«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».
статья
Приобщение дошкольников к художественной литературе остается актуальным вопросом и в настоящее время. Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_k_chteniyu_hudozhestvennoy_literatury.docx | 13.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоусова А.Е. воспитатель,
Куланина Е.С. старший воспитатель
МДОУ «Д/с № 121 к.в.» г. Магнитогорска
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.
Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить.
Так давайте же будем
Их беречь и любить.
(В.В. Радин)
Изучению данного вопроса посвящено много работ, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохини и другие.
Книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.
Самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
На занятиях педагог должен работать с произведениями, которые интересны детям, доступны по идейному содержанию, содержат яркий художественный элемент. С этой целью подбирается детские произведения, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. От детей не нужно требовать словесного воспроизведения полученных сведений, все выводы педагог формулирует сам в доступной детям форме.
Так же важно научить дошкольника операциям, которые совершает читатель в процессе эмоционального и понятийного освоения текста, т.е. элементарным приемам анализа.
Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут, и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т.д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются детьми очень живо.
При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.
Так же воспитатель проводит работу с родителями на тематических собраниях: знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.
Таким образом, художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении с взрослыми и сверстниками.
Список литературы:
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Воспитательная работа с дошкольниками / А.В. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2009.
- Градусова Л.В., Левшина Н.И. ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1972.
Интернет источники:
- URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26091 (дата обращения: 05.12.2018).
- URL: http://lebds3.org.ru/index.php/konsultatsii/638-priobshchenie-detej-k-khudozhestvennoj-literature (дата обращения: 05.12.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.
Материал приобщения дошкольников к любви к чтению....
Важность приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал ...
«Использование методов творческого рассказывания в приобщении детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».
Семинар -практикум...
Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"
Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"...
использование инновационных технологий по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
презентация...
Современные формы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений....