статья "Интегративный подход в организации развивающей среды"
статья
Опыт работы воспитателя по созданию развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrativnyy_podhod_k_organizatsii_razvivayushchey_sredy_v_gruppe.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегративный подход к организации развивающей среды в группе
В основе концепции образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
Поэтому имея представление о зоне актуального развития и проектируя зону ближайшего развития каждого ребенка, необходимо формировать обстановку и продумывать материалы для развития, ставить перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого, поддерживать в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.
Созданная в группе развивающая среда должна обеспечивать возможность отражения знания каждого ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения; раскрывать способы познания себя, и других через самоощущение себя в мире природы, в мире людей и предметов; иметь яркую воспитывающую направленность, т.е. способстовать формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы целесообразно разделить на несколько центров, в каждом из которых будет представлено достаточное количество материалов для исследования и игры.
Я углубленно работаю по теме формирования этнокультурной осведомленности детей. С целью отражения приоритетного направления работы я создала «Географический салон», в котором дети знакомятся с различными этнокультурами. Каждый раздел Салона оформлен в соответствии с тематикой:
- «Страна виртуальных путешествий» представлена изображениями транспорта;
- «Мини-музей», где на корабле - полке собраны этнокультурные элементы, отражающие характер и особенности развития стран Африки и Азии (ритуальные маски, статуэтки древних египетских богов, древний египетский папирус, тотемные скульптуры – кошка, змея, статуя Будды, женщина сфинкс и т. д.); в дополнение к этому на стене имеются силуэты стран: Великобритании, Индии, Японии, Египта;
- «Моя страна» - это огромная карта Российской Федерации, в сочетании с фотографиями природных зон позволяющая детям запомнить климатические условия, и делать первые шаги в географии.
Красочный образ «Географического салона» завершает «капитанский мостик», где имеется штурвал, фуражка капитана, географическая карта, подбор мини-энциклопедий, альбом флагов и коллекция предметов разных стран, дидактические игры на развитие и закрепление знаний о различных этнокультурах.
В групповом помещении все образовательные области представлены различными Центрами и интегрируют между собой:
- Центр «Мы познаем мир» наполнен материалом для развития и обучения детей средствами игровой предметности, развития системы элементарных математических, экологических, естественно - научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков, приобщения к чтению познавательной и художественной литературы;
- в центре «Мы познаем мир» имеются интеллектуальные развивающие игры, блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, дидактические игры с математическим содержанием, детский компьютер с развивающими программами, условные мерки, конструкторы, пазлы, мозаики и др., а также наглядно-информационный материал, пособия, игры по страноведению: пиктограмма «Сотворение мира», вертушка «По странам и континентам»;
- центр экологии это комнатные растения, альбомы с изображениями явлений природы, дидактическими играми, лаборатория со схемами опытов, энциклопедиями знакомят детей с природой, воспитывают любовь к ней, формируют у детей лучшие черты характера, такие как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
- в Центре музыкально-театрализованной деятельности находится «Стена творчества», которая представлена фланелеграфом, кукольным театром на пуговицах, «ниткографией», шнуровками, лентами для плетения и др. Здесь собраны различные виды театра: настольный, на фланелеграфе, кукольный, пальчиковый, куклы «Живая рука», а также представлены атрибуты к играм - драматизациям, режиссерским;
- Центр «Наша безопасность» оборудован красочными плакатами с правилами дорожного движения, «костюмами-знаками», плакатами с изображением видов транспорта, макетами, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, дидактическими играми и пособиями по ОБЖ;
- Центр «Здоровячок» представлен спортивным уголком с традиционным и нестандартным спортивным оборудованием, различными гимнастическими пособиями, сделанными руками родителей и педагогов. Данный Центр служит профилактикой негативных эмоций, а также для организации и удовлетворения потребности детей в самостоятельной двигательной активности, вызывает у них желание быть сильными, ловкими, здоровыми;
- особое место в нашей группе занимает Центр сюжетно-ролевых игр. Он распланирован с учетом полоролевой дифференциации. В нем находятся разнообразные сюжетно-ролевые игры и игрушки для девочек, наборы конструкторов, строительного материала, машин и мастерской для мальчиков. Здесь могут найти себе занятие и организовать игру отдельно девчонки и мальчишки, не мешая друг другу.
Стараясь идти «в ногу со временем», в своей работе использую новейшие технологии, такие как ИКТ – технологии (мультимедийный проектор, DVD - плеер, магнитофон, музыкальный центр), что позволяет преподнести детям материал в более наглядной, увлекательной форме, выстраивание визуального ряд формирует у детей четкое представление об изучаемом предмете, и способствует быстрому закреплению пройденного материала.
Таким образом, предметно - развивающая среда нашей группы мобильна, изменяется согласно возрасту детей, стимулирует познавательное развитие и активность детей в разных видах деятельности, способствует целостному развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация развивающей среды в ДОУ - как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей."
Как организовать развивающюю среду в ДОУ...
Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада
Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже ...
Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды.
Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского садаЭффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-про...
Реализация возрастного и гендерного подхода в организации развивающей среды в группе раннего возраста
Реализация возрастного и гендерного подхода в организации развивающей среды в группе раннего возрастаКак бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возрастных особенност...
Творческий подход к организации развивающей среды в использовании наглядного и раздаточного материала по познавательно-речевому развитию.
Уважаемые родители, бабушки, дедушки! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос умным, эрудированным и был хорошо подготовлен к обучению в школе? Тогда вам необходимо начинать обучение детей как можно ран...
"Гендерный подход в организации развивающей среды в группе"
quot;Гендерный подход в организации развивающей среды в группе"...
"Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"
Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды посредством инновационной технологии ТИКО-моделирования, раскрываются требования ФГОС ДО при создании инновационной среды в...