Информационно-коммуникационная компетентность педагога в условиях перехода на новые стандарты
статья

Перец Юлия Олеговна

Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить дошкольное образование вне этих процессов уже просто невозможно. Ускоренному развитию в нашей стране процессов информатизации в дошкольных учреждениях во многом способствовало принятие на государственном уровне целого ряда документов:  Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ; Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога; «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 07.02.2008 г. №Пр-212; Федеральная программа «Электронная Россия»; «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» утв. Приказом Минобрнауки РФ, от 17.10.2013.

Поэтому сегодня – повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования.

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

  • Общепользовательская ИКТ-компетентность.
  • Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
  • Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области педагогической деятельности).

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Общепользовательский компонент включает в себя: использование приемов и соблюдение правил начала, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, обеспечения расходуемых материалов и т.п.; соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ; клавиатурный ввод; навыки поиска в Интернете и базах данных.

Общепедагогический компонент: педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС; планирование и объективный анализ образовательного процесса; подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой; использование инструментов проектирования деятельности; визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов,  видеороликов, слайдов.

Предметно-педагогический компонент: разработка собственных электронных средств развивающего и воспитательного назначения; использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения; использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики.

Существует множество причин, которые мешают ДОУ и педагогам в полной мере использовать появляющиеся возможности.

В своем учреждении мы столкнулись со следующей проблемой: педагоги испытывают затруднения при использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень владения информационно-компьютерной грамотностью. Не все педагоги знают технические возможности компьютера. У некоторых педагогов нет навыков работы с компьютером, они не ориентируются в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, не знают этические правила их применения и не владеют методикой приобщения детей к новым технологиям. А недостаточная компетентность педагогов в использовании компьютерных технологий, является почвой для неготовности к развитию информационно-компьютерной культуры у дошкольников. 

Проанализировав уровень владения ИКТ технологиями в нашем дошкольном учреждении мы получили следующие результаты - 65% педагогов имеют общепользовательскую ИКТ-компетентность, и только 35% педагогов общепедагогическую ИКТ-компетентность.

Учитывая это, одной из задач работы коллектива в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, для того, чтобы каждый в перспективе мог свободно использовать современные информационные технологии в своей работе.

Содержание подготовки педагогов опирается на систему методической работы по повышению ИКТ-компетентности, приоритетной задачей которой являлась методическая поддержка, как оперативное и перспективное реагирование методической службы на запросы и потребности педагогов.

В области повышения ИКТ-компетентности педагогов особое внимание уделяется следующим направлениям:

1. Обеспечение личностно-ориентированных стратегий, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности.

2. Выявление, систематизация и распространение позитивного педагогического опыта педагогов нашего ДОУ и других дошкольных учреждений. 

Для реализации поставленных задач организована методическая поддержка, которая осуществляется с помощью следующих форм работы с педагогами: консультации; практические занятия; обучающие семинары; работа в паре; подготовка материалов для сайта ДОУ; представление передового опыта.

С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. На советах педагогов, мастер-классах, смотрах-конкурсах педагоги нашего ДОУ используют ИКТ, как одно из главных условий совершенствования качества образовательного процесса. И ещё один немало важный показатель качества образовательного процесса ДОУ – участие педагогов во Всероссийских Интернет-проектах.

Уровень ИКТ-компетентности педагога находит свое  отражение в работе с детьми. Прежде всего, хочется отметить, что в нашем ДОУ не используется непосредственная работа детей за ПК, так как использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а это прежде всего:

  • преобразование предметно-пространственной развивающей среды;
  • использование презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов в воспитательно-образовательном процессе;
  • создание новых средств передачи информации для развития детей.

ИКТ является средством интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Разработка технологий с включением ИКТ во многом базируется на интегрированных занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание) и включает в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГОС.

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:

  • влияние компьюторной игры на состояние психического и физического здоровья ребенка, отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
  • При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
  • На данный момент отсутствует единая система, определяющая правильность использования ИКТ в ДОУ
  • На сегодня это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность, однако использование ИКТ является одним из перспективных средств обучения дошкольников.

Опыт работы показал, что использование ИКТ в ДОУ необходимы, это определяется и временем и требованиями нового поколения. Информационно–коммуникационные технологии как феномен современного образования позволяют современному педагогу модернизировать воспитательный процесс и обладают качественным преимуществом воспитателя перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_pedagoga.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Перец Ю.О.

 МБДОУ «Детский сад с. Зоркальцево» Томского района

 

Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить дошкольное образование вне этих процессов уже просто невозможно. Ускоренному развитию в нашей стране процессов информатизации в дошкольных учреждениях во многом способствовало принятие на государственном уровне целого ряда документов:  Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ; Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога; «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 07.02.2008 г. №Пр-212; Федеральная программа «Электронная Россия»; «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» утв. Приказом Минобрнауки РФ, от 17.10.2013.

Поэтому сегодня – повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования.

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

  • Общепользовательская ИКТ-компетентность.
  • Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
  • Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области педагогической деятельности).

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Общепользовательский компонент включает в себя: использование приемов и соблюдение правил начала, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, обеспечения расходуемых материалов и т.п.; соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ; клавиатурный ввод; навыки поиска в Интернете и базах данных.

Общепедагогический компонент: педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС; планирование и объективный анализ образовательного процесса; подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой; использование инструментов проектирования деятельности; визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов,  видеороликов, слайдов.

Предметно-педагогический компонент: разработка собственных электронных средств развивающего и воспитательного назначения; использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения; использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики.

Существует множество причин, которые мешают ДОУ и педагогам в полной мере использовать появляющиеся возможности.

В своем учреждении мы столкнулись со следующей проблемой: педагоги испытывают затруднения при использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень владения информационно-компьютерной грамотностью. Не все педагоги знают технические возможности компьютера. У некоторых педагогов нет навыков работы с компьютером, они не ориентируются в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, не знают этические правила их применения и не владеют методикой приобщения детей к новым технологиям. А недостаточная компетентность педагогов в использовании компьютерных технологий, является почвой для неготовности к развитию информационно-компьютерной культуры у дошкольников. 

Проанализировав уровень владения ИКТ технологиями в нашем дошкольном учреждении мы получили следующие результаты - 65% педагогов имеют общепользовательскую ИКТ-компетентность, и только 35% педагогов общепедагогическую ИКТ-компетентность.

Учитывая это, одной из задач работы коллектива в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, для того, чтобы каждый в перспективе мог свободно использовать современные информационные технологии в своей работе.

Содержание подготовки педагогов опирается на систему методической работы по повышению ИКТ-компетентности, приоритетной задачей которой являлась методическая поддержка, как оперативное и перспективное реагирование методической службы на запросы и потребности педагогов.

В области повышения ИКТ-компетентности педагогов особое внимание уделяется следующим направлениям:

1. Обеспечение личностно-ориентированных стратегий, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности.

2. Выявление, систематизация и распространение позитивного педагогического опыта педагогов нашего ДОУ и других дошкольных учреждений. 

Для реализации поставленных задач организована методическая поддержка, которая осуществляется с помощью следующих форм работы с педагогами: консультации; практические занятия; обучающие семинары; работа в паре; подготовка материалов для сайта ДОУ; представление передового опыта.

С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. На советах педагогов, мастер-классах, смотрах-конкурсах педагоги нашего ДОУ используют ИКТ, как одно из главных условий совершенствования качества образовательного процесса. И ещё один немало важный показатель качества образовательного процесса ДОУ – участие педагогов во Всероссийских Интернет-проектах.

Уровень ИКТ-компетентности педагога находит свое  отражение в работе с детьми. Прежде всего, хочется отметить, что в нашем ДОУ не используется непосредственная работа детей за ПК, так как использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а это прежде всего:

  • преобразование предметно-пространственной развивающей среды;
  • использование презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов в воспитательно-образовательном процессе;
  • создание новых средств передачи информации для развития детей.

ИКТ является средством интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Разработка технологий с включением ИКТ во многом базируется на интегрированных занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание) и включает в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГОС.

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:

  • влияние компьюторной игры на состояние психического и физического здоровья ребенка, отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
  • При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
  • На данный момент отсутствует единая система, определяющая правильность использования ИКТ в ДОУ
  • На сегодня это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность, однако использование ИКТ является одним из перспективных средств обучения дошкольников.

Опыт работы показал, что использование ИКТ в ДОУ необходимы, это определяется и временем и требованиями нового поколения. Информационно–коммуникационные технологии как феномен современного образования позволяют современному педагогу модернизировать воспитательный процесс и обладают качественным преимуществом воспитателя перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Литература:

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
  2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) [Электронный ресурс] / http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html). 
  3. Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

О системе мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении

В статье показана система мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном уч...

Профессиональная компетентность педагогов как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций...

План работы. Тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Тема:  «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты» Цель деятельности: создание условий для регулярного осуществл...

"Профессиональная компетентность педагогов как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования."

Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность ребёнка и оказывают опосредованное влияние на его образ мира и об...

методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы

в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...