Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
статья на тему

Абубекерова Евгения Хамзяновна

в статье раскрывается содержание проекта "Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teatralizovannoy_deyatelnosti_-_kopiya.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а способности чувствовать, выражать свои эмоции и творить уделяется мало внимания. Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами. И все это не способно компенсировать отсутствие детского общества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие ребенка.  

В настоящее время в рамках введения ФГОС дошкольного образования предъявляются повышенные требования как к формам организации разных видов детской деятельности детей, так и к содержанию воспитательно-образовательного процесса в целом. Одна из задач образовательного стандарта дошкольного образования – формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

         Социальная адаптация – процесс приспособления личности ребенка к изменяющимся условиям социальной среды. Во-первых, социальная адаптация детей дошкольного возраста направлена на гармонизацию отношений ребенка с социумом. Во-вторых, процесс является многогранным и сочетает социальное воздействие с внутренним стремлением к адаптивности.

        Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте в большей мере, чем      другие виды деятельности, способствует формированию у детей социально-психологической готовности к сотрудничеству. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

Для социализации ребенка театральная деятельность предоставляет широкие возможности. Это развитие его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоение им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Проведя анкетирование во второй младшей группе, в результате полученных сведений, можно сделать вывод о том, что родительская общественность заинтересована в детской театрализованной деятельности в группе и в ДОУ в целом. Но вместе с этим, родители не готовы к активному участию в такого рода деятельности. В решении поставленных перед детьми и взрослыми задач, рождается проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ».

Цель проекта: Формирование у детей социальных навыков посредством театрализованной деятельности при взаимодействии ДОУ и семьи

В соответствии с поставленной целью определены задачи:

  • Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми;
  • Развивать звуковую культуру речи, эмоциональность и коммуникативные навыки у детей.
  • Развивать музыкальные способности (чувство ритма, звуковысотный слух, координацию движения) младших дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии (пальчиковые игры, валеологические песенки-распевки, музыкотерапия).
  • Создать предметно-развивающую среду для разнообразной театрализованной деятельности детей.
  • Обеспечить интеграцию образовательных областей со всеми видами детской деятельности в воспитательно-образовательном процессе.
  • Создать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, направленной на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ.

Сроки реализации проекта: май 2015-май 2016гг

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап (аналитический)

Задачи:

  • Выявить уровень развития и заинтересованности детей и родителей в развитии театрализованной деятельности в группе.
  • Провести анализ уровня компетентности родителей в вопросах театральной деятельности.
  • Изучить имеющиеся методические пособия и литературу по данному вопросу.
  • Составить перспективный план образовательной деятельности с детьми и родителям

Основной этап (содержательный)

Задачи:

  • Развивать разносторонние представления о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  • Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
  • Воспитывать культуру познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
  • Осуществлять систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка;
  • Воспитать этические ценные способы общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
  • Содействовать развитию монологической и диалогической речи;
  • Обогащать словарь: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
  • Способствовать овладению детьми выразительными средствами общения: словесными (регулирование темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами), развивать воображение;
  • Приобщать дошкольников к художественной литературе;
  • Обогатить развивающую предметно-пространственную среду посредством изготовления костюмов и реквизита совместно с родителями для различных постановок.

Для решения поставленных задач в основном этапе были запланированы следующие мероприятия: комплексы утренних гимнастик по мотивам русских народных сказок с использованием музыкального сопровождения; игры направленные на сближение детей друг с другом «Доброе животное», «Не пропусти хлопок»; групповые занятия, направленные на изучение чувств и эмоций –удивление, страх, злость, огорчение; оформление участка на территории ДОУ по сказке «Колобок»; инсценировка сказки «Волк и козлята», оформление кабинок на тему « Зимняя сказка» - совместная работа с родителями;

Инсценировка сказки «Кошкин дом».

2. Заключительный этап (подведение итогов)

Задачи:

  • Определить перспективы для дальнейшей работы.
  • Провести итоговый анализ результатов работы по формированию у детей навыков театральной деятельности.
  • Систематизировать и дополнить методическим материалом педагогический кабинет (рекомендации для родителей и педагогов, памятки для педагогов по развитию театрализации у детей, сценарии спектаклей и пр.) и центра театрализации в группе.

На сегодняшний день отмечена положительная динамика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста, которая обозначена в промежуточных результатах реализации проекта:

  • 64% воспитанников младшего возраста проявляют желание, а 57% проявляют способности к творческой театрализованной (совместной и самостоятельной деятельности);
  • Положительная динамика в социально-коммуникативном, речевом и художественно-эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста, повышение качества реализации Основной образовательной программы детского сада;
  • Многие дети (62%) проявляют инициативу и самостоятельность в использовании знакомых песенок и сказок в самостоятельной игровой деятельности;
  • 25% воспитанников уже свободно используют мимику, жесты, интонационную речь;
  • По мнению родителей у 56% детей проявляется повышение интереса к театрализованной деятельности, а у 16% (по мнению родителей) проявляются артистические способности в домашних условиях;
  • Воспитанники группы регулярно и самостоятельно используют центр театрализации;
  • Родители становятся активными участниками совместной театрализованной деятельности в группе. Они исполнили следующие роли:
  • Сказка «Волк и семеро козлят» - волк, мама-коза;
  • В Новогодней сказке– волк, Бабушка-зима, елочка;
  • «День открытых дверей» - Клоун Клепа.

В результате этого в группе заметно сплочение детского, а особенно родительского коллектива.

       Считаем, что проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста» актуален для других детских дошкольных учреждений и может быть использован другими специалистами, как взаимосвязь специалиста и педагога в данном направлении и как практическое руководство для активизации родителей к участию в образовательной деятельности детского сада.

Так как в реализации проекта принимают участие дети младшего дошкольного возраста, мы планируем продолжить реализацию проекта на четыре года (до выпуска детей в школу). В дальнейшем мы расширим репертуар и включим в него не только русские народные сказки, но и авторские произведения, в том числе зарубежные, и таким образом будем знакомить детей с произведениями мировой литературы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

Тема: "Театрализованная деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"...

Театрализованная деятельность как средство социализации детей среднего дошкольного возраста

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Решение этих...

Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Формирование у детей социальных навыков посредством театрализованной деятельности при взаимодействии ДОУ и семьи....

«Театрализованная деятельность, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию по теме "Театрализованная деятельность, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста"...

Театрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Младший возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления ребенка....

Отчет по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»Анализ затруднений, постановка проблемы: Социализация – это процесс...