Социокультурный краткосрочный проект для детей с 5 до 6 лет группы№12 по теме «Рождественские колядки»
проект (старшая группа) на тему
Актуальность Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры. Колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Такая же традиция сложилась и у нас в детском саду. Уже не первый год вместе с ребятами мы в детском саду устраиваем Рождественские колядки.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.
Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kolyada.docx | 51.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 53»
Асбестовского городского округа
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ №53
_____________С.А.Туманьянц
Социокультурный краткосрочный проект
для детей с 5 до 6 лет группы№12
по теме «Рождественские колядки»
Срок реализации: с 14.01.2019г. по 18.01.2019г.
Разработчики:
| Ежова Евгения Юрьевна воспитатель ВКК Коровина Анастасия Сергеевна воспитатель 1КК Костякова Марина Владимировна муз. работник., ВКК Гимадиева Людмила Павловна учитель-логопед | |
2019 г. |
| |
Оглавление
Актуальность 3
Проектная часть
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложения в Microsoft PowerPoint…………………………………..……............прилагаются
Актуальность Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры. Колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Такая же традиция сложилась и у нас в детском саду. Уже не первый год вместе с ребятами мы в детском саду устраиваем Рождественские колядки.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.
Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Цель проекта: Познакомить детей с традициями и обычаями Рождественских колядок.
Предмет проекта: познавательная инициатива детей.
Постановка проблемы:
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание народных традиций. Очень важно с ранних лет приобщать детей к традиционным народным праздникам, повышать познавательный интерес у детей к родной истории. Учитывая, что представления детей пятого года жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Святки. Колядки». Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.
Тип проекта: групповой, краткосрочный.
Срок реализации: с 14.01.2019г. по 18.01.2019г.
Задачи:
Познавательное развитие
- Расширять представления о происхождении праздника, его традициях, обычаях;
- Пробуждать у детей любознательность и интерес к русским народным праздникам.
Речевое развитие
- Учить развивать сюжет, использовать языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свой рассказ определённой (основной) мысли.
Активизировать словарь по данной теме. Поупражняться в составлении предложений, рассказов, описании картин.
Социально - коммуникативное развитие
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Развить и обогатить социально - личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Художественно эстетическое развитие
Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.
Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость
Физическое развитие;
Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, речевая.
Планируемый результат:
1. Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, традициях и обычаях Колядок.
2. Дети внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения.
3. Стремятся выразить свои чувства в творческих заданиях, музыкальных играх и игре на музыкальных инструментах.
4. Дети самостоятельно без помощи воспитателя проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках.
5. Дети умеют петь колядки самостоятельно, играть в игры, соблюдая правила.
6. Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.
Участники проекта: педагоги, музыкальный руководитель , учитель-логопед, дошкольники 5 - 6 лет и их родители.
Условия проведения:
Пополнели предметно-развивающую среду новыми костюмами; новым демонстрационным материалом, настольными играми. Пополнели библиотеку книгами. Создали выставку «Маски ряженых своими руками»
Формы работы с родителями:
Оформление папок-передвижек для родителей: по теме «Что такое святки и как они празднуются у нас в стране».
Консультация «Рождество и святки в народных традициях»;
Консультация «Коляда».
Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательное - образовательному процессу в ДОУ.
Форма работы с детьми:
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; физкультминутки; оформление выставки.
Завершающий этап.
Мероприятие в ДОУ «Рождественские колядки»
Ресурсы:
1. Информационные:
- Фото - и видеоматериалы;
- библиотечный фонд.
2. Научно - методические:
- консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений и картинок по данной теме ;
4. Кадровые:
- воспитатель;
- музыкальный руководитель:
- логопед
5. ТСО:
- ноутбук;
- фотоаппарат;
- телевизор.
Разработка плана мероприятий:
Решение поставленных задач с детьми.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап (подготовительный)
- Выявление знаний детей о происхождении праздника, его традициях, обычаях.
- Подбор и изучение наглядного материала и познавательной литературы для реализации проекта.
- Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта.
- Составление конспектов, картотек игр, пособий.
- Определение тем консультаций и мероприятий для родителей
2 этап (практическая часть)
Формы работы по проекту
«Рождественские колядки»
Дата День недели | Образовательная деятельность в режимные моменты | Непосредственно-образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | ||
14.01.2019г. Понедельник | Беседа на тему «Что такое святки?» Чтение художественной литературы. • Л. Медведев «В сочельник», • Н. Хвостов «Сочельник в лесу», | Познавательно - исследовательская деятельность Презентация: «Колядки» Расширять и укреплять знания о профессиях. Продуктивная деятельность (нетр. техники изо творчества ) Тема: «Вифлеемская звезда» Задача: Развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей. Физкультура Продолжаем развивать двигательную активность. | Просмотр мультфильма «Коляда». Дидактическая игра: «Продолжи предложение», «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете». Игра- классификация «Какие животные могли быть в вертепе? ». | ||
15.01.2019г. Вторник | Чтение художественной литературы. • Б. Пастернак «Рождественская звезда», • О. Ефремова «Рождество Христово», Дидактические игры: «Подумай, отгадай, найди». | Коммуникативная деятельность. Развитие речи. Рассказ по картинам русских художников. • Н. Пимоненко «Святочное гадание», • К. Брюллов «гадающая Светлана»,Коляда» Задача: Учить детей составлять рассказы по картинам. Музыка Разучивание колядок, потешек. | Конкурс закладок « о святках и колядках» Просмотр Мультфильма: «Святочные рассказы» Игра- классификация «Символы Рождества». | ||
16.01.2019г. Среда | Чтение художественной литературы.
Н.Гоголь «Коляда». | Познавательно - исследовательская деятельность (ФЭМП) Тема: «Фигурное печенье» Задачи: учить детей счету в пределах 8.Закреплять состав числа из единиц. Графический диктант. Продуктивная деятельность Лепка из соленого теста «Козульки». Задачи: Развивать умение детей задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы. Физкультура Продолжаем развивать двигательную активность. | Сюжетно – ролевая игра «Гостеприимные хозяева». Подвижные игры «Ангелы», «Новые наряды» | ||
17.01.2019г. Четверг | Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами: • «Шел мужик дорогою»; | Коммуникативная деятельность. Развитие речи. Сказка «Коляда»
Музыка. Подготовка к Колядкам. Репетиция. | Просмотр мультфильма «Удивительный ужин в Сочельник»
| ||
18.01.2019г. Пятница | Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами: • «Бабка Ёжка», • «Прялица», | Продуктивная деятельность (Рисование) Раскрашивание фигурного печения из соленого теста «Козульки» | Рассматривание иллюстраций на тему: «Ряженые». |
Итоговое мероприятие:18.01.2019г. Рождественские колядки ДОУ.
ИТОГ
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов.
Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.
При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.
Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями.
Литература:
- Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.
- Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.
- Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Истомин С.В. Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
- Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг
- Левкодимов Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение в старшей группе на тему: «Рождественские колядки».
Цель: познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом – посиделками, сформировать представление о рождественских святках. Активизировать речь через устное н...
Краткосрочный проект с детьми II младшей группы 1 Тема "Репка"
Цель проекта: развивать интерес детей к театрализованной игре, развитие их творческих способностей....
Конспект развлечения в старшей группе на тему: "Рождественские колядки" (сканирован)
Конспект развлечения в старшей группе на тему "Рождествнские колядки" Документ сканирован....
Краткосрочный проект, проведенный в подготовительной логопедической группе, на тему: « Солнечная масленица»
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рождественские колядки»
Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам.Показать родителям ,как совместно с детьми можно используя народные традиции проводить праздники.Познакомить с колядками,которые можно учить вместе с...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рождественские колядки»
Приобщать детей младшего дошкольного возроста к устному народному творчеству,развивать речь детей средствами фольклёра....
Сценарий тематического развлечения для детей средней группы по теме «Рождественские колядки».
Сценарий тематического развлечения для детей средней группы по теме «Рождественские колядки».Цель: сохранять русские народные традиции и обычаи; воспитывать любовь и интерес к народны...