Проект «Во саду, ли в огороде» групповой для детей старшей группы
проект (старшая группа) на тему
Проект «Во саду, ли в огороде» направлен на формирование осознанного правильного отношения детей к объектам природы, развитие представлений детей об окружающем мире и привитие элементарных трудовых навыков, посредством совместного ухода за культурными огородными растениями: кабачком, патиссоном, цуккини на огороде детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Во саду ли в огороде" | 46.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №58» общеразвивающего вида
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Детский сад №58»
общеразвивающего вида
_______________ М.В.Функ
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
протокол от «29» августа 2017 года № 3
Проект,
направленный на реализацию образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Тема: « Во саду ли в огороде»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид проекта: групповой, долгосрочный, в рамках ДОУ.
Сроки реализации проекта: июнь 2018– октябрь 2018 г.
Разработчики:
Кирута И.Г., Гончарова Н.В, воспитатели группы №4.
г. Барнаул2018 год
№п/п | содержание | стр |
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3-8 |
1.1 | Пояснительная записка | 3-8 |
1.1.1. | Актуальность | 3-6 |
1.1.2. | Цель и задачи реализации проекта | 6 |
1.1.3. | Принципы реализации проекта | 6-7 |
1.1.4 | Объект исследования | 7 |
1.1.5 | Предмет исследования | 7 |
1.1.6. | Гипотеза | 7 |
1.1.7. | Новизна | 8 |
1.1.8. | Значимые для разработки и реализации проекта характеристики | 8 |
1.2. | Планируемые результаты реализации проекта | 8 |
1.2.1. | Планируемые результаты подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) | 8 |
2 | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 8-20 |
2.1. | Описание образовательной деятельности в процессе реализации проекта | 8 |
2.1.1. | Планирование образовательной деятельности, направленной на реализацию проекта | 8-10 |
2.1.2. | Методика обучения детей старшего дошкольного возраста трудовому воспитанию | 10-11 |
2.2. | Технология реализации проекта | 11-19 |
2.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 19 |
2.4. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации проекта | 19-20 |
2.5. | Взаимодействие с социумом | 20 |
3 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 20-21 |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения проекта | 20 |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 20 |
4. | Литература | 21 |
Аннотация
Проект «Во саду, ли в огороде» направлен на формирование осознанного правильного отношения детей к объектам природы, развитие представлений детей об окружающем мире и привитие элементарных трудовых навыков, посредством совместного ухода за культурными огородными растениями: кабачком, патиссоном, цуккини на огороде детского сада.
ВВЕДЕНИЕ
Проект познавательно-исследовательский, групповой, направленный на реализацию образовательных областей познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие на тему «Во саду ли в огороде» разработан в соответствии с:
- Образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №58» общеразвивающего вида;
- Годовым планом работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №58» общеразвивающего вида на 2018/+2019 учебный год;
- Циклограммой совместной образовательной деятельности взрослого с детьми старшей группы №4, осуществляемой в ходе образовательной деятельности и режимных моментов на 2018/2019 учебный год.
Проект групповой, среднесрочный , в рамках ДОУ рассчитан на июнь2018/октябрь /2018 учебный год.
Проект реализуется на государственном языке Российской Федерации - на русском языке.
Участниками проекта являются: дети старшей группы, воспитатели Кирута И.Г. Гончарова Н.В., родители
Общие сведения о возрастной группе – старшая группа (5-6 лет).
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
1.1.1. Актуальность
Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования осознанно правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют и о которых им рассказывают взрослые.
Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.
Он нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.
Кроме этого посильный труд детей на его территории оказывают положительное влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.
Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
В детском саду разбит огород, где за каждой группой закреплена грядка, на которой можно высаживать овощи, ухаживать за ними в течение летнего сезона, наблюдать за ростом, затем собрать урожай.
Чтобы помочь детям классифицировать овощи и познакомить с их свойствами, местом их произрастания, был выбран метод проектов.
Дети познакомятся с такими свойствами как цвет, форма, величина, польза, место произрастания, способы ухода за овощами, что позволит максимально обогатить знания и представления детей об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
1.1.2 Проблема
Дети в недостаточной степени имеют представления о культурных огородных растениях, о том, где и как они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
1.1.3. Цель и задачи реализации проекта
Цель: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности и познавательной активности детей, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений (кабачка), посредством совместного создания огорода.
В ходе реализации проекта с детьми решаются следующие задачи:
- Способствовать формированию исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
- - беседы о значении овощей в жизни человека;
- - наблюдения за ростом растений;
- - опытно-экспериментальную деятельность.
- Способствовать формированию умения самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
- Прививать трудовые навыки, элементарные умения правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями ( лопатой, граблями, лейкой, тачкой и т.д.)
- Развивать чувство ответственности за порученное дело, умение наблюдать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, к орудиям труда.
для работы с родителями
- Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе и в ходе реализации проекта.
- Выполнять совместные задания по проекту.
для педагога
- Для успешной реализации проекта и достижения конечного результата выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми и сотрудниками детского сада.
- Способствовать созданию условий для познавательного развития детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Формирование бережного отношения к растительному миру.
- Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных огородных растений, элементарных трудовых навыков.
- Привитие детям уважительного чувства к труду.
- Получить урожай кабачков, патиссонов, цуккини.
1.1.4 Принципы реализации проекта
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, для повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Принцип доступности - отбор наиболее актуальных, доступных и интересных для детей дошкольного возраста знаний;
Принцип рационального сочетания различных видов деятельностей, включая в себя и средства информационно-коммуникационных технологий, характерных для дошкольного возраста;
Принцип интеграции и взаимопроникновения содержания во все разделы образовательной работы с детьми.
1.1.5. Объект исследования
Обогащение экологических впечатлений и формирование исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста через вовлечение в практическую деятельность.
1.1.6 Предмет исследования
Использование метод проекта и познавательно-практической деятельности в процессе выращивания кабачков на огороде детского сада
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Наблюдая за явлениями и объектами природы ребенок обогащает свои знания. Чем глубже ребенок познает окружающую среду, тем больше у него возникает вопросов. Для того чтобы ребенок самостоятельно мог найти ответы на некоторые вопросы, было решено организовать на территории детского участка мини- огород. Дети смогут принять активное участие в экспериментировании, наблюдении, исследовании.
Таким образом, будут созданы благоприятные условия для формирования у детей навыков ухода за различными культурами, привитие желание трудиться совместно с другими детьми. В процессе формирования трудовых навыков, ребенок приучается к аккуратности, ответственности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
1.1.6. Гипотеза
Вовлечение детей и проектную деятельность по изучению садово-огородных растений и расширению представлений об их выращивании, позволит сформировать представления о растительном мире, будет способствовать развитию их познавательных интересов, элементарных трудовых умений, коммуникативных навыков и переносу полученных знаний в другие виды детской деятельности.
1.1.7. Новизна
Экологическое образование представлено во всех образовательных областях Новизна проекта «Во саду ли в огороде» заключается в активном использовании интеграции всех образовательных областей для развития познавательной активности детей. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежедневно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
1.1.8. Значимые для разработки и реализации проекта характеристики
Изучив педагогические технологии и методы, пришли к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.
1.2. Планируемый результат:
1.2.1. Планируемые результаты для детей старшей группы (от5-6лет) и их родителей
- ребенок овладевает основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в творческой деятельности,
- у детей будет сформировано целостное восприятие о культурных огородных растениях.
- у детей будут сформированы необходимые умения по уходу за растениями огорода (посадка, полив, прополка, сбор урожая).
- ребенок обладает установкой положительного отношения к труду, другим людям и самому себе;
- дети смогут отражать в своей речи полученные, в процессе наблюдений, впечатления;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в творческой и практической деятельности;
- предметная среда группы обогатится новыми дидактическими играми и пособиями.
- родители станут активными участниками образовательного процесса.
Перед началом работы мною были продуманы риски и пути их преодоления:
Риски
Низкая заинтересованность родителей в участии по реализации проекта.
Пути преодоления
Через беседы, консультации, родительское собрание - познакомить родителей с целью и задачами проекта.
Создание необходимых условий на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в процессе реализации проекта
Содержание деятельности в процессе реализации проекта ориентировано на разностороннее развитие дошкольников 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи по реализации проекта решаются в рамках непрерывно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Организованная образовательная деятельность | |
Базовый | |
НОД ознакомление с окружающим миром рисование лепка/аппликация конструирование | 1раз |
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности | |
Чтение художественной литературы «минутки чтения» | 2 раз в день |
Наблюдения на прогулке | 2 раз в день |
«Минутки творчества» | 2 раза в неделю |
«Уроки безопасности» | 1 раз в неделю |
«День музея» | 1 раз в месяц |
Беседы об овощах и фруктах | 1 раз в неделю |
Рассматривание иллюстраций и презентаций | 1 раз в неделю |
Викторина | 1 раз в месяц |
эксперименты | 1 раз в день |
Самостоятельная деятельность детей | |
Самостоятельная | 2 раза в неделю |
Самостоятельная деятельность на экологической тропинки видовой точке «Огород огородыч» - труд на огороде | 2 раза в неделю |
2.1.2. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста трудовым действиям
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника.
Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
-ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
-воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.
«Образовательная программа» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем - втроем, то общее задание может выполнять группа из 6—7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
Труд в природе.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Для группы 5-6 лет в уголке природы помещаются растения, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.
Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду. В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.
В процессе труда в природе у детей воспитывается трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Они учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт.
У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5—6 участников, т. е. принимают коллективный характер. Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях. Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
В старших группах вводится дежурство по уголку природы, огороду, цветнику. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников.
Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.
Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду. Растут требования и к качеству работы дежурных, своевременному ее выполнению, уровню самоорганизации. Дети должны проявлять достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполнять предъявляемые требования.
В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление зала к празднику и т. д. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки. Воспитатель разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимость разделения их на несколько групп и дает каждой из них определенное задание. Намечая содержание коллективного труда, он учитывает, какие виды работ детям уже знакомы, а какие нет, как распределить их, и поясняет детям назначение труда. При необходимости он помогает дошкольникам договориться, учит уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов между ними. Распределив работу, педагог руководит организацией детьми мест для нее: подсказывает, направляет, если надо помогает. По окончании работы педагог подчеркивает преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь участок убрали»), хвалит тех, кто трудился добросовестно. Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам. Для того чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть необходимыми умениями. Обучение дошкольников самым разнообразным трудовым умениям, необходимым для всех видов труда.
Важно с самого начала поддерживать старания детей, не дать им почувствовать свою неумелость, создавать положительное отношение к труду. Для того чтобы обучение трудовым умениям шло успешно, надо сформировать у детей интерес к работе. Этому способствует доброжелательный тон предложений и советов, готовность прийти на помощь, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, что они обязательно смогут выполнить предложенное дело. Не следует упрекать ребенка за его неумелость, за оплошность. Необходимо глубоко вникать в причины отказа от участия в труде, всякий раз находя способы побуждения детей к включению в выполнение разнообразных заданий.
Педагог формирует у детей умение проявлять усилия, быть аккуратными, выполнять задание до конца. Важно воспитать у них положительное отношение к любой работе. Этому способствует умение воспитателя найти в каждом деле что-либо привлекательное. Особую роль играет разъяснение его значимости (вымыть игрушки, чтобы они были чистыми; вырастить растения, чтобы украсить группу; изготовить сувениры в подарок мамам и т. п.).
Контроль и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо. Надо всегда отмечать проявление ребенком старательности, умения работать без отвлечений, желания довести дело до конца. Давая оценку работы дошкольников, следует учитывать их силы и возможности. Так, одобряя малыша, воспитатель поощряет всякую его попытку принять участие в труде, снисходительно относится к возможной оплошности, медлительности, к низкому качеству результата. С ростом умений детей возрастают и требования, поэтому, оценивая работу старшего дошкольника, воспитатель подчеркивает его умение действовать в хорошем темпе, ловко, уверенно, поддерживает инициативу, смекалку, организационные навыки.
Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. для труда в природе — лопаты, грабли, лейки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, и т. д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. — все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.
Оборудование в групповой комнате и на участке размещается таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке — лейки, пульверизаторы, грабли. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление, 5-6 лет — 20—30 мин. Наблюдая за детьми , воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях он переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10—15 мин.: одни — вскапывают землю, другие — рыхлят ее граблями.
Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Особо ценным является труд на воздухе. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми, на корточках и т. п.), а меняли положение Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют интерес к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного учреждения и семьи. В этой связи большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей. Работая рядом с воспитателем, няней, с кем-либо из близких, дети чувствуют себя помощниками в нужном и полезном деле. Хорошо, если взрослый в процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает свое положительное отношение к делу, работает ловко, в хорошем темпе.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
Педагог организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении. Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей.
Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
Как научить малыша трудиться
1.Познакомьте ребенка с правилами:
- все, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.
2.Ребенок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше;
- трудиться вместе с ним;
- дать ему постоянное поручение;
- прививать навыки культуры труда;
- поручать работу с достаточной нагрузкой;
- показывать общественную значимость труда
- его важность и необходимость для других.
3.Нельзя:
- наказывать трудом;
- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
- давать непосильные поручения;
- допускать отступления от принятых требований;
- забывать благодарить за помощь. Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.
В процессе работы, если необходимо, помогите ребенку, но помните: все что ребенок может сделать, он должен делать сам.
После выполнения поручения поблагодарите ребенка, оцените его труд; помните, что главный критерий оценки — трудовая активность, усилия ребенка.
2.2. Технология реализации проекта
I.Подготовительный этап.
II этап основной - (реализация проекта) - познавательно-исследовательский
III этап – заключительный
I.Подготовительный этап.
II этап основной - (реализация проекта) - познавательно-исследовательский
Совместная деятельность воспитателя и детей.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Вид деятельности | Дата проведения | Результативность |
Концерт – викторина «Сказки гуляют по свету» | 31.01 | Викторина по прослушанным произведениям Н.А.Римского-Корсакова |
Вернисаж «Сказка в музыке» ( | 30.05 | Выставка детских рисунков по произведениям Н.А.Римского-Корсакова |
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации проекта
Вид деятельности | Результативность |
Анкетирование родителей | Анкета «Что мы знаем про овощи» |
Родительское собрание | Тема: «Скоро лето» наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий |
Копилка рецептов | создания банка рецептов из овощей |
Викторина «Чудо - овощи» | Викторина |
Фотовыставка «Огородное чудо» | Выставка фотографий, совместные творческие работы |
Выставка совместного творчества | Выставка совместных рисунков про осень, выставка поделок из овощей и фруктов, совместные творческие работы |
Праздник «Осень щедрая пора» | Праздник «Осень щедрая пора |
Альбом «Мы трудимся на огороде» | Создание презентации «Во саду ли в огороде» |
2.5. Взаимодействие с социумом
Вид деятельности | Результативность |
Встреча в библиотеке им. Чуковского «Загадки на грядке» | Создание альбома «Загадки с грядки», презентация «Кабачок, отлежал себе бочок», подборка книг книги об овощах и фруктах |
2.5.1 Продукт проектной деятельности
Выставка совместного творчества родителей и детей «Осенние фантазии» - изготовление поделок из овощей и фруктов.
Создание презентации «Ты пузатый кабачок, отлежал себе бочок…»
Итоговое мероприятие «Осень щедрая пора…»
Копилка блюд полезных продуктов для семьи.
Фото альбом «Огородное чудо»
Создание презентации «Во саду ли в огороде»
2.5.4Конечный результат:
1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме.
2. Позитивные отношения родителей к работе детского сада.
3. Обобщение и распространение опыта.
Вывод:
Таким образом, огород в детском саду оказывает благотворное влияние на познавательное развитие детей. И, главное достижение детского труда видеть плоды своей работы – сбор урожая кабачков, цуккини и патиссонов.
В результате у детей появилась уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.
III этап – заключительный
Подведение итогов
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации
Анализ результативности
Итоговая беседа
Праздник «Осень щедрая пора»
Выставка поделок из овощей «Осенние фантазии»
Создание презентации «Во саду ли в огороде»
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения проекта
Цель: Создание условий для самовыражения средствами искусства.
1. Видео-проектор, ноут бук.
2. Презентации по темам.
3. Подборка музыкального стихотворного материала по теме ( песня« Урожайная», сказка про овощи)
4. Подборка художественной литературы по темам.
5. Подборка иллюстраций по темам.
6. Аудио-аппаратура
7. Подборка дидактических игр «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и т.д.
8. Покупка семян.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 58» общеразвивающего вида под «От рождения до школы» редакцией Веракса Н..Е., Веракса А.Н ,
Веракса Н..Е., Веракса А.Н. , «Проектная деятельность дошкольников»,
Веракса Н..Е., Веракса А.Н. , «Опытно экспериментальная деятельность в детском саду»
. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г. .
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
. Интернет-ресурсы
3.3Содержание работы в процессе реализации проекта.
3.3.1 Формы организации:
Труд детей на огороде организуем в следующих формах:
индивидуальные поручения , коллективный труд и дежурства.
Вводим в летний период дежурство на огороде для ухода за растениями. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа.
3.3.2 Правила организации огорода:
Огород в детском саду создан, на территории детского сада, находящийся на освещённом пространстве.
Грядка создана так, чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины гряды ( ширина шестьдесят сантиметров). Длина одной гряды приблизительно около трёх метров. Имеется указатели, о том что растет на грядке. За каждой группой закреплена определенная грядка, на которой дети совместно с воспитателем выращивают овощи.
Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, сделан деревянный каркас. Между грядками оставлено расстояние шириной пятьдесят сантиметров, чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.
Огород в детском саду имеет и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети могут пройти к грядкам, а воспитатель может провести организованную образовательную деятельность и наблюдения. Также обустроено место стол с лавками вокруг стола , где дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем
3.3.3Содержание труда на огороде
Освобождают грядки от старой травы и ботвы
Осуществляют вторичную перекопку земли
Делают бороздки для посева семян
Размечают расстояние для посева крупных семян
Сеют семена тыквы, кабачка, патиссона, цуккини .
Поливают
Рыхлят землю
Пропалывают
Прореживают
Собирают урожай
Готовят огород к зиме
3.3.4Содержание наблюдений и экспериментов
Наблюдают за ростом и развитием растений.
Определяют по внешнему виду растения, в каких условиях оно нуждается.
Сравнивают сроки прорастания замоченных и сухих семян.
Сравнивают развитие растений, находящихся в разных условиях: с поливом и без, на рыхлой и плотной почве, растущие среди сорняков и без них
Наблюдают за движением растений за солнцем в течение дня.
Сравнивают разные сорта одного растения.
Рассматривают части разных растений: стебель, листья, цветки, плоды, корни.
Наблюдают за составом почвы
Наблюдают за влиянием удобрений на развитие и рост растений
Сравнивают плоды разных культур.
4. Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
4. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
5. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения в детском саду «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей старшей группы
Сценарий развлечения в детском саду «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей старшей группыЦель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи: 1. познакомить с обрядом колядов...
Проект на тему: «Здравствуй, весна! Мамин праздник» для детей старшей группы компенсирующей направленности (ОНР).
На современном этапе перед педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи ставится ряд задач, а именно:- реально обеспечивать индивидуализацию для каждог...
Проект по игровой деятельности «Мы любим играть» для детей старшей группы
Проект по игровой деятельности «Мы любим играть»для детей старшей группыАктуальность проекта: игра для ребёнка естественный вид деятельности. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры дошколь...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема проекта: «ЖИЛИЩЕ, БЫТ И ОДЕЖДА КУБАНСКИХ КАЗАКОВ» для детей старшей группы.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬТема проекта:«ЖИЛИЩЕ, БЫТ И ОДЕЖДА КУБАНСКИХ КАЗАКОВ»для детей старшей группы....
Проект Тема: «Правильно дышим и болеем мало» для детей старшей группы (5-6 лет) и их родителей
Наличие большого количества детей, имеющих нарушение речи, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаимодействи...
Проект музыкального руководителя "А песни тоже воевали" для детей старшей группы детского сада
Цель: формирование у детей представления о Второй мировой войне, воспитание патриотических качеств личности дошкольников - любви к Родине, уважение к подвигу своего народа через восприятие песен Велик...
Познавательный проект по безопасности. Проект по ПДД «Наша дорога безопасная всегда» для детей старшей группы детского сада.
Познавательный проект по безопасности. Проект по ПДД «Наша дорога безопасная всегда» для детей старшей группы детского сада....