Бурятские народные инструменты
учебно-методический материал (старшая группа)
Папка - раздвижка "Бурятские народные инструменты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buryatskie_instrumenty.docx | 543.11 КБ |
Предварительный просмотр:
В культуре древних бурят инструментальная музыка, как самостоятельный вид искусства, практически отсутствовала. Большинство музыкальных инструментов служили в бурятском музыкально-поэтическом творчестве в основном аккомпанирующим инструментом.
С древних времен и до наших дней наиболее распространенным в практике народного музицирования является струнный смычковый инструмент хур.
При игре хур держат вертикально, опирая на колени. Это традиционный инструмент улигершина — певца-сказителя. Но встречались и различные наигрыши на хуре, в том числе и инструментальные пьесы изобразительного характера, включавшиеся в улигерное повествование. В оркестре бурятских народных инструментов хур является ведущим инструментом, в народном быту по-прежнему практикуется унисонное сопровождение голоса хуром.
Чанза (шанза) - трехструнный щипковый инструмент, имеющий своеобразный, дребезжащий тембр. В Бурятию пришел из Монголии.
Одна струна - мелодическая, жильная, остальные - бурдонирующие, стальные, строй кварто-квинтовый. Оригинален внешний вид чанзы - длинная шейка с большими колками соединена с плоским овальным корпусом-резонатором, обтянутым кожей. Чанза также была подвергнута реконструкции - добавлена четвертая струна, разработано несколько разновидностей инструмента (аналогично семейству хуров) В оркестре чанзам чаще всего поручаются функции аккомпанемента.
Иочин - струнный щипковый инструмент, напоминающий славянские гусли.
Этот инструмент под различными названиями и с определенными конструкторскими отличиями известен у многих народов как Востока, так и Запада. Он имеет деревянный трапециевидный корпус, на котором натянуты струны. Звук извлекается посредством удара о струны палочками (деревянными, тростниковыми, бамбуковыми) с утолщением на концах. Современный реконструированный иочин снабжен клавиатурой. В музыкальной практике иочин используется как оркестровый и ансамблевый инструмент.
Бишхур - деревянный духовой инструмент типа гобоя.
Старинный бишхур способен издавать пять звуков бесполутонового ряда, реконструированный – хроматический звукоряд.
Сур - деревянный духовой инструмент типа продольной флейты, напоминающий по тембру лимбу, но звучащий несколько мягче.
Имеет сигарообразную форму. Настроен по ангемитонному звукоряду в объеме до двух октав. Сур распространен преимущественно в западных районах Бурятии, в восточных чаще используется лимба. Существует две разновидности этого инструмента: сур-пикколо и сур-прима (Банеев. 1993. С. 45).
Лимба — старинный деревянный духовой инструмент типа поперечной флейты. Инструмент представляет собой бамбуковую трубку, закрытую в верхнем торце деревянной пробкой. Звук лимбы очень сильный, пронзительный. Из старинных инструментов можно извлекать пять звуков ангемитонной гаммы. Современная лимба, усовершенствованная в 1930-е годы, имеет хроматический звукоряд.
И, наконец, в бурятской народной музыке широко представлены ударные инструменты — барабаны разных размеров, гонги, тарелки. Особый интерес представляют дынчики - небольшие медные диски, нанизанные на металлический стержень и при ударе палочкой издающие нежный вибрирующий звук.
Своеобразен и инструмент дамара — барабан, обтянутый с одной стороны кожей, по которой при встряхивании инструмента ударяют кожаные шарики, прикрепленные на веревочках к корпусу дамары.
На сегодняшний день наиболее распространенным вариантом азиатской цитры в Бурятии является 13струнная ятага.
Корпус ятаги прямоугольной вытянутой формы, длиной до 115 см, полый внутри. Обычно изготавливается из различных пород дерева: верхняя дека из ели, нижняя из сосны, рама инструмента из березы. Характерной особенностью исполнительства на бурятской ятаге является то, ведущую функцию извлечения звуков выполняет правая рука. Левая же служит средством достижения некоторых выразительных (вибрация) и технических(повышение звука) приемов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» П. СЕЛЕНГИНСК МО «КАБАНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ.
Бурятские народные инструменты.
Подготовил:
музыкальный руководитель
Бойченко М.В.
Селенгинск
2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Бурятские народные музыкальные инструменты
Цель презентации преобщать и обогощать соцтальный опыт дошкольников к традициям и обычию культуры народов Бурятии. Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения национ...
Презентация "Бурятские народные инструменты"
Презентация для детей старшей группы....
Бурятские народные инструменты
Формирование и развитие основ музыкальной культуры воспитанников через народное искусство своего народа....
БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
У каждого народа есть своя традиционная музыка – фольклор, который является неотъемлемой частью народного творчества. Сегодня мы расскажем вам о ...
Бурятские народные инструменты
Бурятский музыкальный инструментарий отражает богатое разнообразие инструментов и имеет древнее происхождение. На развитие инструментального фольклора бурят повлияли культурные контакты и связи с друг...