Картотека ТРИЗ игр
картотека
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизировалась творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов и находить свое решение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_triz_igr.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека «ТРИЗ – развитие музыкальных способностей детей»
Подготовила: Бикташева Д.Р.
музыкальный руководитель
МАДОУ ДС № 56 «Северяночка»
Актуальность
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ и РТВ (Теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения). Она возникла в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского учёного, бакинского изобретателя, писателя- фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера и представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческого мышления, формирования творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. В 1987 г. методика ТРИЗ пришла в детские сады. При использовании элементов ТРИЗ заметно активизировалась творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов и находить свое решение. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др. Цель: развитие музыкальных способностей детей по средствам развития активного творческого мышления у дошкольников.
Ожидаемые результаты: Таким образом игры с применением элементов ТРИЗ и РТВ, являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности.
«Я иду на концерт»
Цель: учить выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку Ход игры: М. р.: Я пойду на концерт и буду там что-то делать. Кто пойдет со мной на концерт? (дети понимают, что должны называться виды танцев и говорят свой вариант). «Волшебные кольца» (Кольца Луллия)
Цель: закрепление названий музыкальных произведений и их авторов, определение на слух музыкальных инструментов, закрепление словаря, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки.
Ход игры: М. р.: Ребята, а сейчас мы узнаем, какое музыкальное произведение будем сейчас слушать. Раскручивай (имя ребенка) средний круг. Какое произведение выпало? (Ребенок называет). Затем прослушивается отрывок из этого произведения. М. р.: Определите с помощью других кругов характер музыки и звучащие в нем инструменты. «Теремок»
Цель: учить детей сравнивать объекты по различным признакам.
Ход игры: педагог раздает детям карточки с изображением музыкальных инструментов М. р.: Стоит в поле теремок, теремок Он не низок не высок, не высок. Подошла тут скрипка к теремку Подошла и стучит. Скрипка: Тук, тук. Кто в теремочке живёт? М. р.: Никто не ответил скрипке, вошла она в теремок и стала там жить. Вот идёт к теремку важно барабан, подошёл и стучит. Барабан: Тук, тук. Кто в теремочке живёт? Скрипка: Это я скрипка, а ты кто? Барабан: А я барабан. Пусти меня к себе жить. Скрипка: Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Барабан: Мы с тобой относимся к музыкальным инструментам. М. р.: Стали они жить вдвоём. Подошёл к теремку аккордеон и стучит. Аккордеон: Тук, тук. Кто в теремочке живёт? Скрипка: Это я скрипка. Барабан: А я Барабан. Аккордеон: Пустите меня к себе жить. Скрипка: Пустим, если скажешь, чем ты от нас отличаешься. Аккордеон: Я начинаю звучать, когда растягиваются мои меха. Слева у меня кнопочки чёрные и белые, а справа клавиши.
«Музыкальный домик»
Цель: различать и находить высокий, средний и низкий звуки.
Оборудование: домик, мышка-скрипачка, баран с барабаном, баран, металлофон, звукозапись скрипичной музыки.
Ход игры: М. р.: Кто-то в домике играет, нас послушать приглашает (из домика появляется мышка, звучит музыка) Мышка тоненько пищит, скрипка высоко звучит. (Педагог знакомит детей с внешним видом скрипки и способами игры на ней). М. р.: Посмотрите, кто ещё живёт в этом замечательном музыкальном домике (из домика появляется баран с барабаном) Вышел из дому баран, громко бьёт он в барабан (звучит барабан) Марш играет наш баран, низким звуком в барабан. М. р.: На каком инструменте играла мышка? Какой голос у скрипки? На чём играл баран? Как играл баран? Мы говорили о скрипке и барабане, а как мы можем назвать их? Дети: Музыкальные инструменты.
«Дразнилка»
Цель: формировать умение выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы Оборудование: детские музыкальные инструменты.
Ход игры: ведущий называет объект, дети, не называя вслух функцию объекта, подразнивают его с помощью суфиксов –лка, -чк, -ще и др. М. р.: Барабан. Дети: Стучалка, шумелка, сломалище… «Чем похожи?» Цель: формировать умения выявлять подсистемные связи.
Оборудование: карточки с изображением музыкальных инструментов, картинки к жанрам музыки.
Ход игры: у ведущего карточки с изображением двух объектов. Детям предлагается сравнить и найти признаки сходства. М. Р.: Что общего между песней и маршем? Дети: Песня и марш – это музыка, они состоят из звуков, записываются нотами.
«Волшебный светофор»
Цель: учить детей определять подсистему объекта, функции объекта и его надсистему. Оборудование: 3 кружочка: красный –подсистема объекта, жёлтый – функция объекта, зелёный – надсистема. Барабан.
Ход игры: М. р.: Барабан (поднимает жёлтый кружок). Дети: Барабан нужен для того, чтобы играть музыку – марш или просто отбивать ритм. М. р.: Верно, барабан создаёт звуки музыки (поднимает зелёный кружок). Дети: Барабан – музыкальный инструмент, живёт в музыкальном зале, в группе и т. д. М. р.: Да (поднимает красный кружок). Дети: У барабана есть стенки и два основания, они сделаны из ткани, кожи, а ещё есть палочки и верёвка, чтобы барабан повесить на шею.
Усложнение: Могут использоваться не изображения объекта, а его схема. Используется метод эмпатии.
«Один к трем признакам»
Цель: формирование классификационных навыков дошкольников, учить к названному признаку подбирать 3 его значения
Ход игры: ведущий бросает мяч ребенку и называет три значения признака, например, «темп». Он возвращает мяч обратно и называет три значения признака (быстрый, медленный, умеренный).
«Музыкальный домик»
Цель: различать и находить высокий, средний и низкий звуки.
Оборудование: домик, мышка-скрипачка, баран с барабаном, баран, металлофон, звукозапись скрипичной музыки.
Ход игры: М. р.: Кто-то в домике играет, нас послушать приглашает (из домика появляется мышка, звучит музыка) Мышка тоненько пищит, скрипка высоко звучит. (Педагог знакомит детей с внешним видом скрипки и способами игры на ней). М. р.: Посмотрите, кто ещё живёт в этом замечательном музыкальном домике (из домика появляется баран с барабаном) Вышел из дому баран, громко бьёт он в барабан (звучит барабан) Марш играет наш баран, низким звуком в барабан. М. р.: На каком инструменте играла мышка? Какой голос у скрипки? На чём играл баран? Как играл баран? Мы говорили о скрипке и барабане, а как мы можем назвать их? Дети: Музыкальные инструменты.
«Три к одному признаку»
Цель: формирование классификационных навыков дошкольников, учить к названному признаку подбирать 3 его значения
Ход игры: ведущий бросает мяч ребенку и называет три значения признака, например, песня, танец, марш. Он возвращает мяч обратно и называет имя признака – жанр. С помощью этой игры можно закреплять знания о строении песни (запев, припев, вступление), классифицировать знания о исполнителях (соло, дуэт, ансамбль), об оркестрах (духовой, симфонический, народный).
«Наоборот»
Цель: закрепление словарного запаса музыкальных терминов
Ход игры: педагог называет каждому ребенку по очереди антоним из какойнибудь пары. Ребенок должен назвать парный антоним. Веселая музыка – грустная музыка; Громкий звук – тихий звук; Минор – мажор; Далекий звук – близкий звук; Форте – пиано и т. д. «Раз, два, три… ко мне беги»
Цель: упражнять в сравнении систем и подсистем.
Ход игры: педагог раздает всем играющим картинки с изображением музыкальных инструментов. М. Р.: Раз, два, три, все струнные инструменты ко мне беги (подбегают те дети, у кого изображены струнные инструменты). М. Р.: Раз, два, три, все у кого есть педали ко мне беги (подбегают те дети, у кого изображены музыкальные инструменты с педалями). М. Р.: Раз, два, три, все кто работает при помощи электрического тока ко мне беги! (подбегают те дети, у кого изображены электромузыкальные инструменты). М. Р.: Раз, два, три, все кто сделан из дерева ко мне беги! (подбегают дети, у кого изображены деревянные музыкальные инструменты) и т. д.
«Я иду на концерт»
Цель: учить выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку Ход игры: М. р.: Я пойду на концерт и буду там что-то делать. Кто пойдет со мной на концерт? (дети понимают, что должны называться виды танцев и говорят свой вариант). «Волшебные кольца» (Кольца Луллия)
Цель: закрепление названий музыкальных произведений и их авторов, определение на слух музыкальных инструментов, закрепление словаря, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки.
Ход игры: М. р.: Ребята, а сейчас мы узнаем, какое музыкальное произведение будем сейчас слушать. Раскручивай (имя ребенка) средний круг. Какое произведение выпало? (Ребенок называет). Затем прослушивается отрывок из этого произведения. М. р.: Определите с помощью других кругов характер музыки и звучащие в нем инструменты. «Теремок»
Цель: учить детей сравнивать объекты по различным признакам.
Ход игры: педагог раздает детям карточки с изображением музыкальных инструментов М. р.: Стоит в поле теремок, теремок Он не низок не высок, не высок. Подошла тут скрипка к теремку Подошла и стучит. Скрипка: Тук, тук. Кто в теремочке живёт? М. р.: Никто не ответил скрипке, вошла она в теремок и стала там жить. Вот идёт к теремку важно барабан, подошёл и стучит. Барабан: Тук, тук. Кто в теремочке живёт? Скрипка: Это я скрипка, а ты кто? Барабан: А я барабан. Пусти меня к себе жить. Скрипка: Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Барабан: Мы с тобой относимся к музыкальным инструментам. М. р.: Стали они жить вдвоём. Подошёл к теремку аккордеон и стучит. Аккордеон: Тук, тук. Кто в теремочке живёт? Скрипка: Это я скрипка. Барабан: А я Барабан. Аккордеон: Пустите меня к себе жить. Скрипка: Пустим, если скажешь, чем ты от нас отличаешься. Аккордеон: Я начинаю звучать, когда растягиваются мои меха. Слева у меня кнопочки чёрные и белые, а справа клавиши.
«Дразнилка»
Цель: формировать умение выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы Оборудование: детские музыкальные инструменты.
Ход игры: ведущий называет объект, дети, не называя вслух функцию объекта, подразнивают его с помощью суфиксов –лка, -чк, -ще и др. М. р.: Барабан. Дети: Стучалка, шумелка, сломалище… «Чем похожи?» Цель: формировать умения выявлять подсистемные связи.
Оборудование: карточки с изображением музыкальных инструментов, картинки к жанрам музыки.
Ход игры: у ведущего карточки с изображением двух объектов. Детям предлагается сравнить и найти признаки сходства. М. Р.: Что общего между песней и маршем? Дети: Песня и марш – это музыка, они состоят из звуков, записываются нотами.
«Волшебный светофор»
Цель: учить детей определять подсистему объекта, функции объекта и его надсистему. Оборудование: 3 кружочка: красный –подсистема объекта, жёлтый – функция объекта, зелёный – надсистема. Барабан.
Ход игры: М. р.: Барабан (поднимает жёлтый кружок). Дети: Барабан нужен для того, чтобы играть музыку – марш или просто отбивать ритм. М. р.: Верно, барабан создаёт звуки музыки (поднимает зелёный кружок). Дети: Барабан – музыкальный инструмент, живёт в музыкальном зале, в группе и т. д. М. р.: Да (поднимает красный кружок). Дети: У барабана есть стенки и два основания, они сделаны из ткани, кожи, а ещё есть палочки и верёвка, чтобы барабан повесить на шею.
Усложнение: Могут использоваться не изображения объекта, а его схема. Используется метод эмпатии.
Список используемой литературы: Прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольника. - ОО «Волга – ТРИЗ» Международной ассоциации ТРИЗ, 2010г. Сидорчук Т. А. Я познаю мир. - ОО «Волга – ТРИЗ» Международной ассоциации ТРИЗ, 2014г.
Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим…(2006 г.) — 202 стр. Сидорчук Т.А.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека ТРИЗ игр
"ТРИЗ" – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.Цели ТРИЗ - не просто развить...
Картотека ТРИЗ
Картотека ТРИЗ...
картотека ТРИЗ игр
Игры на формирование умения выделять функции объекта...
Картотека ТРИЗ игр для дошкольников.
Игры для детей 3-5 лет на развитие речи, логического мышления и др....
Картотека ТРИЗ игр
Картотека по ТРИЗ играм...
Картотека ТРИЗ 4-5 лет
Картотека ТРИЗ для детей среднего и старшего возраста...
КАРТОТЕКА ТРИЗ-РТВ игр интеллектуально-творческой направленности для детей дошкольного возраста.
ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ;ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ И КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ С...