Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью игры «Волшебные стаканчики».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Актуальность:

В настоящее время все больше детей, поступающих в детский сад, имеют те или иные нарушения речевого развития. Недоразвитие речи является серьёзным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также мешает возможности полноценной коммуникации детей со взрослыми и сверстниками. Коррекционная работа с ребенком в дошкольном возрасте поможет своевременно устранить речевые нарушения и, как следствие, предупредить возможные трудности при обучении в школе.

Ведущей деятельностью в детском саду является игра, поэтому занятия по коррекции недоразвития речи лучше проводить в игровой форме. Чтобы игры по развитию речи  проходили интересно, используемый материал должен быть разнообразным. Поэтому часто приходится изготавливать игры самостоятельно. Несколько таких игр представлены в данной методической разработке.

Цель: развитие всех компонентов речи детей дошкольного возраста с помощью игры «Волшебные стаканчики».

Задачи:

1. Формирование связной речи.

2. Обогащение и активизация словаря детей.

3. Развитие фонематических процессов.

4. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

5. Формирование слоговой структуры слова.

6. Развитие мышления, памяти, творческого воображения.  

Оборудование и материалы: стаканчики с картинками, наклеенными на дно, 2 листа бумаги формата А4, на каждом из которых изображена таблица с девятью пронумерованными секциями.

Форма организации работы с играми:

- Совместная деятельность взрослого и ребенка.

- Самостоятельная деятельность ребенка.

Изготовление «Волшебных стаканчиков».

Подобрать в интернете картинки, распечатать на принтере в  нужном размере, вырезать и приклеить на дно стаканчиков.

Варианты игр.

  1. «Назови признаки предмета».

Цель: формировать умение образовывать имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными, обогащать словарь детей.

Оборудование:

- стаканчики с изображениями фруктов и овощей (помидор, огурец, яблоко, апельсин, морковь, капуста, баклажан, клубника).

- стаканчики с изображениями геометрических фигур разного цвета (круги: красный, зеленый, оранжевый, желтый; овалы: зеленый, желтый, фиолетовый; треугольники: оранжевый, красный).

Ход игры.

Перед ребенком расставляются стаканчики с изображением фруктов и овощей, а также стаканчики с изображением фигур различного цвета.

Задача ребенка: надеть стаканчик с выбранным овощем или фруктом на стаканчик, цвет и форма которого соответствует выбранному овощу или фрукту.

Пример: стаканчик с изображением помидора ребенок надевает на стаканчик с красным кругом. При этом произносит: «Помидор – красного цвета и круглой формы». Ребенок может надеть стаканчик с изображением помидора на желтый круг, произнося при этом: «Помидор – желтого цвета и круглой формы». В качестве правильного ответа принимаются все существующие в реальности варианты.

  1. «Разгадай ребус».

Цель: расширять словарный запас детей, развивать умение согласовывать глагол с именем существительным, правильно использовать предлоги, развивать связную речь.

Оборудование:

  • Стаканчики с изображением действующих лиц (папа, мальчик, бабушка).
  • Стаканчики с изображением действия (плывет, идёт, бежит).
  • Стаканчики с изображением места действия (магазин, парк, река).
  • Два листа формата А4, на каждом из которых изображена таблица с девятью пронумерованными секциями.

Ход игры.

Стаканчики с картинками размещаются на листе с пронумерованными секциями (один стаканчик занимает одну секцию). Рядом располагается такой же лист с пронумерованными секциями, но без стаканчиков для визуальной ориентации. Взрослый называет 3 цифры, первая из которых должна соответствовать стаканчику с изображением действующего лица, вторая - стаканчику с изображением самого действия, третья - стаканчику с изображением места действия. Ребенок должен соотнести названные цифры с номером секций, где располагаются стаканчики с изображением. Далее ребёнок должен выстроить стаканчики в ряд, чтобы получилось предложение.

Пример: взрослый называет цифры: «Один, пять, два». Ребенок берёт стаканчики с изображением мальчика, плавающей фигуры и речки. При этом произносит: «Мальчик плавает в речке».

  1. «Какой звук?».

Цель: развивать фонематический слух, память, внимание, развивать навык различения твердых и мягких согласных звуков.

Оборудование:

- Стаканчики с изображениями символов твердости – мягкости звуков (синий и зеленый квадраты).

- Стаканчики с изображениями объектов (бабушка, мальчик, лягушка, кошка, помидор, шарик).

Ход игры.

Перед ребенком располагаются два вида стаканчиков: на одних изображены цветовые символы твердости - мягкости звуков (синий, зеленый квадраты), на других - изображения объектов (помидор: первый звук [П] – согласный, твердый; шарик: первый звук [Ш] – согласный, твердый; кошка: первый звук [К] – согласный, твердый; лягушка: первый звук [Л`] – согласный, мягкий; мальчик: первый звук [М] – согласный, твердый, бабушка: первый звук [Б] – согласный,  твердый). Ребенок берет в руки стаканчик с изображением объекта и сначала определяет первый звук в этом слове, после чего он определяет твердый этот звук или мягкий. Далее ребенок надевает стаканчик с изображением объекта на стаканчик с соответствующим символом твердости - мягкости звука.

Пример: ребенок берет стаканчик с изображением помидора. Называет: «Помидор. Слово начинается со звука [П]. Этот звук согласный, твердый». После чего ребенок надевает стаканчик с изображением помидора на стаканчик с синим квадратиком.

  1. «Один – много».

Цель: формировать умение образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование:

- Стаканчики с изображениями объектов в единственном числе (бабочка, ухо, кошка, мальчик, шарик)

- Стаканчики с изображениями объектов во множественном числе (бабочки, уши, кошки, мальчики, шарики).  

Ход игры.

Перед ребенком располагаются стаканчики с изображением объектов в единственном и множественном числе. Ребенку необходимо взять стаканчик с изображением объекта в единственном числе и подобрать стаканчик, на котором изображен этот же объект во множественном числе, при этом надев один стаканчик на другой.

Пример: ребенок берет стаканчик с изображением бабочки, надевает его на стаканчик с изображением бабочек. При этом говорит: «Бабочка – бабочки».

  1. «Собираем башню».

Цель: автоматизировать поставленные звуки изолированно и в слогах.

Оборудование: стаканчики без изображений.

Ход игры.

На столе стоит ряд стаканчиков. Ребенок надевает стаканчики один на другой (башенка) и проговаривает звук, который необходимо автоматизировать или слог, в котором находится данный звук. Задание можно усложнить, попросив ребенка надевать стаканчики, чередуя то правую, то левую руку.

Пример: надеваем правой рукой стаканчик , произносим слог «Ша», левой рукой слог «Шо». Продолжаем поочередно пока не закончатся стаканчики.   

  1. «Где спрятался звук?».

Цель: сформировать умение определять позиции звука в слове.

Оборудование:

- Стаканчики, с изображением позиции звука в слове.

- Стаканчики с изображениями объектов (карандаш, кошка, бабочка, лягушка).

Ход игры.

Перед ребенком стоят 3 стаканчика, на которых изображены позиции звука в слове (начало, середина, конец). Также на столе расставлены стаканчики с изображением объектов. Взрослый предлагает ребенку найти картинки, в названиях которых заданный звук будет в начале (середине, конце) слова, и в соответствии с позицией звука в слове надеть стаканчик на стаканчик.

Пример: взрослый дает задание найти картинку, название которой начинается со звука [К]. Ребенок берет стаканчик с изображением карандаша. Произносит название картинки и надевает стаканчик на первый стаканчик в ряду из трех стаканчиков, обозначающих позицию звука в слове.

  1. «Составь предложение».

Цель: расширять словарный запас у детей, развивать умение правильно использовать предлоги, развивать связную речь.

Оборудование:

- Стаканчики без изображений.

- Стаканчики с изображениями объектов (шарик, лягушка, бабочка, кошка).

Ход игры.

На столе выстроен ряд стаканчиков (одни из них пустые, а другие с картинками). Пустые стаканчики стоят в один ряд, а стаканчики с картинками за (или перед, на, под) пустым стаканчиком. Ребенок должен составить предложение правильно, используя предлог.

Пример: «Шарик за стаканчиком. Лягушка перед стаканчиком».

  1. «Назови ласково».

Цель: сформировать умение образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме в единственном числе.

Оборудование: стаканчики с изображениями предметов (карандаш, огурец, клубника, морковь, баклажан).

Ход игры.

Перед ребенком расставлен ряд стаканчиков (дном вниз). Переворачивая стаканчики, поочередно то правой, то левой рукой, ребенок видит изображения на стаканчике и называет сначала предмет в обычной форме, а далее в уменьшительно-ласкательной.

Пример: «Карандаш – карандашик, огурец – огурчик».

  1. «Будь внимательным».

Цель: расширять словарный запас у ребенка, закреплять знания о живых и неживых объектах.

Оборудование:

- Стаканчики с изображениями живых объектов (лягушка, мальчик, бабушка)

- Стаканчики с изображениями неживых объектов (шарик, карандаш).

Ход игры.

Перед ребенком в произвольном порядке расставлены стаканчики с изображением живых и неживых объектов. Ребенок должен называть объекты, и если они живые,  надевать стаканчик на стаканчик (пирамидка), а если объекты не живые - ставить стаканчики в ряд на столе.

Пример: «Лягушка, мальчик, бабушка». Ребенок надевает стаканчик на стаканчик и проговаривает, что это живые объекты. «Карандаш, шар». Ребенок выстраивает стаканчики в ряд и проговаривает, что это неживые объекты.

  1. «Найди пару».

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание.

Оборудование: стаканчики с изображениями объектов (помидор, бабушка, папа, бабочка, карандаш, кошка).

Ход игры.

Перед ребенком расставлен ряд стаканчиков с изображением объектов. Взрослый предлагает ребенку взять любой стаканчик и назвать объект, который изображен на стаканчике. После этого взрослый просит определить, на какой звук начинается название этого объекта. Далее ребенку предлагается найти среди других стаканчиков стаканчик, на котором изображен объект, название которого начинается на тот же звук, при этом надевая один стаканчик на другой.

Пример: ребенок берет стаканчик с изображением кошки. Проговаривает вслух : «Кошка. Первый звук [К]».  После чего берет стаканчик с изображением карандаша и надевает его на стаканчик с изображением кошки. Проговаривая: «Карандаш. Первый звук тоже [К]».

  1. «Звуки - товарищи».

Цель: развивать фонематический слух, внимание, развивать навык различения глухих и звонких согласных звуков.

Оборудование: стаканчики с изображениями объектов (помидор, бабушка, шарик, жаба, папа, бабочка).

Ход игры.

Перед ребенком в произвольном порядке расставлены стаканчики с картинками. Взрослый просит найти среди изображений те картинки, в названиях которых в начале будут стоять парные звуки по звонкости – глухости. При этом, надевает стаканчик с изображением, в начале которого звонкий звук на стаканчик, изображение которого начинается на глухой звук.

Пример: стаканчик с изображением жабы надеваем на стаканчик с изображением шарика, стаканчик с изображением бабочки - на стаканчик с изображением помидора.

Заключение.

       В этой методической разработке представлен неполный перечень игр, которые можно провести с использованием пособия «Веселые стаканчики».  Любая из представленных игр может видоизменяться и усложняться.

При использовании пособия «Веселые стаканчики» на занятиях мною было выявлено, что у детей повысилась мотивация и интерес к коррекционно – развивающим занятиям, обогатился словарный запас по различным лексическим темам, расширился кругозор и представления об окружающем мире, улучшилось звукопроизношение.

      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук"

Цель – создать положительный фон для развития речи детей 1-2 года жизни.Задачи:1.     Создать положительный настрой детей и родителей на занятия.2.     Ра...

Методическая разработка "Развитие речи детей среднего возраста"

Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собстве...

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет с применением малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок"

В методической разработке представлен практический материал и перспективные планы включения малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок в совместную образовательную деятельность...

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста в игре"

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста в игре" составлена с учётом основной образоватеной программы дошкольногообразования "От рождения до школы&quo...

Методическая разработка: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам Лего конструирования и алгоритмов"

Связная речь, играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Дети стремятся к познанию окружающей их действительности, интересуются всем неизвест...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшего возраста с использованием нетрадиционных пальчиковых игр и упражнений»

Методическая разработка «Развитие речи детей младшего возраста с использованием нетрадиционных  пальчиковых игр и упражнений»...

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

В процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста происходит успешное развитие речи и это является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесны...