Мастер – класс: Преодоление социальной неуверенности у дошкольников.
материал (средняя группа) на тему
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, аутичность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-_master-_klass_po_preodoleniyu_sotsialnoy_neuverennosti_doshkolnikov.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс: Преодоление социальной неуверенности у дошкольников.
Муллаянова Р.Р.
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, аутичность.
Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка
На вербальном уровне:
Речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
Рассказывают очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);
Зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;
Вызывает затруднение назвать себя по имени, назвать себя ласково.
На невербальном уровне:
Пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать к себе внимания;
Часто плаксивы и апатичны;
Мимика лица или вялая, вплоть до никакой, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка:
Не могут устанавливать контакт взглядом, не смотрят на партнера, отводят глаза.
На уровне социальных контактов:
Не присоединение к группе играющих детей;
Разные формы отказа от контактов с чужими, незнакомыми людьми;
Нежелание расставания с родителями или другими близкими людьми;
Неумение утверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет»при необходимости, высказать свое мнение, критическое замечание, пойти на компромисс;
Беспомощность в трудных ситуациях.
Последствия неуверенности, застенчивости могут быть удручающими.
Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
Она удерживает человека от общения и отстаивания своих прав;
Быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая – то эмоциональная угроза.
Приведем пример:
В группу детского сада поступила девочка. Приятной внешности, на первый взгляд очень самоуверенная и коммуникабельная. При более близком знакомстве с ней стало очевидно, что она испытывает непонятное смущение и робость, когда ей приходится отвечать на вопросы педагога или быть ведущей в игре. У воспитателя даже сложилось мнение, что ребенок плохо развит, поэтому так себя ведет.
В процессе диагностики было установлено, что у девочки все психические процессы развиты по возрасту, что она, в принципе, может быть успешной во всякой деятельности. В то же время девочка испытывала тревогу и неуверенность по поводу своих действий, ощущала собственную несостоятельность, связанную с общением: «Я не могу». «Я боюсь», «У меня не получиться».
В беседе с родителями выяснилось, что по их просьбе девочка, не достигнув еще соответствующего возраста, была зачислена в подготовительную группу детского сада. Так как программа этой группы была ей не по силам, у нее развился комплекс неполноценности. Она стала застенчивой и нерешительной.
Одна из важнейших задач педагога – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители и опытные педагоги стараются помочь ребенку приобрести собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально – компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я – концепцию, которая определяется тремя факторами:
1. Чувством собственной значимости;
2. Уверенностью в способности к какому – либо виду деятельности, т. е. осознанием собственной компетенции;
3. Убежденностью в импонировании другим людям.
Каждый человек стремиться к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что формирует в нем чувство собственной значимости.
Как же помочь застенчивым, нерешительным детям?
В первую очередь надо выработать определенный стиль поведения с ними. Это касается всех специалистов, работающих с такими детьми, а как же воспитателей и родителей.
Необходимо:
• Постоянно укреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;
• Привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением;
• Дома расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе друзей, брать в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок. Не стоит постоянно беспокоится за ребенка, стремиться полностью оберегать его, делать все за него. Нужно давать ему определенную меру свободы и открытых действий.
Особая тактичность ожидается от воспитателя: в группе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возрастает. И он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.
Преодолеть социальную неуверенность дошкольников, предотвратить ее - общая задача педагогов, психологов и родителей, которые, прежде всего, должны формировать у детей уверенность в своих силах, позитивное отношение к себе и окружающему миру, оптимистическое мировоззрение. В работе с детьми следует избегать высказываний, которые могут подавлять: постоянные предупреждения, строгие наставления, приказов; нужно создавать атмосферу, способствующую возникновению совместных эмоциональных переживаний. С целью повышения у детей самооценки и вступления социальной уверенности целесообразно проводить развивающие игры-упражнения.
Игры-упражнения для повышения самооценки и получения социальной уверенности.
Мой безмолвный товарищ.
Дети приносят из дома любимые игрушки, садятся полукругом, держа игрушку в руках. По очереди выходят на середину и описывают свою игрушку (мягкая, твердая, в какие игры с ним играют, за что любят эту игрушку, чем она отличается от других). Потом рассказывают о себе от имени своей игрушки (хороший ли хозяин, опрятный, послушный, заботливый, за что его любит). Взрослый внимательно слушает и направляет эмоции, настроение, самооценку детей в позитивное русло.
Учимся доверять
Участники сидят на стульчиках полукругом, ведущая предлагает им выбрать себе пару - товарища, которому они могли бы довериться. В каждой паре взрослый завязывает кому-то одному глаза платком. Дети проходят препятствия, заранее подготовленные воспитателем. Ребенок с не завязанными глазами предупреждает товарища о препятствиях, шепча на ушко: подними ногу, опусти, идем вправо, влево, пройдем вприсядку т.д.. Затем взрослый завязывает платком глаза другому ребенку из пары и изменяет препятствия. Угадай, о ком идет речь. О каждом ребенке педагог или психолог заранее продумывает положительную характеристику и поочередно рассказывает, а малыши отгадывают, о ком речь. Например: "Эта девочка - хорошая помощница, так выразительно рассказывает стихи, всегда имеет опрятный вид. У нее такие искренние голубые глазки ... Вчера она помогла убрать в игровом уголке ...".Когда дети догадались, о ком рассказывал взрослый, ребенок выходит, становится на "пьедестал", и все ему аплодируют.
Ищем клад
Взрослый готовит две широкие емкости: одну наполняет песком на половину, в другую - засыпает только дно. В первую емкость прячет различные мелкие предметы (игрушки) по количеству детей. Предлагает малышам опустить руки в песок, найти предмет, описать его (твердый, мягкий, круглый, с острыми углами), не извлекая руки из песка. Другие дети должны отгадать предмет по описанию. После этого ребенок получает свою находку, показывает ее всем и кладет в другую емкость. Из этих предметов малыши выкладывают коллективную композицию.
Подарок
Ведущий предлагает сделать подарок другу и раздает всем малышам по конверту. Каждый участник подходит к столу, на котором разложены различные картинки, выбирает любую из них, кладет в конверт, заклеивает его и дарит товарищу с искренними словами приветствия. Когда все конверты попали к своим адресатам, дети получают подарки, рассматривают их, делятся своими впечатлениями.
Игра по кругу как приветствие и повышение положительной самооценки.
«Меня зовут…Я сегодня вот такая…»- называют свое настроение или положительные качества.
2.Игра «Кто в домике живет?» на развитие самоуважения.
Дети делают «домики» над головой. Ведущий стучится в «домик».
- Кто- кто в домике живет?
- Что ты любишь больше всего?
- В чем ты самый лучший?
- Как вы думаете, какая должна быть внутренняя позиция воспитателя по отношению к ребенку?
3. «Конкурс хвастунов» на осознание своих положительных качеств.
Соревнования в хвастовстве.
4. Игра «Зато…» на развитие эмоциональной поддержки ближнего.
Каждый пишет свое несбывшееся желание, конфликтную или стрессовую ситуацию. Затем записки собираются и зачитываются, все вместе ищут выгоду из этой ситуации: зато, не очень- то и хотелось, зато теперь.
5. Игра- упражнение «Поиск сходства» на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо ольше, чем они думали раньше.
Группа делится на две команды, каждая команда должна написать на листе черты сходства между собой. Выигрывает та команда, у которой найдено больше сходств.
- Какая должна быть внутренняя позиция воспитателя по отношению к ребенку?
Ø Хотеть слышать ребенка.
Ø Хотеть быть нужным ребенку, а не заставлять его действовать по вашему желанию.
Ø Быть готовым принимать чувства и настроение ребенка, не оценивая и не осуждая.
Ø Искренне верить в способность малыша самостоятельно принимать решения и действовать, а не пытаться делать все за него.
Ø Не одеть на себя ответственность за выбор и решение ребенка.
Для создания комфортного психологического климата на занятиях необходимо придерживаться таких правил.
Ø Находиться на расстоянии 40-50 см от детей в позиции лицом к лицу, на уровне их глаз.
Ø малышей Слушать заинтересованно, эмоционально реагировать на их высказывания.
Ø Говорить с детьми, улыбаясь, используя мягкие интонации, не очень громко и не очень быстро.
Социальная уверенность или неуверенность ребенка формируется во взаимодействии с ближайшим окружением, поэтому главное, что должны помнить взрослые, это то, что каждый ребенок - личность с собственным видением мира и правом на свое мнение и ее воплощение.
Для создания комфортного климата необходимо соблюдать правила.
* Слушать малышей заинтересованно, эмоционально реагировать на их высказывания.
* Говорить с детьми, улыбаясь, используя мягкие интонации, не очень громко и не очень быстро.
Социальная уверенность или неуверенность формируется во взаимодействии с ближайшим окружением, поэтому главное, что должны помнить взрослые, это то, что каждый ребенок - личность с собственным видением мира и правом на свое мнение и его воплощение.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Социальная неуверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ само утверждающего поведения, творческого самовыражения.
Задача педагога — помочь детям приобрести опыт социального уверенного поведения и развивать в процессе общения их социальные способности.
Для достижения эффекта в работе необходимо опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать интересы детей, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения
Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей»...
Мастер класс. Тема "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения ФГОС ДО".
Брянский институт повышения квалификацииработников образования МБДОУ Комаричский детский сад № 3 Областной семинар"Обновление дошкольного образования как условие эффективной реализации ФГОС ...
Презентация. Мастер-класс по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников.
Тренинговое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по развитию социальных и коммуникативных знаний, умений и навыков. Занятие - в форме соревнования двух команд детей. Детям интересна та...
Консультация для педагогов " Социальная неуверенность дошкольников.
Социальная неуверенность-это дисгармоничное взаимодействие ребенка в социуме.Социально неуверенные дети-это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром....
Мастер -класс «Преодоление речевых дефектов у дошкольников, посредством использования педагогами ДОУ логоритмики или логоритмических упражнений»
Мастер -класс для педагогов ДОУ...
Мастер - класс "Развитие социальной активности дошкольников посредством составления родословного древа"
В материале представлено теоретическое обоснование актуальности ведения работы по развитию социальной активности дошкольников поспедством составления родословного древа. Практический матер...
Мастер-класс "Преодоление несовершенства речевого дыхания у дошкольников"
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Цель:Обучение воспитателей игровым способам тренировки речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Практические советы....
- Мне нравится (1)