Консультация для родителей "Инклюзивное образование в ДОУ".
консультация по теме

Криушова Юлия Васильевна

Совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atsiya_dlya_roditeley_inklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в ДОУ.

Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с

отклонениями развития совместно с нормально развивающимися

сверстниками в школах и ДОУ. Этому способствовали демократические

преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального

образования.

Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего

образования, которая не только подразумевает доступность образования для

всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми

потребностями.

Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю,

включаю») или включенное, образование – термин, используемый для

описания процесса обучения детей с особыми потребностями в

общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная

личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими

детьми права.

Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:

1.Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том,

что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для

здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и

гуманность;

психологического характера: - исключения развития чувства превосходства или комплекса

неполноценности;

медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к

развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от

сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Всем понятно, что нельзя сделать из обычного образовательного

учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики,

инклюзивную школу. Основная идея – наладить социальную жизнь детей.

Разговоров об инклюзии сейчас возникает очень много и на низшем, и

на самом высоком уровне. В теории все звучит очень хорошо и

обнадеживающе. На практике все обстоит гораздо хуже: большинство

большинство российских школ к инклюзиву все же не готовы, из-за переуплотненности классов детьми проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности; специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят, педагогам приходится рассчитывать только на собственные силы. НО … взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Детство – важнейший период человеческой жизни: не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая. самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.

Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ.

Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого - педагогического сопровождения. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида призвана улучшить психическое и физическое здоровья ребенка с ОВЗ, направлена на создание благоприятных условий пребывания в группе сверстников, способствует развитию способностей ребенка и помогает выбрать у каждого ребенка с ОВЗ адаптационные механизмы к социуму.

Многие семьи узнают о том, что у их ребенка ОВЗ, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим.

Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ. И если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работа с родителями этой категории детей, выходит на первый план.

Необходимо познакомить их с особенностями развития детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы.

У нас сложилась целая система работы с такими детьми, которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей с ОВЗ. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного (такие процессы как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через коммуникацию и имитацию.

Основная задача коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для работников образования «Расширение социокультурного пространства ДОУ»

«Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого — это, особое,личностное – пространство познания и...

Консультация "ФГОС дошкольного образования"

Консультация для родителей "ФГОС дошкольного образования"...

Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»

Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»...

Консультация для родителей «Образование притяжательных прилагательных» Тема «Дикие животные»

Консультация для родителей "Образование  притяжательных прилагательных" Тема "Дикие животные"...

Консультация "Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования"

Консультация  «Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования»...

Консультация ФГОС дошкольного образования –ориентир на сохранение уникальности и самоценности детства и ориентирование на индивидуализацию воспитания ребенка».

цель повышение компетентности педагогов по вопросам решения задач образовательной деятельности в соответствии с ФГОС...

Консультация "Педагог дополнительного образования (хореограф)"

Консультация раскрыывает сущность профессии "Педагог дополнительного образования", что способствует повышению профессиональной компетентности воспитателей...