Статья на тему «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста»
Сегодняшняя мода на раннее обучение привела к тому, что в 1-й приходят дети, читающие, считающие в пределах ста и пишущие каллиграфически, но у них нет интереса к учению, их глаза не загораются огоньками любознательности.
Традиционный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками состоит в погоне за определенными результатами. Вместе с этим, очевидно, что для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип усвоения, не результат, а путь к нему. Гораздо важнее научить ребенка добывать знания, чем сделать его обладателем массы бесполезной информации, которую он не умеет применять.
Почему же дети далеко не всегда с удовольствием включаются в познавательный процесс? Ответ на этот вопрос легко найти, если понаблюдать за дошкольниками: они с увлечением порой часами рассматривают интересный им предмет, обследуют его при помощи разных анализаторов. Но взрослым эта деятельность не кажется значимой, так как не дает ребенку «точного» знания. И вместо «бесцельной» деятельности педагоги и родители организуют «полезные» занятия – сообщают детям готовые знания, (словесное транслирование информации о педагога к ребенку) что, порой, вызывает у них активное сопротивление.
И большинству воспитателей даже в голову не приходило, рассматривать лужу как источник познания: дети перемажутся, ноги промочат.
Говоря о способах познания, свойственных детям раннего возраста и младшим дошкольникам, педагоги нередко цитируют великого А.В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». При этом доля форм работы, обеспечивающих детям возможность познавать мир в соответствии с данным постулатом, традиционно катастрофически мала.
Детям сообщаются готовые знания, обычно адресованные не «кончикам пальцев», а ориентированные на крайне слабо развитые в обсуждаемом возрасте слуховое и зрительное восприятие абстрактной информации.
Эффективность образования возможны лишь в том случае, если взрослые перестанут настойчиво навязывать детям несвойственные им способы познания. Необходимо научиться всесторонне поддерживать те виды деятельности, которые «задуманы» природой.
Если в 19-20 вв. деревенские дети имели возможность познавать природу путем непосредственных контактов с ней, то сейчас в связи перенасыщенностью окружающего пространства техникой среда может стать для дошкольников опасной. По этой причине самостоятельное изучение среды сведено до минимума. Есть еще один негативный момент: заботясь о сохранении здоровья детей, взрослые делают их ближайшее окружение стабильным. Изменения, возникающие в нем, незначительны, и на них, как правило, приходится реагировать взрослым. В результате богатейшие потенциальные возможности человеческого мозга для изучения свойств окружающего мира и его изменения остаются неиспользованными.
Чтобы компенсировать отмеченные негативные тенденции, ФГОС ДО подчеркивает, необходимость формирования самостоятельности детей во всех сферах деятельности (социально-коммуникативной, речевой, физической, художественно-эстетической). Особая роль отводится познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. В истории системы дошкольного образования ФГОС ДО – первый документ, в котором говорится о необходимости познавательно-исследовательского развития детей в ДОО. Фактически познавательно-исследовательское развитие детей нужно рассматривать как социальный заказ системе дошкольного образования.
В системе дошкольного образования познавательно-исследовательскую деятельность детей как самостоятельную впервые выделил ФГОС ДО.
За широкое использование исследовательских методов обучения выступали классики педагогики (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Ж.-Ж. Руссо).
В наши дни большой вклад в изучение исследовательской деятельности внесли специалисты НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и РАО Н.Н. Поддъякова. В 1997 г. Он сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как считалось прежде, а экспериментирование.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в детском возрасте проходит три стадии, каждой из которых соответствуют свои формы познания окружающего мира:
- Манипулирование предметами
- Любопытство
- Любознательность
Манипулирование предметами начинается с того момента, как ребенок впервые взял в руки погремушку. Затем исследованию подвергаются остальные предметы. Все надо проверить и результаты внести в банк памяти, где полученные сведения сохраняются на всю жизнь. Все в рот, все обследовать и все запомнить. Данный этап можно назвать вслед за И.П. Павловым «Что такое?».
В последующие 2-3 года манипулирование предметами усложняется, но в принципе остается манипулированием. Это очень важный этап развития личности, поскольку в банк памяти загружаются богатейшие сведения об объективных свойствах предметов, с которыми сталкивается ребенок. В это время происходит становление фрагментов экспериментаторской деятельности, но они пока еще не связаны между собой.
ФГОС ДО настоятельно рекомендует вводить детское экспериментирование с раннего возраста.
Для развития манипулятивной деятельности ребенка взрослый должен обогащать среду различными объектами – как игрушечными, так и настоящими. Все действия – и свои, и малыша – взрослый сопровождает словами. Их смысла ребенок пока не понимает, но запечатлевает звуковой образ слова в памяти и «привязывает» слово к объектам, их качествам и действиям.
После 3 лет ребенок переходит в следующую стадию – любопытства.
(«А что там?»)
Типичные вопросы этого возраста: «А что там?», «А кто там?». Ребенок открывает доступные ему сумки и ящики, ломает игрушки, чтобы узнать, что внутри, оказавшись без контроля, может нанести существенный вред как себе, так и полезным предметам.
Некоторые взрослые воспринимают это качество как непоседливость, неусидчивость, гиперактивность и даже невоспитанность, потому что дети начинают доставлять излишние (с точки зрения взрослых) хлопоты. На самом деле чем активнее ребенок, чем сильнее развито в нем любопытство, тем он полноценнее как личность. Он продолжает загружать свой банк памяти более сложными сведениями о процессах и явлениях.
Переход ко второй стадии (любопытству) происходит только в том случае, если полноценно пройден первый этап. Если же ребенка ограничивали в манипулировании предметами, любопытство либо не появится, либо будет не полноценным.
На второй стадии манипулирование предметами не исчезает, продолжая играть важную роль в становлении познавательно-исследовательской деятельности.
Общее для обеих стадий – непроизвольность обучения и внимания. Ребенок не ставит перед собой цели приобрести новые знания и действует спонтанно. Еще одна особенность – способность запоминать все сведения «вразброд», не систематизируя их, не устанавливая между ними логических и причинно-следственных связей.
В этом возрасте ребенок задает много вопросов, но все они ситуативны: увидел или вспомнил – спросил. Однако ответы не анализирует, со своим прошлым опытом не сопоставляет, в банк памяти эти сведения либо не вносит, либо вносит так же непроизвольно.
Где-то в середине этапа любопытства (примерно на четвертом году жизни) исходная форма деятельности – манипулирование предметами – разделяется на три ветви. Одна из них в дальнейшем разовьется в игру, другая – в экспериментирование, третья – в труд.
После 5 лет ребенок вступает в следующий период – этап любознательности.
Отличие от любопытства – ребенок начинает дифференцировать понятия «Я знаю» и «Я не знаю». Далее следует: « Чтобы узнать, я должен сделать то-то» - и тут же проводит эксперимент. Экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты.
Главные особенности этой стадии – способность усваивать знания системно, устанавливать причинно-следственные связи. Доминирующим вопросительным словом становится слово «Почему». Теперь каждый ответ взрослого анализируется, сопоставляется с уже усвоенными знаниями и вносится в банк памяти осознанно.
Разницу между любопытством и любознательностью можно продемонстрировать, перефразировав восточную мудрость:
- любопытный не знает, но он не знает, что он не знает;
-любознательный не знает, но он знает, что он не знает.
Главное условие появления любознательности – осознание понятия «Я не знаю».
На стадии любознательности, манипулирование предметами и любопытство сохраняются. Теперь познавательный процесс состоит из манипулирования предметами, любопытства и любознательности.
Переход к любознательности возможен только в том случае, если оба предыдущих этапа прошли полноценно. Если же в первые четыре года жизни свободную познавательно-исследовательскую деятельность малыша ограничивали, любознательность не возникает, и тогда в 7- 10 летнем возрасте этот ребенок будет лишь примитивно манипулировать предметами. (Вытаскивать из ящиков все игрушки, раскладывать их ровным слоем по комнате – и больше ничего. Ему ничего не интересно, у него не возникает вопросов.)
Литература
1.Иванова А.И., Уманская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 160 с.
2.Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / сост. Н.В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
3.Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах сост. Н.В Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
4.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н.В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
5.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
6.Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни авт.-сост. Л.А. Королева.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
7.Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
8.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
9.Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование воспитателя по теме "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации"
Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...
Самообразование по теме: "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы"
План по самообразованию воспитателя средней группы...
Самообразование воспитателя на тему «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации»
Данный материал будет полезен для воспитателей при написании самообразования....
Статья на тему «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экспериментирование в ДОУ...
Презентация "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста"
То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю ...