Организация подвижных игр на прогулке, как фактор развития самостоятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.
материал (подготовительная группа)

Кулага Виолетта Алексеевна

На успех формирования целевых ориентиров дошкольного образования большое влияние оказывает степень сформированности самостоятельности, инициативности, творчества у детей дошкольного возраста.

В связи с этим, поиск эффективных путей формирования самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников является весьма важным. Одним из наиболее доступных и результативных средств формирования данных стержневых качеств личности в двигательной деятельности дошкольников является подвижная игра на прогулке.

Подвижная игра – один из видов игровой детской деятельности и форма организации двигательной деятельности дошкольников. Она активно используется детьми в совместной и самостоятельной деятельности.

Правильная организация двигательной деятельности ребенка на прогулке способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, мы заранее продумываем её содержание, вызываем у детей интерес к ней с помощью сюрпризных моментов или рассказа о том, чем они будут заниматься. Подвижные игры и физические упражнения провожу в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом.

 

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. Развивать двигательную активность детей в ходе подвижных игр.
  2. Развивать творческую инициативу дошкольников в ходе составления подвижных игр через изменение (дополнение)содержания, правил игры, внесение новых атрибутов оборудования и т.д.
  3. Развивать физические и личностные качества.
  4. Развивать самостоятельность в применении двигательных навыков.

 

Дети старшего дошкольного возраста могут сами выбирать подвижные игры, которую разучивали на  физкультуре или в группе с воспитателем. Нашими любимыми играми стали « Красная ленточка, белое перо», «охотники и утки», «гуси-лебеди», «мышеловка», «хитрая лиса», «ручеек», «перелет птиц», «ловишки с ленточками» и многие другие. Для варьирования игры, можно применить следующие способы:

  • увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
  • усложнить движения;
  • изменить размещение играющих;
  • сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный)
  • усложнить правила (можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т. п.).

 еще дети любят игры соревновательного содержания. Так же наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков, спортивных игр и упражнений.

В играх приучаю детей  согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы, поощряю инициативу и стремление ребят изменить сюжет игры, учу слышать сверстников. Именно самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует развитию личностных и психофизических качеств. Развивается  инициативность повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств. Организация двигательной деятельности всегда должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке. 

 

 

Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности в старшем дошкольном возрасте"

Материал может быть полезен как родителям так и педагогам в решении вопроса "Как же развить детскую самостоятельность?"...

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

На современном этапе развития, общество нуждается в инициативных, самостоятельных, творческих людях. И конечно же, развивать эти  качества, необходимо уже в дошкольном возрасте. Изобразительная д...

Обощение опытом "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРУДА В ПРИРОДЕ"

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированн...

ИПР: "Развитие самостоятельности в старшем дошкольном возрасте"

Индивидуальная программа развития по теме  "Развитие самостоятельности в старшем дошкольном возрасте"...

Программа по выявлению и развитие у воспитанников старшего дошкольного возраста 5-7 лет способностей к творческой деятельности на 2017-2019

Программа по выявлению и развитие у воспитанников старшего дошкольного возраста 5-7 лет способностей к творческой деятельности на 2017-2019...

«Кузнечик» Модифицированная программа по физическому развитию для воспитанников старшего дошкольного возраста

laquo;Кузнечик» Модифицированная программа по физическому развитиюдля воспитанников старшего дошкольного возраста...

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности...