, приносящим радость и удовлетворение. При возникновении же противоречий, затруднений (что вызывает негативные переживания) дети сразу применяют физические и словесные виды давления (не пытаются договариваться, а разрушают совместную деятельность) либо обращаются с жалобой к воспитателю. Дети практически не вступают в общение по поводу игры, у них отсутствуют ролевые высказывания.
-4-
Для ребенка в общении и взаимодействии важно проявить себя, а с кем взаимодействовать, правильно ли будет понимать его партнер ему не так существенно.
Развитие эмоциональной регуляции - это возникновение у ребенка как можно большего количества положительных эмоциональных образов различных ситуаций пребывания в детском саду, позволяющее адекватно эмоционально реагировать на них, «входить» в ситуации и начинать действовать в ситуациях по правилам.
Развитие произвольной регуляции детей состоит в знакомстве детей с элементарными правилами пребывания в ДОО, овладении способами ориентировки на правило при попадании в ту или иную ситуацию, некоторыми навыками выполнения правил самообслуживания, взаимодействия, познавательной деятельности, игр с правилами. Освоение правил проявляется как знакомство с ними и частичное выполнение. Основным способом регуляции поведения у детей этого возраста будет эмоциональная регуляция, происходящая за счет эмоционального контакта ребенка с близкими взрослыми и способов коммуникации, которые предлагает и которыми владеет взрослый.
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Направление развития | Целевые ориентиры | Средства выявления планируемых результатов освоения детьми ООП | |
Социальное-коммуникативное развитие | приобщение, развитие чувства принадлежности к новой социальной группе. В этом возрасте через знакомство с чувствами человека, способами их выражения, с правилами коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с взрослыми и детьми по правилам, принятым в социуме, появляются возможности сотрудничества детей. проявления чувств и коммуникации): знаком с названиями основных чувств, умеет выражать их мимикой и действиями. Определяет чувство изображенного на картинке человека. Знаком с правилами вежливости, старается следовать им. Знает правила коммуникации, принятые в группе. Старается соблюдать их, повторяя за воспитателем. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. | «Карта развития детей дошкольного возраста» О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г. Критериально-ориентированная методика нетестового типа Наблюдения, опрос | |
Познавательное развитие | Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Усвоение общепринятых условных обозначений при составлении плана. Освоение принципа масштаба. Умение пользоваться системой координат при работе с картой, в игре. Понимание смысла разномасштабных карт и схем. Овладение действием графического моделирования. Развитие способности к осуществлению моделирования познавательных действий «в уме», в плане, и воображения. Умение самостоятельно разрабатывать собственный замысел конструкции. | «Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: рекомендации и материалы для работы с детьми. М. «Гном и Д».2000 «Карта развития детей дошкольного возраста» О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г. Критериально-ориентированная методика нетестового типа |
-5-
Речевое развитие | ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; овладение составлением предложением из букв; овладение умением сравнивать слово по звуковыми конструкциям и подбирать слова к заданной модели | «Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: рекомендации и материалы для работы с детьми. М. «Гном и Д».2000 «Карта развития детей дошкольного возраста» О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г. Критериально-ориентированная методика нетестового типа |
Физическое развитие | у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими | Общероссийская система мониторинга физической подготовленности детей дошкольного возраста, Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г., № 916.; «Карта развития детей дошкольного возраста» О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г. Критериально-ориентированная методика нетестового типа |
-6-
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
Направление развития | Программное обеспечение |
Социально - коммуникативное развитие направлено:
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, развитие чувства принадлежности к новой социальной группе, взаимодействия со взрослыми и детьми. Саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. 1.2. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; 1.3. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 1.4 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. | Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие» НОУ Психолого-педагогический учебный центр Л.А. Венгера Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. Программа «Развитие» Л.А. Венгера Планы занятий по программе «Развитие» |
Познавательное развитие предполагает: на развитие речи, развития воображения, дополнение ситуации до целого на словесном материале, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, развитие представлений о количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, форме, цвете, размере. В познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраставажен переход от простыхпредметных действий к игре, когда деятельность детей может направляться образами предметов. Особое значение приобретают способы построения этих образов, ориентирующих ребенка в реальности. | Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие» НОУ Психолого-педагогический учебный центр Л.А. Венгера Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. |
Речевое развитие включает: на развитие речи ребенка, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря. Задачей развития речи в возрасте 3 -4 лет является необходимость научить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы Что это? Кто это? Видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества какой? и действия связанные с действием игрушек. | Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие» НОУ Психолого-педагогический учебный центр Л.А. Венгера Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. |
-7-
2.2. СРЕДСТВА, ФОРМЫ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы реализации Программы | специфические виды деятельности | Методы, способы |
Непосредственная образовательная деятельность | 1. развитие представлений об окружающем мире и себе; 2.художественное конструирование; 3.сенсорное развитие; 4.ознакомление с художественной литературой и развитие речи; введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук; 5.двигательная деятельность; 6. музыкальная деятельность; 7.изобразительная деятельность 8.игра; 9.режисерская игра 10.выразительное движение. | Словесный, наглядный, практический, частично-поисковые, моделирование информационно-рецептивный, репродуктивный |
Совместная деятельность | Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, беседы, рассказы; наблюдения, экскурсии, разыгрывание игровых сюжетов, праздники, развлечения, трудовые поручения, гимнастика, закаливание, музыкотерапия, драматизация, выставки, экспозиции, конкурсная деятельность. | Словесный, наглядный, практический, частично-поисковые, моделирование информационно-рецептивный, репродуктивный |
Самостоятельная деятельность | Ролевые игры, дидактические игры, упражнения, подвижные игры, рассматривание иллюстраций книг, ситуативный разговор. Речевые ситуации, составление и отгадывание загадок, наблюдение, стоматологическая профилактика, дидактические музыкальные игры, слушание музыкальных произведений, игры с музыкальными игрушками. | Словесный, наглядный, практический, частично-поисковые, моделирование информационно-рецептивный, репродуктивный |
-8-
2.3. Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик детей 3-4лет
Под видами образовательной деятельности и культурными практиками понимаются разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Культурные практики формируются во взаимодействии ребенка со взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка, и формирования предпосылок к учебной деятельности.
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер: совместная игра; ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта; творческая деятельность; продуктивные виды деятельности; коллективная и индивидуальная трудовая деятельность; проектная и экспериментально-исследовательская деятельность.
В нашей группе реализуются следующие виды культурных практик.
Вид проекта и продуктивной деятельности | Тема |
Цель | Сроки проведения |
Безопасность на дорогах Безопасное поведение в природе Безопасность собственной жизнедеятельности.
| «Азбука дорожного движения» «Что можно и что нельзя делать в природе» «Пожарная безопасность» | Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).Знакомить с работой водителя. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом. | Весь год |
Развлечения Театральные представления | «Здравствуй, осень!», «В весеннем лесу», «Здравствуй, лето!», «Ой, бежит ручьем вода», «На бабушкином дворе», «Во саду ли, в огороде», «На птичьем дворе». «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка» (по мотивам рус. нар. сказок); «Бабушка-загадушка» (по мо-тивам русского фольклора). | Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов. Проводить развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения. Пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности. Создавать условия для её проведения. Приобщение детей к совместному творчеству с родителями.
| Весь год |
Совместная игра воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Ролевая игра: «Дом», «Парикмахерская», «Мы шофёры»,«Стройка», «Больница» | Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки, потешки. Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей. | Весь год |
Творческие мастерские | «Песенные посиделки». «Сам себе костюмер» (ряженье) Продуктивная деятельность: Изобразительная деятельность. «В гостях у народных мастеров»
«В гостях у сказки», | Пение в кругу знакомых песен, театрализованное обыгрывание песен. Примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги. Развивать эстетическое восприятие, передавать образную выразительность, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка. | Весь год |
Сенсорный и интеллектуальный тренинг | Система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. | Весь год | |
Развлечения Спортивные развлечения Забавы Фокусы Досуг | «Здравствуй, осень!», «В весеннем лесу», «Здравствуй, лето!», «Ой, бежит ручьем вода», «На бабушкином дворе», «Во саду ли, в огороде», «На птичьем дворе». «Кто быстрее?», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми». «Музыкальные заводные игрушки», «Сюрпризные моменты»; забавы с красками, карандашами и т. д. «Цветная водичка», «Волшебная коробочка». «Мы играем и поем» Аттракционы; Танцевальное «ассорти» «Кукольный театр
«Кинофестиваль» | Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов. Проводить развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения. Игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!). Свободное движение детей под музыку, образно- танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры.
Всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети– всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети
Просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д | Весь год |
Чтение художественной литературы | |||
праздники | (День матери.Новый год, «Мамин день», День защитника Отечества, 9 Мая) и негосударственные («Праздник осени»). | Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки, потешки. Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей. |
2.4. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Направления поддержки детской инициативы | Способы поддержки детской инициативы | |
1 | Игровая деятельность | - создание специально оборудованных и приспособленных для полноценной детской деятельности центров (центр речевого развития, центр конструктивной деятельности, центр художественно-эстетического развития, театральный уголок, игровой центр, центры активизации двигательной деятельности). - систематическое пополнение центров различными трансформирующимися и полифункциональными атрибутами для игровой деятельности (совместное изготовление атрибутов с детьми, привлечение родителей). - вариативность размещения игрового оборудования - выносной материал для игровой деятельности на прогулке в соответствии с сезоном |
2 | Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация) | - организация центра художественно-эстетического развития - обогащение и смена предметного содержания центра (изобразительный материал, оборудование для рисования, лепки, аппликации, образцы различных техник изобразительного творчества, учебно-наглядный материал, дидактические игры, предметы народного промысла и т.д. - наличие передвижной доски (мольберта) для «уединения» детей. - оборудованное место для демонстрации детских работ - наличие выносного материала для изобразительной деятельности на прогулке в соответствии с сезоном |
3 | Проектная деятельность | - соответствующая организация предметно-пространственной развивающей среды (в группе помещают книги, различные предметы, игры доступные для понимания детей; - оборудованное место для презентации и демонстрации работ) |
4 |
2,5 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Направления | Цель | Задачи | Формы | Сроки | ответственный | |
Информационное просвещение | 1.Обеспечение открытости образовательного процесса | 1.Отчёт об организации образовательного процесса. (вести из групп) | Фото-отчёт на информационном стенде. Публикация на сайте в форме презентации | Ежемесячно | Савченко И.А. Павленко Л.М. | |
Организация тематических выставок продуктивной деятельности детей | Выставки | Еженедельно | Савченко И.А. Павленко Л.М. | |||
Организация тематических отчетов: - «День знаний» - «Дорога и дети»
-«Акция кабачок», - «Зеленый кошелек» -Театральный сезон - «День матери» - «Птичья столовая» «угощенье для птиц» - «Святки» - «День защитника отечества» - «Масленица» - «Международный женский день» - «День победы» | Фото-отчет Презентация на сайте Фоторепортаж Фото-отчет Фото-отчет Фото-отчет Презентация на сайте Фоторепортаж Конкурс Фото-отчет Фото-отчет Конкурс Фото-отчет Фоторепортаж | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Февраль Февраль Март Март Май | Савченко И.А. Павленко Л.М. Павленко Л.М. Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. | |||
2.Профилактика заболеваемости у детей | Профилактика педикулеза Профилактика гриппа Профилактика скарлатины «Растим здорового ребёнка» «Профилактика ОРВИ» «Профилактика ОКИ» «Профилактика ангины» «Ветряная оспа» «Опасные витаминки» «Профилактика Педикулёза» | Памятки, бюллетень бюллетень бюллетень бюллетень бюллетень бюллетень бюллетень Статья Статья | Сентябрь октябрь Январь, февраль Октябрь Ноябрь Май Март Апрель Март | Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. | ||
3.Профилактика дорожно-транспортного травматизма | «Поведение в автобусе». «Безопасное поведение на дороге». «В каком месте можно переходить дорогу». | Папка- передвижка Памятки, | Павленко Л.М. Савченко И.А. | |||
4.Профилактика по пожарной безопасности | «Опасность электроприборов», «Не играй со спичками», «Опасность в быту» | Памятки, бюллетень Памятки, | Павленко Л.М. Савченко И.А. | |||
5. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей | «Приобщение детей к здоровому образу жизни в семье» «Рекомендации физкультурного уголка дома» «Кризисы семейных отношений, их влияние на психическое развитие ребенка» «Ознакомление родителей с особенностями физического воспитания детей от 3 до 4 лет» «Как сформировать различные виды ходьбы и бега, которые должны освоить дети 3-4 лет» «Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей» | Стендовый доклад Памятка Создание буклета Папка-передвижка, памятка Папка-передвижка | Сентябрь октябрь Февраль Октябрь Ноябрь | Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. | ||
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Повышение компетентности, психолого-педагогической культуры семьи | «Как адаптировать ребенка к детскому саду» «Агрессивность ребенка: как побороть детский гнев» Кризисы семейных отношений, их влияние на психическое развитие ребенка. | Консультация диспут Консультация | Сентябрь Февраль Ноябрь | Павленко Л.М. Педагог-психолог Павленко Л.М. | |
Привлечение родителей к образовательной деятельности | -Семейный рисунок «Любимая мама» -«Как наша семья дружит с физкультурой» газета - «Мягкая книжка по сенсорики» своими руками -«Лучший наряд для уголка (Ряжения)» - «Театр настольный своими руками» - «Подари книгу» - «Столовая для птиц» | Конкурс Конкурс Конкурс Конкурс Конкурс Акция Акция | Март
Октябрь Ноябрь Сентябрь декабрь Апрель Январь | Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. | ||
Организованная деятельность с детьми и педагогами | Обеспечение открытости образовательного процесса | Организация совместной театральной деятельности - Театральный сезон По сказке «Телефон» Организация совместной досуговой деятельности -«Семейное творчество» лепим из соленого теста -«Спортивный праздник» Организация трудовой деятельности - Субботник | Театральное представление Мастер-класс Развлечение
Совместный труд по благоустройству территории | Ноябрь Декабрь
Март
Апрель
| Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. | |
Выявление условий воспитания развития детей в семье | Выявление аспектов культуры родителей, как ориентиров работы с семьей | «Давайте познакомимся» «Волевые привычки дошкольника: Что умеет ваш ребенок?» «О здоровье детей» «Основы закаливания ребёнка в семье и в д/саду»
| Анкета Анкета Анкета Анкета | Сентябрь Октябрь Февраль Март | Павленко Л.М. Савченко И.А. Павленко Л.М. Савченко И.А. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Помещения | Перечень основного оборудования (комплектов и отдельных видов оборудования) | Технические средства обучения |
1.Групповые помещения | Игровое оборудование: мольберт, игровые модули «Дом», «Больница», «Столярная мастерская», «Парикмахерская», «Магазин», «Гараж», «Кухня», «Парковка», туннель «Гусеница», горка, велосипеды, ширмы для театрализованной деятельности, системы хранения реквизита и декораций. Игровые материалы: - полифункциональные игровые материалы (мягкие модули, легкие переносные ширмы, легкая передвижная детская мебель, выдвижные и раздвижные столы, веревки, прищепки, отрезы разной ткани и др.); - игрушки: куклы разных размеров, разного пола и возраста, постельные принадлежности и одежда для кукол, посуда и предметы домашнего обихода; транспорт разных типов и размеров, автомобили специального назначения; предметы-заместители; - ролевые атрибуты: фуражки, пилотки, воротнички, галстуки, каски и тд.; - атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Стройка», «Дорога», «Ферма», «Птичий двор», «Автобус», «Пешеход», «Дом», «Кафе», «Наша армия», «Библиотека», «Путешествие», «Семья», «Торговый центр», «Кафе», «Школа светофорных наук», «Наша армия», «Туристическое агенство», «Фабрика звезд», «Космодром», «Центр подготовки МЧС», «Цирк», «Салон красоты» и др., элементы костюмов для режиссерских игр, игр – драматизаций; - дидактические игры, настольно – печатные игры, счеты, весы. Познавательные центры: дидактические материалы - пирамидки, миски – вкладыши, мерки, наборы песочных формочек, застежки; Центр речевого развития: детская библиотека (детская художественная, познавательная литература, книги для самостоятельного рассматривания и чтения), портреты детских писателей и поэтов, иллюстрации к художественным произведениям, открытки, фотографии и др. Центры конструктивной деятельности: напольные, настольные конструкторы разного вида (деревянный, пластмассовый) с различными видами соединений; материалы для обыгрывания (природный, бросовый, мелкие игрушки и т.п.); сюжетные конструкторы («Зоопарк», «Ферма»), Центры художественно-эстетического развития: детские музыкальные инструменты (дудочки, губные гармошки, свирели, рожки, ложки, колокольчики и др.) и игрушки (электропианино, электрогитара, электроксилофоны, шарманки, музыкальные книжки и др.), неозвученные музыкальные игрушки (гитары, балалайки, пианино и др.), сюжетные картинки, открытки, иллюстрации. Театральные уголки: различные виды настольного кукольного, кулачкового, варежкового, пальчикового театра; костюмы, атрибуты. Центры «творческих мастерских»: картон, бумага белая и цветная, цветные карандаши, цветные восковые мелки, гуашь, палитра, кисти, мел для рисования, пластилин, бытовой материал (катушки, коробки, пробки…), природный материал, ткань, нитки, пуговицы, инструменты. Оборудование для развития двигательной деятельности: туннель, горка, автомобили, велосипеды, самокаты, качалка, качели, бревно. Спортивный инвентарь: мячи, кегли, обручи, шнуры, скакалки, кольцебросы, массажные коврики, ребристые дорожки, флажки и ленты разноцветные. | магнитола "LG", Коллекция «Шедевров мировой классической музыки композиций, детских песен. Аудиозаписи детских песен, сказок, рассказов на CD носителях.
|
3.2 Режимы жизнедеятельности воспитанников с 3 -4 лет (холодный, теплый период)
Режим дня детей 2 младшей группы № 1 Холодный период
Содержание образовательной деятельности | II младшая группа (3-4 г.) |
Прием детей в группе. Совместная деятельность детей и взрослого. | 8.00-8.50 |
Утренняя гимнастика | 8.50-8.55 |
Подготовка к завтраку | 8.55-9.00 |
Завтрак | 9.00-9.30 |
Подготовка к образовательной деятельности | 9.30-9.40 |
Организованная непосредственно образовательная деятельность Перерыв 10 минут | 9.40-10.20 |
Ролевые, дидактические игры. Беседы, педагогические и игровые ситуации, индивидуальная работа с детьми. | 10.30-10.45 |
Подготовка к прогулке | 10.45-11.00 |
Прогулка | 11.00-12.00 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.00-12.20 |
Обед | 12.20-12.55 |
Подготовка ко сну | 12.55-13.00 |
Сон | 13.00-15.30 |
Постепенный подъем, гимнастика после сна, закаливающие процедуры | 15.30-16.00 |
Полдник | 16.00-16.20 |
Ролевые, дидактические игры. Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям. Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей. | 16.30-17.15 |
Подготовка к прогулке | 17.15-17.30 |
Прогулка | 17.30-18.00 |
Уход детей домой | До 18.00 |
Теплый период
Содержание образовательной деятельности | II младшая группа (3-4 г.) |
Прием детей на участке. Совместная деятельность детей и взрослого. | 8.00-8.50 |
Утренняя гимнастика на улице | 8.50-8.55 |
Заход детей в детский сад, подготовка к завтраку | 8.55-9.00 |
Завтрак | 9.00-9.30 |
Подготовка к прогулке | 9.30-9.45 |
Прогулка В период летних каникул непосредственно образовательной деятельности нет. Проводятся подвижные игры, праздники, экскурсии по территории детского сада, лепка и конструирование (песочница, природный материал и т.д.), игры с водой. | 9.45-12.00 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.00-12.20 |
Обед | 12.20-12.55 |
Подготовка ко сну | 12.55-13.00 |
Сон | 13.00-15.30 |
Постепенный подъем, гимнастика после сна, закаливающие процедуры | 15.30-16.00 |
Полдник | 16.00-16.20 |
Подготовка к прогулке | 16.30-16.45 |
Прогулка Ролевые, дидактические игры. Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям. Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей. | 16.45-18.00 |
Уход детей домой | До 18.00 |
3.3.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
Предметно-пространственная среда в группе организованна в соответствии с методическими рекомендациями по «Организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования» и «Принципами организации развивающей предметно-пространственной среды» А.В. Петровского, и с учетом специфики образовательной Программы.
Применение принципа свободного зонирования позволило разбить пространство группы на функциональные зоны, позволяющие обеспечить возможность совместной деятельности детей, двигательной активности, а также возможности для уединения детей.
В группе оборудованы:
Познавательный центр оснащен: материалами по сенсорному воспитанию материалами для организации самостоятельной исследовательской деятельности. В центрах имеются дидактические материалы: пирамидки, миски – вкладыши, мерки, наборы песочных формочек. ).
Игровое оборудование: столы для игр с песком и водой, доски, дидактические игры, настольно – печатные игры, детская познавательная литература и т.д.
Экологический центр оснащен: разнообразными комнатными растениями; предметы ухода за комнатными растениями; материалы и приборы для обеспечения развития элементарных естественно – научных представлений и навыков экспериментально исследовательской деятельности ( ящики для посадок, банки для проращивания семян, разные емкости, сачки, мерные стаканы). Для развития познавательной деятельности собраны различные коллекции (камней, растений, ракушек, семян и т.д.); наглядные пособия (альбомы, художественная и познавательная литература, дидактические игры, муляжи и т.д.)
Центр речевого развития оснащен: детской библиотекой, которая оснащена: детской художественной, познавательной литературой, книгами для самостоятельного рассматривания и чтения, портретами детских писателей, иллюстрациями к художественным произведениям, открытками, фотографиями и др.). Образовательное пространство данного центра обеспечивается за счет периодической сменности познавательного материала и художественной литературы.
Центры конструктивной деятельности представлены напольными, настольными конструкторами разного вида (деревянный, пластмассовый, «Лего» ) с различными видами соединений. Имеются различные материалы для обыгрывания (природный, бросовый, мелкие игрушки и т.п.), Подобраны сюжетные конструкторы «Зоопарк», «Ферма».
Центры художественно-эстетического развития созданы условия для развития самостоятельной музыкальной деятельности. Имеются детские музыкальные инструменты (дудочки, губные гармошки, свирели, рожки, ложки, колокольчики и др.) и игрушки (электропианино, электрогитара, электроксилофоны, шарманки, музыкальные книжки и др.), неозвученные музыкальные игрушки (гитары, балалайки, пианино и др.). Для обеспечения музыкальной среды в группе имеются технические средства (CD-плееры, музыкальные центры, микрофоны, DVD).
Театральные уголки для реализации задач развития музыкально - художественных способностей в группе имеется разнообразное оснащение для драматизации и постановки спектаклей. Театральные уголки оснащены различными видами настольного кукольного, кулачкового, варежкового, пальчикового театра и др. Оборудованы уголки ряженья. Имеются ширмы для показа кукольных спектаклей, системы хранения реквизита и декораций.
Центры художественно-изобразительного творчества. оборудованы центры «творческих мастерских», где в свободном доступе для детей находятся необходимые материалы для самостоятельного рисования, лепки, аппликации, конструирования из природного материала.
Центры оснащены техническими средствами: магнитола. Имеются аудиозаписи детских песен, сказок, рассказов на CD носителях, мультимедийные презентации и цифровые образовательные ресурсы. Игровые центры представлены полифункциональными игровыми материалами (мягкими модулями, легкими переносными ширмами, легкой передвижной детской мебелью) и игрушками - предметами - заместителями.
Игровая деятельность – главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста. Оборудование многофункциональных домиков позволило создать условия для проигрывания социальных сюжетов (семья, чаепитие, дни рождения) и обеспечить разновозрастное общение детей.
Для полноценной реализации ролевых игр в группе имеются ролевые атрибуты, облегчающие принятие ролевой позиции в игре. Большое внимание уделяется наличию и разнообразию атрибутики для мальчиков (фуражки, пилотки, воротнички, галстуки, каски и тд.). С целью половой идентификации оборудованы столярная мастерская, автомастерская, пожарная часть.
Оснащение игровых центров обеспечивается в соответствии с полоролевыми и возрастными особенностями детей. Наличие в центрах легкой переносной мебели, ширм, выдвижных и раздвижных столов, веревок, прищепок, отрезов разной ткани, позволяет детям самостоятельно преобразовывать групповое пространство в соответствии с игровым замыслом. Легкие ширмы, их многофункциональное использование позволяют не загромождать помещение группы, создает ощущение свободного пространства, «воздуха» в помещении. В группе имеются атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Торговый центр», «Школа светофорных наук», «Наша армия»,«Космодром», «Салон красоты» и др. Разнообразные элементы костюмов игр – драматизаций. Имеются различные тематические настольно – печатные игры.
В группе оборудованы центры активизации двигательной деятельности. Оборудование центров стимулирует и развивает различные виды движения (лазанье, бег, прыжки), совершенствует навыки, полученные на физкультурных занятиях. Спортивное оборудование подобранно с учетом особенностей детей, их интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей младшего дошкольного возраста «3 - 4 года» по реализации образовательной области «Физическое развитие»
Рабочая программа для детей младшего дошкольного возраста «3 - 4 года»...
Учебная рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Основой для разработки рабочей учебной программы для детей общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет стали следующие нормативно-правовые документы:- закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12...
Рабочая программа для детей младшего дошкольного возраста
Рабочая программа для детей младшего дошкольного возраста...
Рабочая образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Рабочая образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...
Рабочая программа образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Рабочая программа образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»
Общие положенияДополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Финансовая азбука» (далее Программа) предназначена для воспитателей дошкольных образователь...
Парциальная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Речевое развитие» с углубленным интегрированным решением задач образовательной области «Художес...