Статья «Результаты деятельности ДОО по преобразованию РППС в в соответствии с ФГОС ДО».
статья
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pprs.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Результаты деятельности ДОО по преобразованию РППС в
в соответствии с ФГОС ДО».
«Предметно развивающая среда –
это система материальных объектов деятельности ребёнка,
содержание его духовного и физического развития,
это единство социальных и предметных средств».
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности. Для этого вокруг ребёнка нужно создать специальную педагогическую среду, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
При создании развивающей предметно – пространственной среды в группах ДОУ мы руководствовались требованиям стандарта. Среда нашего ДОУ содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная доступная и безопасная.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию и наполняемости среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Цель педагога: ( на слайде) сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Грамотно построенная РППС в ДОУ позволяет педагогам повышать качество образовательного процесса в разных областях.
при создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы: ( на слайде)
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013г. №1155;
- Указ президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрирован в минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384;
- Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13) с изм. и доп. от 27.08.2015г. №41.
На основании ряда документов: ФЗ «Об образовании», СанПиНа, основной общеобразовательной программы МАДОУ «Колокольчик», которая реализуется в дошкольном учреждении, ФГОС, каждый воспитатель нашего ДОУ создает детям условия пребывания в группе.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей, т.е. это весь комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
1. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда нашего ДОУ обеспечивает:
- реализацию различных образовательных программ;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют функцию:
Информационности – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Стимулирования. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Развивающую – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия.
Предметно-пространственная среда в детском саду имеет:
- имеет привлекательный вид;
- выступает в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимает утомляемость;
- положительно влияет на эмоциональное состояние;
- помогает ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- дает возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы.
Мы старались правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды. Внимательно наблюдали за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы вдумчиво и рационально организовывали развивающее пространство своей группы.
Также при формировании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ мы учитывали принципы построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Принцип дистанции позиции при взаимодействии.
Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.
В них должны быть:
• сборно-разборная мебель;
• игрушечная мебель;
• емкости для хранения игрушек;
• игрушки;
• мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой).
Следует предусмотреть:
• использование игрового спортивного оборудования;
• использование игровых столов сложной конфигурации;
• мебель-трансформер;
• использование вертикальных разделителей;
• кукольный театр;
• костюмерную;
• игрушки-заменители.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей мы старались создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:
- игровых зон;
- зон уединения;
- современных игрушек;
- развивающих игр;
- дидактического и демонстрационного материала;
- материала для продуктивной деятельности;
- атрибутики для творческой деятельности;
- уголков экспериментирования;
- уголка природы;
- логопедического уголка;
- фонотеки, видеотеки;
- спортивного инвентаря и оборудования и т. д.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Педагоги ДОУ стараются продумывать и менять развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с тематическим планированием ДОУ.
Вывод:
Развивающая предметно-пространственная среда нашего ДОУ
Рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности;
включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;
позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.
Таким образом, развивающая среда ДОУ – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Показатели оценки развивающей среды ДОУ:
- Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
- Отсутствие конфликтов среди детей;
- Наличие продуктов детской деятельности;
- Динамика развития ребенка;
- Невысокий уровень шума.
Вывод: Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
-Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? » А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
требования к результатам в соответствии с ФГОС ДО
консультация для педагогов...
Статья на тему: "Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС"
В статье описываются современные требованиям к педагогам в соответствии с профессиональным стандартом....
Статья по Формированию безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду.
Статья по Формированию безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду....
Статья Предметно пространственная среда средней группы в соответствии с ФГОС
рассказываем о предметно пространственной среде нашей группы...
Статья по опыту организации дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО «Технология активного обучения в ДОУ»
Технология активного обучения — такая организация воспитательно-образовательного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый воспитанник, либо имеет определ...
Статья "Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС"
Статья для педагогов "Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС"...
Статья на тему "Моделирование образовательного процессе в соответствии с ФГОС и образовательной программой организации"
В статье рассматриваются особенности организации работы с дошкольниками. Педагог должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все вид...