Мастер-класс Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения
методическая разработка на тему
Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85»
Мастер-класс
«Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей»
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
МБДОУ «Детский сад № 85»
Маркова Наталья Александровна
г. Бийск 2015
Тема: «Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей»
Образовательная область: «Социально-коммуникативная»
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»
Цель: профессиональное совершенствование педагогов в вопросах развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (с особыми образовательными потребностями).
Задачи:
1. Познакомить с театральными играми и упражнениями, рассказать о их пользе.
2. Сориентировать педагогов на интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» в процессе развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование театральных игр и упражнений в практике.
4. Развивать коммуникативные качества, навыки сотрудничества в коллективной деятельности.
Оборудование: видеопроектор, экран, презентация-поддержка, музыкальное оформление.
Планируемый результат: Знание и применение на практике театральных игр и упражнений в процессе развития социальной уверенности дошкольников с нарушениями зрения и дошкольников с другими образовательными потребностями.
Этапы, методы, приемы | Содержание |
Подготовительный. Сообщение цели, актуальности. Слайд № 1 Слайд № 2 Слайд № 3 Основная часть Слайд № 4 (схема) Слайд № 5 Слайд № 6 Практическая часть (Задание 1) Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Сообщение нового материала Практическая часть. (Задание 2.) Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Вопросы к участникам (Задание 3) Слайд № 13 Слайд № 14 Видео. Практическая часть (Задание 4) Слайд № 15 Вопросы к участникам Слайд № 15 Сообщение нового материала Слайд № 16 Практическая часть Слайд № 17 Задание № 5 Задание № 6 Задание № 7 Слайд № 18 Слайд № 19 Видео Заключительная часть Слайд № 20 Обобщение материала Слайд № 21 | Вводное слово: - Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему: «Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей». Свое выступление хочу начать с небольшой зарисовки. - Мы все часто бываем на детских праздниках, на елочных представлениях и можем наблюдать такую картину. Вот ребенок, который стоит позади и, судорожно стиснув мамину руку, смотрит в пол. Мама и так и сяк уговаривает его поучаствовать в общем веселье, сама вымученно веселится, чтобы подать ему пример… Но он в ответ только бурчит: «Пойдем домой, мне надоело». А в самой гуще толпы можно увидеть другого ребенка. Он так взволнован, так захвачен зрелищем, что утратил над собой контроль: лихорадочно грызет ногти или подпрыгивает на месте. Таких детей называют неуверенными в себе. - Кто же такие социально неуверенные дети? Это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Реформирование системы образования в связи с выходом в свет ФГС прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области. Социально-коммуникативное развитие:
Эти задачи мы и решаем при развитии социальной уверенности у детей. Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения. Всю работу можно условно разделить на два направления: развитие социальных способностей и формирование социальных навыков. Положительная «Я - концепция» предполагает доверие к себе, которое рассматривается как чувство уверенности в эффективном и соответствующем ситуации поведении.. Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему; умение видеть, слышать, чувствовать другого; умение понимать его, сопереживать ему. Установление контактов и действие в ситуации коммуникации предполагают умения: устанавливать связь, вступать в контакт с другими детьми, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять, излагать собственное мнение и слушать другого, дискутировать. Реализация самоутверждающего способа поведения проявляется в осознании и выражении своих желаний, чувств и эмоций, в умении предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы. Наши дети с «особыми образовательными потребностями» и поэтому решать поставленные задачи по развитию социальной уверенности нужно «особыми» способами. - Как развивать социальную уверенность «особых» детей? Для нас это вопрос педагогического профессионализма: сложнейшую для детей задачу представить в виде цепочки очень простых и увлекательных заданий. Я предлагаю Вам рассмотреть путь решения данной проблемы с помощью интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» через такой вид искусства, как театр. Можно сказать: «Театр – негорькое лекарство». Театральная деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опирается на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: - снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов; - раскрепощенность, стимулирующее развитие духовного потенциала и творческой активности; - развитие игровых мотивов. Любое занятие начинается с организационного момента, в этом случае можно использовать упражнение: «Неоконченное предложение» Дети – это… Детство – это… Театр – это… Упражнение «Возьми и передай» Участники сидят по кругу на стульях и передают друг другу воображаемый предмет (розу). Стою на сцене. Зал затих. И я молчу, Не вспомнить стих! Стою и думаю о том, Сейчас реветь или потом. Детям с особыми образовательными потребностями свойственна стеснительность и волнение, что обуславливает их отказ от участия в мероприятиях. В этом случае очень действенными оказываются этюды. Этюды - это своеобразная школа, где дети познают основы актерского мастерства. Есть несколько видов этюдов: Этюд на внимание: ребенок рассматривает картину, затем, когда ее убирают, показывает, что на ней нарисовано. Этюды на фантазию: предложить пройти по полу как по луже, по грязи, по горячему песку. Этюды на выразительность жеста: «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Этюды на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает». Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком и подслушивает о чем они говорят. Воспроизвести несколько этюдов:
- Как Вы думаете, для чего можно использовать эти этюды? - Какие этюды к сказке «Колобок» вы можете предложить? При работе с этюдами мы решаем задачи «Художественно-эстетического развития»: - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Эти задачи решаются и в следующих заданиях при интеграции и «Речевого развития». Исследование, проведенное Г.А.Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. Предлагаю посмотреть логоритмическую разминку с упражнениями на умение взаимодействовать с коллективом. Еще одно важное направление в развитии речи детей - развитие интонационной выразительности. Здесь нам могут помочь известные детям стихи. Знакомые стихотворения дети читают с разной интонацией, которую ребенку может предложить взрослый, или он может определить ее сам. Прочитать стихи А.Л.Барто «Игрушки» - прочитать грустно, весело, удивленно. Например: Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. Анализ данных упражнений. Что развиваем, как можно усложнить данное упражнение? Еще одну задача «Художественно-эстетического развития» -- реализация самостоятельной творческой деятельности детей,решается при выполнении: Упражнения на развитие детского творчества. Предлагаю интересные методические приемы, которые могут быть использованы в работе:
Предлагаю коллеги выполнить несколько упражнений. Актерский тренинг направлен на умение свободно общаться с людьми, работать в команде, разрабатывает речевой аппарат и увеличит силу голоса. Пластический тренинг поможет избавиться от неуверенности в движениях, внутренней скованности. «Передача звука» От водящего передаем звук (а) или слог (га) с хлопком точно передавая интонацию. Любой может прервать круг и сказать свой звук с хлопком и повернуть движение в др. сторону. «Лезгинка»Упражнение на развитие межполушарных связей, концентрацию внимания, умение работать под музыку. В интернете это упражнение называется «Соку - бачи» (бразильская песенка). Переводится: Соку – удар, бачи – стук, вира – поворот. (демонстрация).
Таким образом, социальное взаимодействие можно эффективно формировать. И если правильно и последовательно развивать социальную уверенность, используя интеграцию образовательных областей, обязательно наступит время, когда ваши дети свободно выйдут на сцену, будут уверенно идти по жизни.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие социальной уверенности дошкольников».
Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по созданиюусловий для самопознания ребенка, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудни...
«Развитие социальной компетентности детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с трудом взрослых»
В публикации описывается содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых ....
Мастер-класс «Разработка дидактических игр для детей с нарушением зрения»
Мастер-класс в рамках Педагогического марафона в ГБОУ Школа № 480...
Значение слухового восприятия для развития социальной адаптации детей с нарушением зрения
Материал для родителей и педагогов...
Проект по театрализованной деятельности как фактор развития социального опыта воспитанников с нарушением зрения «Театр и мы»
Те, кто хоть раз общался с ребенком с нарушением зрения, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения наклдываются самой природой. Но это...
Проект по театрализованной деятельности как фактор развития социального опыта воспитаников с нарушением зрения "Театр и мы".
Те, кто хоть раз общался с ребенком с нарушением зрения, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения наклдываются самой природой. Но это...
Проведение мастер-класса для педагогов, работающих с дошкольниками с нарушениями зрения «Как помочь себе быстро снять эмоциональное напряжение»
Цель: эмоциально - психологическая разгрузка педагогов дошкольниковЗадачи: продолжать работу с педагогами по по освоению и применению на практике кинезиологических упражнений; знакомст...