Мои друзья (проводится с 4-х лет). Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь. Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами. В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком. Ход игры: В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать. К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка. В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям. В: Мои друзья - это то, что может говорить. К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы… Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.: В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире. К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча. В: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы. К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль. В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать. К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж. В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце). К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары. Как усложнения для 6-7 лет. Мои друзья - это слова, обозначающие действие, в которых есть звук "А". Д: Бегать, прыгать, летать. Примечание: Воспитатель заранее раздает детям по 2 предметные картинки с разными объектами. Например, ребенок 1: стол и вода ребенок 2: сахар и стакан с водой ребенок 3: ручка и стол ребенок 4: молоко и чашка чая ребенок 5: краска и вода ребенок 6: зонт и дождь ребенок 7: часы и шкаф. В: Что же взаимодействует между собой? К ведущему подходят дети с картинками сахара и стакана с водой, молоком и чашкой чая, краски и воды. В: Мои друзья - это то, что умеет отталкиваться друг от друга. К ведущему подходят дети с картинками зонта и дождя. В: Мои друзья - это то, что не взаимодействуют. К воспитателю подходят дети с картинками стола и воды, часов и шкафа, ручки и стола. Примечание: В ходе игры дети объясняют причину взаимодействия - не взаимодействия, учатся строить предложения, тем самым решается задача развития монологической речи, формируется умение выражать свои мысли. Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы: В: Мои друзья - это те, кто живет в лесу, и умеют быстро бегать. Д: Лиса, волк. В: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку. Д: Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь… Примечание: Данную игру можно использовать и при отработке под- и над-системы, а также прошлого конкретного объекта. В: Я - телефон. Мои друзья - это, что может передавать информацию на расстоянии. Д: Книга, почтальон, голуби с записками, компьютер. В: Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком. Д: Огурец, подсолнух, тыква, дыня. | Чем был - чем стал (с 4-х летнего возраста). Цель: на определение линии развития объекта, развивать логическое мышление, речь. Правила игры: 1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… 2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении. Ход игры: В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы. В: Что хорошего в стеклянном столе? Д: Оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка. В: А что плохого в таком столе? Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди… В: А что еще может быть из стекла? Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло. В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать? Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков. В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем! Воспитатель обобщает ответы детей. В: Телевизор. Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей. В: Было семечком, а стало? Д: Стало ростком. В: Было головастиком, а стало? Д: Лягушонком. В: Был дождь, а стал? Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли. В: Было деревом, а стало… Чем может стать дерево? Д: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой По варианту №1. В: Я называю вам вещество неживой природы - песок. Это было раньше песком, а стало… Д: стало цементом, стеклом, посудой. В: Было раньше тканью, а стало… Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью… В: Это раньше было акварельными красками, а стало… Д: Стало
|
Волшебный светофор (с 4- летнего возраста). Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, внимание, речь. Правила игры: У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может после показа убираться. Ход игры: Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины). В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии). Данная игра может использоваться при рассмотрении картины. В: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные). Живая и неживая системы. В: Кактус. (поднимает зеленый кружок). Д: Кактус относится к природному миру, к живой системе, к растениям. Он может жить в комнате на подоконнике, а еще он живет в пустыне. Воспитатель (в старшей и подготовительной группах - ребенок) поднимает красный кружок. Д:У кактуса есть корни, колючки, цветы у взрослых кактусов. В: Для чего кактусу колючки? Д: Чтобы его не срывали, он так защищается. Воспитатель поднимает желтый кружок. Д: Кактус нужен для красоты (особенно когда он цветет), кактус дает кислород, а люди дышат кислородом, а еще кактус - это корм для животных в пустыне. Воспитатель или ведущий - ребенок просит превратиться в кактусы: в цветущий кактус, в кактус, который очень много поливали, кактус в тесном горшке, кактус в пустыне… В: Дождь. (поднимает желтый кружок). Д: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах. После дождя свежий и чистый воздух. Воспитатель поднимает красный кружок. Д: Дождь живет на улице, он в облаках живет, образуется в атмосфере. В: К чему относиться дождь? Д: К природному миру, к неживой системе. Воспитатель поднимает кружок зеленого цвета. Д: Дождь - это много-много капелек воды. В каждой капельке живут человечки жидкости. В: После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька дождя попала на листочек. Изобразите ее. Развитие речи. Грамматический строй речи. В: Слово "красиво". Поднимает желтый кружок. Что можно обозначить словом "красиво"? Д: Красивым может быть платье, красивая мама, красивое небо, красивый дом, красивая книга …. В: Этим слово можно обозначать признак предмета. Воспитатель поднимает красный кружок. Д: Это слово может жить в предложении, в рассказе, в книге, в речи человека… Воспитатель поднимает зеленый кружок. Д: Это слово состоит из звуков, слогов. Примечание: более простые слова воспитатель предлагает детям разложить на звуки индивидуально со схематическим изображением гласных и согласных звуков или на слоги. Ознакомление с художественной литературой. (используется на занятиях по пересказу, при анализе прочитанного произведения, заучивании стихотворения). В: "Мойдодыр" Чуковского К.И. Воспитатель поднимает желтый кружок. Д: Мальчик - грязнуля - главный герой, он не умывался, а его вещи - самовар, утюги, сапоги, кочерга, щетки, мочалка, Мойдодыр - это герои рассказа. Воспитатель поднимает зеленый кружок. В: Что есть в нашем рассказе: какие совершаются действия и какими героями, какое настроение у героев при этом. Д: От мальчика убегают разные вещи: одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. Мальчик хотел напиться чаю, самовар убежал. Все кружилось и вертелось и помчалось колесом. Воспитатель просит детей пересказывать близко к тексту. | Теремок (с 4-х лет). Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения. Правила игры: Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня". Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности. Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра закрепляет у детей алгоритм системного мышления. Ход игры. 1 вариант: Ведущий - ребенок выбрал машину. Д: Тук-тук. Кто в теремке живет? В: Это я, машина. Д: А я стол. Пусти меня к себе жить? В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня. Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики. 2 вариант: В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины. Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные. Живая природа и неживая природа. Похожести у объектов живого мира. Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? В: Это я, снегирь. А ты кто? Д: А я воробей. Пусти меня к себе! В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря. Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики. Различия у объектов живого мира. Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе! В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся. Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками). Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе. В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки. Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают. В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове. Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие. Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются. В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи. Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе. В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку). Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином. Примечание: В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода. Тем самым у ребенка будут складываться, и закрепляться понятия об общественных отношениях. |
Путаница (с 4-х лет). Цель: закрепить умения детей находить типичные свойства объекта. Ход игры: Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами ( например, тигр заострённый, карандаш полосатый, полка замёрзшая, стекло книжное) и просит детей восстановить порядок, т.е подобрать каждому объекту типичное свойство. | Спасаем Колобка (с 4 лет). Цель: развивать творческое воображение, фантазию учить наделять известных сказочных персонажей качествами, которые им не присущи. Развивать нетрадиционное мышление. Оборудование: книга "Колобок" настольный театр "Колобок". Инструмент ТРИЗ: игра "Хорошо-плохо" (выявление отрицательных и положительных свойств, разрешение противоречий). Ход игры: - Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, "Колобок". Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придет к нам. Дети зовут, появляется Колобок (настольный театр). - Колобок, а почему ты такой грустный? Ребята, он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему. Дети перечисляют героев сказки, пересказывают ее содержание. - Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо? - Что хорошо (лиса наелась)? - Что плохо (Колобка съели)? – Что можно сделать, чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить до встречи с Колобком)? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым)? Обговариваются все предложенные детьми варианты. Самые интересные разыгрываются детьми куклами настольного театра. Например: встретила Лиса Колобка, а он только что прокатимся по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет («Фу, какой ты грязный, Колобок, тебя нельзя есть, вдруг, заболею, живот болеть будет»)? |
Что можно сказать о предмете, если там есть… (с 5-летнего возраста). Цель: на определение под - системных связей объекта, развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей. Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику. Ход игры: В: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками? Д: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах. В: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг? Д: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще портфель ученика. В: Что можно сказать об объекте, частью которого являются волшеные слова? Д: Это такие слова как "спасибо", "здравствуйте", "будьте добры"? Это может быть вежливый человек, добрый человек, книга. Развитие речи (обогащение словаря). В: Что можно сказать о системе, в которой нет света? Д: Это может быть темное помещение, почва, черный ящик, шкаф закрытый. В: Что можно сказать об объекте, от которого вкусно пахнет? Д: Это живой объект? В: Да. Д: Это может быть парикмахер (от него пахнет одеколоном), кулинар и повар (от них пахнет булочками, пирогами, ванилином, пряностями всякими. В: А если это неживой объект, но от него тоже вкусно пахнет. Что это? Д: Магазин парфюмерный, кухня в детском саду. Звуковая культура речи. В: Что можно сказать об объекте, если в нем есть звук "А" (можно использовать схемы). Д: Мама, рама… Живая и неживая природа. В: Что можно сказать об объекте, если там есть "МЯУ"? Д: Кошка, котенок. В: Что можно сказать об объекте, если там есть журчание? Д: Ручей, река, а еще в животе иногда журчит. Это может быть фонтан. В: Что можно сказать об объекте, если там есть кора? Д: Это может быть дерево, кустарник, пенек. В: Что можно сказать о системе, если там есть сбор урожая, дожди, листопад? Д: Это осень! Ознакомление с окружающим миром. В: Что можно сказать об объекте, если там есть мотор? Д: Это или соковыжималка, или машина, или трактор, или самолет, или пылесос. В: Что можно сказать об объекте, если там есть белый халат? Д: Это может быть врач, парикмахер, аптекарь. В: А если это неживая система? Д: Тогда это шкаф, больница, аптека…
| Дразнилка ( с 5-лет). Цель: учить образовывать слова с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др. Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др. Ход игры: В: Кошка. Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка… В: Пылесос. Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище… В: Мяч. Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка. В: Снег. Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка. В: Когда он может быть укрывалкой? Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло. В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает? Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега. В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть? Д: Испарялочка, исчезалка… В: Помидор. Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище. Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками. В: Подразните его в этот момент! Д: Украшалочка, украшалка. |
Найди друзей (с 5 - летнего возраста). Цель: на развитие логического мышления, учить правильно, находить функции объектов и называть их. Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию. Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта. Ход игры: В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию. Д: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон … В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать? Д: Умеет летать самолет, пчела, утка. В: А самолет сам летает? Д: Нет. Его человек ведет. В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их! Д: Волшебная палочка, сапоги - скороходы. В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок. В: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков. Д: Ножницы, топор, плита В: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно. Д: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике. | Давай поменяемся (для детей 5-7 лет). Цель: учить детей выделять главную функцию объекта, развивать логическое мышление, речь, воображение. Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект. Ход игры: Р1: Я - часы. Я умею показывать время. Р2: Я - книга. Я делаю человека умнее. Р3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям. Р4: Я - машина. Я перевожу людей. В: Давайте поменяемся функциями. Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время. Живая и неживая системы. Р1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота. Р2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок. Р3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком. Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком. Неживая природа. Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков. Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков. Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков. Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает. |
Держи вора! (с 5 лет). Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путём сравнения, развивать внимание, речь. Реквизит: картинки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребёнка – одна картинка. Ввод в игру: в толпе раздаются крики: - Держи вора, он высокий такой! - Держи вора, он черной шляпе! Никто не заметил самого вора, никто не может описать его полностью. Но сыщики находят вора даже по отдельным признакам… Так и мы попытаемся найти «вора», зная некоторые его признаки. Ход игры: 1-й вариант: каждый ребёнок держит перед собой картинку и играет за нарисованный объект. Ведущий назначает 3-4 детей в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки – кому быть «вором», и дети называют его признаки ( например, чайник: с ручкой, пустой). Затем в комнату возвращаются сыщики, ведущий сообщает им признаки вора и зовёт: «Держи вора!» Остальные дети могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми рассматривают их картинки и пытаются определить вора. Когда каждый сыщик кого- то задержал, ведущий говорит «Стоп!» и всякое движение прекращается. Идёт рассмотрение задержанных. Ведущий устанавливает порядок рассмотрения так, чтобы настоящий вор, если его поймали, остался последним. Первый сыщик указывает на своего задержанного и говорит: « Это вор, потому что он…(называет известный ему признак, например, «с ручкой»). Задержанный, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: « Нет, я не вор, потому что…( например, если «задержана» сумка: «Вор хранит чай, а я – книжки»). Если задержанный не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали, остаётся добровольно признаться. Пусть отдаёт « украденное» и получает прощение. Сыщиков можно награждать. 2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но каждому сыщику сообщается лишь один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора. | Красная шапочка (с 5 лет). Цель: развитие творческого воображения. Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по - другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи. Ход игры: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать любой). Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана. Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)? - Чтобы видеть, сколько я съела. И так играем до тех пор, пока не будут названы все свойства. После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла). |