Мастер-класс Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения
методическая разработка на тему

Маркова Наталья Александровна

 

Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85»

Мастер-класс

«Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных  областей»

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 85»

Маркова Наталья Александровна

г. Бийск 2015

Тема:  «Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных  областей»

Образовательная область: «Социально-коммуникативная»

Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: профессиональное совершенствование педагогов в вопросах развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (с особыми образовательными потребностями).

Задачи:

1. Познакомить с театральными играми и упражнениями, рассказать о их пользе.

2. Сориентировать педагогов на интеграцию образовательных  областей «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» в процессе развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование театральных игр и упражнений в практике.

4. Развивать коммуникативные качества, навыки сотрудничества в коллективной деятельности.

Оборудование: видеопроектор, экран, презентация-поддержка, музыкальное оформление.

Планируемый результат: Знание и применение на практике театральных игр и упражнений в процессе развития социальной уверенности дошкольников с нарушениями зрения и дошкольников с другими образовательными потребностями.

Этапы, методы, приемы

Содержание

Подготовительный. Сообщение цели, актуальности.

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Основная часть

Слайд № 4 (схема)

Слайд № 5

Слайд № 6

Практическая часть

(Задание 1)

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Сообщение нового материала

Практическая часть.

(Задание 2.)

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Вопросы к участникам (Задание 3)

Слайд № 13

Слайд № 14

Видео.  

Практическая часть

(Задание 4)

Слайд № 15

Вопросы к участникам

Слайд № 15

Сообщение нового материала

Слайд № 16

Практическая часть

Слайд № 17

Задание № 5

Задание № 6

Задание № 7

Слайд № 18

Слайд № 19

Видео

Заключительная часть

Слайд № 20

Обобщение материала

Слайд № 21

Вводное слово:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему:  «Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных  областей».

Свое выступление хочу начать с небольшой зарисовки.

- Мы все часто бываем на детских праздниках, на елочных представлениях и можем наблюдать такую картину. Вот ребенок, который стоит позади и, судорожно стиснув мамину руку, смотрит в пол. Мама и так и сяк уговаривает его поучаствовать в общем веселье, сама вымученно веселится, чтобы подать ему пример… Но он в ответ только бурчит: «Пойдем домой, мне надоело». А в самой гуще толпы можно увидеть другого ребенка. Он так взволнован, так захвачен зрелищем, что утратил над собой контроль: лихорадочно грызет ногти или подпрыгивает на месте.

Таких детей называют неуверенными в себе.

- Кто же такие социально неуверенные дети?

Это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Реформирование системы образования в связи с выходом в свет ФГС  прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Эти задачи мы и решаем при развитии социальной уверенности у детей.

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения. Всю работу можно условно разделить на два направления: развитие социальных способностей и формирование социальных навыков. Положительная «Я - концепция» предполагает доверие к себе, которое рассматривается как чувство уверенности в эффективном и соответствующем ситуации поведении..

Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему; умение видеть, слышать, чувствовать другого; умение понимать его, сопереживать ему.

Установление контактов и действие в ситуации коммуникации предполагают умения: устанавливать связь, вступать в контакт с другими детьми, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять, излагать собственное мнение и слушать другого, дискутировать.

Реализация самоутверждающего способа   поведения проявляется в осознании и выражении своих желаний, чувств и эмоций, в умении предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы.

Наши дети с «особыми образовательными потребностями» и поэтому решать поставленные задачи по развитию социальной уверенности нужно «особыми» способами.

- Как развивать социальную уверенность «особых» детей?

Для нас это вопрос педагогического профессионализма: сложнейшую для детей задачу представить в виде цепочки очень простых и увлекательных заданий.

Я предлагаю Вам рассмотреть путь решения данной проблемы с помощью интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативной» и  «Художественно-эстетической» через такой вид искусства, как театр.

Можно сказать: «Театр – негорькое лекарство».

Театральная деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опирается на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

- снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

- раскрепощенность, стимулирующее развитие духовного потенциала и творческой активности;

- развитие игровых мотивов.

Любое занятие начинается с организационного момента, в этом случае можно использовать упражнение: «Неоконченное предложение»

Дети – это…

Детство – это…

Театр – это…

Упражнение «Возьми и передай»

Участники сидят по кругу на стульях и передают друг другу воображаемый предмет (розу).

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу,

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Детям с особыми образовательными потребностями свойственна стеснительность и волнение, что обуславливает их отказ от участия в мероприятиях.

В этом случае очень действенными оказываются этюды.

Этюды - это своеобразная школа, где дети познают основы актерского мастерства. Есть несколько видов этюдов:

Этюд на внимание: ребенок рассматривает картину, затем, когда ее убирают, показывает, что на ней нарисовано.

Этюды на фантазию: предложить пройти по полу как по луже, по грязи, по горячему песку.

Этюды на выразительность жеста: «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок.

Этюды на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает». Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком и подслушивает о чем они говорят.

Воспроизвести  несколько этюдов:

  •  «Я не знаю» Участника - «Незнайку» о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами, разводит руками и отвечает «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».
  • «Я знаю» Участника – «Знайку» спрашивают.
  • «Я знаю?» Участника - «Незнайку» о чем-то спрашивают, а он только отвечает вопросом на вопрос «Я знаю?»

- Как Вы думаете, для чего можно использовать эти этюды?

- Какие этюды к сказке «Колобок» вы можете предложить?

При работе с этюдами мы решаем задачи «Художественно-эстетического развития»:

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Эти задачи решаются и в следующих заданиях при интеграции и «Речевого развития».

Исследование, проведенное Г.А.Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др.

Предлагаю посмотреть логоритмическую разминку с упражнениями на умение взаимодействовать с коллективом.

Еще одно важное направление в развитии речи детей - развитие интонационной выразительности. Здесь нам могут помочь известные детям стихи. Знакомые стихотворения дети читают с разной интонацией, которую ребенку может предложить взрослый, или он может определить ее сам.

Прочитать стихи  А.Л.Барто «Игрушки»  - прочитать грустно, весело, удивленно.

Например:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Анализ данных упражнений. Что развиваем, как можно усложнить данное упражнение?

Еще одну задача «Художественно-эстетического развития» -- реализация самостоятельной творческой деятельности детей,решается при выполнении:

Упражнения на развитие детского творчества.

Предлагаю интересные методические приемы, которые могут быть использованы в работе:

  • самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его;
  • чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами (О.Лагуткина);
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т.Неменова);
  • предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г.Прима)

Предлагаю коллеги выполнить несколько упражнений.

Актерский тренинг направлен на умение свободно общаться с людьми, работать в команде, разрабатывает речевой аппарат и увеличит силу голоса. Пластический тренинг поможет избавиться от неуверенности в движениях, внутренней скованности.
 «Круги внимания» на умение быстро принимать решение, выполнять параллельные действия и вести себя свободно в коллективе. Это упражнение можно выполнять с мячом.

 «Передача звука» От водящего  передаем звук (а) или слог (га) с хлопком точно передавая интонацию. Любой может прервать круг и сказать свой звук с хлопком и повернуть движение в др. сторону.

«Лезгинка»Упражнение на развитие межполушарных связей, концентрацию внимания, умение работать под музыку. В интернете это упражнение называется «Соку - бачи» (бразильская песенка). Переводится:

Соку – удар, бачи – стук, вира – поворот. (демонстрация).

  • Предлагаю посмотреть театрализованное представление по мотивам устного народного творчества «Как у наших у ворот». Коллективная работа учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя. Участники — дети старшей и подготовительной групп с нарушениями зрения. Данная работа получилась при интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей. В ней решаются задачи этих областей и задачи «Речевого развития», при использовании коррекционных приемов для детей с нарушением зрения (ориентиры, скамейки, костюмы, определение на сцене места за каждым ребенком).

Таким образом, социальное взаимодействие  можно эффективно формировать.  И если правильно и последовательно развивать социальную уверенность, используя интеграцию образовательных областей, обязательно наступит время, когда ваши дети свободно выйдут на сцену, будут уверенно идти по жизни.

  • Итак, я провела мастер-класс по развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции образовательных  областей «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической». Мне бы хотелось узнать Ваше мнение:
  • Эффективны ли театральные игры и упражнения в процессе развитии социальной уверенности?
  • Считаете ли вы их приемлемыми в работе с детьми с особыми образовательными потребностями?
  • Что ценного вы для себя открыли? (ответы участников)
  • Я буду очень рада, если кто-то из Вас будет использовать предложенные игры и упражнения в своей работе.
  • Благодарю всех коллег за помощь в проведении мастер-класса.
  • Спасибо за общение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие социальной уверенности дошкольников».

Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по созданиюусловий для самопознания ребенка, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудни...

«Развитие социальной компетентности детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с трудом взрослых»

В публикации описывается содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых ....

Мастер-класс «Разработка дидактических игр для детей с нарушением зрения»

Мастер-класс в рамках Педагогического марафона в ГБОУ Школа № 480...

Проект по театрализованной деятельности как фактор развития социального опыта воспитанников с нарушением зрения «Театр и мы»

Те, кто хоть раз общался с ребенком с нарушением зрения, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения наклдываются самой природой. Но это...

Проект по театрализованной деятельности как фактор развития социального опыта воспитаников с нарушением зрения "Театр и мы".

Те, кто хоть раз общался с ребенком с нарушением зрения, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения наклдываются самой природой. Но это...

Проведение мастер-класса для педагогов, работающих с дошкольниками с нарушениями зрения «Как помочь себе быстро снять эмоциональное напряжение»

Цель: эмоциально - психологическая разгрузка педагогов дошкольниковЗадачи: продолжать работу с педагогами по  по освоению и применению на практике кинезиологических упражнений; знакомст...