"Игротерапия как метод развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)
Успехи сверстников могут вызывать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника. К старшему дошкольному возрасту значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.
Игровая деятельность – один из тех видов деятельности, которые могут быть использованы взрослыми в целях формирования и развития межличностных отношений дошкольников. Игротерапия позволяет детям сблизиться и лучше узнать друг друга, проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создает эмоционально - положительный микроклимат в группе.
Цель нашего исследования - изучение влияния игротерапии на процесс развития межличностных отношений старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igroterapiya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Сутормина Е.А., Южакова О.Н., Ефимова И.Ю.
Игротерапия как метод развития межличностных отношений детей
старшего дошкольного возраста
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [1].
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений. Среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости.
Проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, Т.А. Репиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской [2, 3, 4, 5, 6].
В многочисленных исследованиях было показано, что в дошкольном возрасте межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа. Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети безразличны к действиям сверстника и к его оценке со стороны взрослого. В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации в пользу других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы взрослым, чем сверстнику). Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. Возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка.
Успехи сверстников могут вызывать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника. К старшему дошкольному возрасту значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.
Игровая деятельность – один из тех видов деятельности, которые могут быть использованы взрослыми в целях формирования и развития межличностных отношений дошкольников. Игротерапия позволяет детям сблизиться и лучше узнать друг друга, проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создает эмоционально - положительный микроклимат в группе.
Цель нашего исследования - изучение влияния игротерапии на процесс развития межличностных отношений старших дошкольников.
Практическая работа по развитию межличностных отношений средствами игротерапии проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 85» г. Бийска в подготовительной к школе группе. В процессе работы была использована программа по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, авторами которой являются доктор психологических наук Смирнова О.Е. и кандидат психологических наук Холмогорова В.М [6].
Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Программа чрезвычайно проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Проводить ее может как воспитатель, так и педагог-психолог, работающий в детском саду.
На первом этапе практической работы была проведено наблюдение, цель которого выяснить уровень развития межличностных отношений в группе. В результате наблюдения за детьми в течение нескольких дней и обработки полученных результатов выяснили, что в группе 11 детей, имеющих низкий уровень развития межличностных отношений (48 %). Для таких детей характерно отсутствие или слабо выраженная инициативность, низкий уровень потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений. Негативный эмоциональный фон. Средний уровень имеют 12 детей ( 52% от общего числа детей). Данный уровень говорит о нормальном уровне развития потребности в общении, тем не менее, у детей возможны комплексы, боязнь, стеснение общения со сверстниками.
На втором этапе практической работы была реализована программа по развитию межличностных отношений старших дошкольников. Каждый этап программы имеет свое название и цели.
Первый этап программы называется «Общение без слов». Его цель - переход к непосредственному общению, отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Были проведены игры «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Добрые Эльфы», «Ожившие игрушки». После каждой игры с детьми была проведена
эмоциональная и смысловая рефлексия, с целью развития умения у детей анализировать свою деятельность.
Второй этап «Внимание к другому», цель которого - формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. На первом и втором этапе дети испытывали трудности при передаче информации невербально, и назывании индивидуальных особенностей своих и сверстников.
Следующие два этапа «Согласованность действий», цель которого научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей и этап «Общие переживания», цель которого - переживание общих эмоций. В работу были включены следующие игры: «Перетягивание канатов», «Змейка», «Заводные игрушки», «Злой дракон», «Шторм», «Обнималки» и др. На этих этапах дети испытывали такие трудности, как, например, неумение сопереживать, проявлять чувство сочувствия к сверстнику, неумение учитывать потребности и интересы партнера.
Пятый этап «Взаимопомощь в игре», цель которого - уметь проявлять чувства сопереживания и сорадования.
Шестой этап «Добрые слова и пожелания», цель - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. На этом этапе были проведены игры «Обзывалка», «Пожелания», «Добрые волшебники», «Комплименты». Дети во время игр затруднялись делать комплименты своему соседу, проявлять доброжелательность к сверстнику.
Седьмой этап «Помощь в совместной деятельности», цель которого - научить делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Игры, проведенные на данном этапе: «Закончи рисунок», «Угадай-ка», «Рукавички», «Общая картина». На седьмом этапе некоторые дети испытывали некомфортность в общей деятельности. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.
На заключительном этапе была проведено наблюдение, цель которого выяснить, как изменился уровень развития межличностных отношений в группе. Анализ результатов показал, что низкий уровень развития сократился и составил 26% (6 человек); средний уровень отмечается у 10 детей (43%), и высокий уровень у 31% (7 детей).
Опыт проведения данной системы игр показал достаточно высокие результаты. По словам воспитателей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх. Данные результаты дают основания предложить разработанную систему игр и занятий, направленную на нравственное развитие и формирование межличностных отношений для широкого использования в детских дошкольных учреждениях разного типа.
Литература
Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1994. - № 1. - С. 122-127.
Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст].- М.; Воронеж, 1997. – 155с.
Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н. И. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – Москва. : Просвещение, 1975. – 239 с.
Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Т. А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 148 с.
Рузская, А. Г. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 2. - С.44-49.
Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М. : Владос, 2003. - 158 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...
«Влияние речевых нарушений на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для педагогов...
Исследовательская работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со све...
Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...
развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
В данном материале рассматривается специфика межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, диагностический инструментарий межличностного общения, методы и приемы оптимизации межли...