Программа саморазвития «Подвижные игры как средство развития ловкости у старших дошкольников».
материал

Шигонцева Анастасия Владимировна

Программа саморазвития включает в себя:

- цель

- задачи

-этапы изучения темы

-список изучаемой литературы

-актуальность темы

-направления работы по самообразованию 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_na_2017-2020g.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программа саморазвития

на 2017 – 2020 г.

по теме:

«Подвижные игры как средство развития ловкости у старших дошкольников».

Инструктор по физической культуре

                                                                     Шигонцева Анастасия Владимировна

Г. Дзержинск

2017г.

Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства путем внедрения инновационной технологии в процессе обучения и воспитания; сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.

Задачи:

1.Изучить научную литературу по проблеме организации и проведения подвижных игр;

2.Разработать алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс;

3.Определить критерии и инструментарий уровня сформированности   ловкости воспитанников;

4.Создать условия для внедрения инновационных технологий;

5.Подобрать и изготовить дидактический материал для совершенствования ловкости детей и организации самостоятельной деятельности воспитанников;

6.Разработать план взаимодействия с воспитателями по использованию нетрадиционного спортивного оборудования в свободной и индивидуальной деятельности с детьми по развитию ловкости.

Этапы изучения темы:

1.Информационный блок – переработка теоретических материалов и разработка перспективного планирования.

2.Технологический блок – разработка конспектов, планирования, наглядного материала. 

3.Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды.

Список изучаемой литературы:

1.ООП ДО МБДОУ № 131

2.Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка

3.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения 3-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014

4.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

5.Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений с детьми 3-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014

6.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Младшая группа. М., Мозаика-Синтез, 2014

7.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. М., Мозаика-Синтез, 2014

8.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду в детском саду. Старшая группа. М., Мозаика-Синтез, 2014

9.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду в детском саду. Подготовительная группа. М., Мозаика-Синтез, 2014

10.СтепаненковаЭ.Я. Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014

11.Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2005

12.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика.

Актуальность темы:

Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических   качеств, как быстрота и точность движений, их своевременность и согласованность. Все названные категории в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость».

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на различные сигналы воспитателя.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека. Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции.

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками, в которых соревнуются в игре.

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка. Увлеченность игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством развития и совершенствования движений; формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре дети совершенствуют свои двигательные навыки.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство развития смекалки, ловкости и сноровки.

Анализируя наблюдения за самостоятельной двигательной активностью дошкольников и диагностические исследования уровня физической подготовленности воспитанников к обучению в школе, сделала вывод, что дети правильно усваивают на занятиях технику выполнения движений. Но в свободной деятельности допускают ошибки, не совершенствуют освоенные движения и ловкость в подвижных играх, не умеют рационально использовать имеющийся двигательный опыт. Следовательно, результаты двигательного опыта, накопленного в специально организованной обстановке не переносятся в свободную двигательную активность. Таким образом, выявлена проблема в необходимости воспитания ловкости у старших дошкольников.

Направления работы по самообразованию 

Направления работы

2017-2018

2018-2019

2019-2020

1

Информационный блок

Подобрать и изучить литературу по теме

1.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду в детском саду. Старшая группа. М., Мозаика-Синтез, 2014

2.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду в детском саду. Подготовительная группа. М., Мозаика-Синтез, 2014

1.Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка

2.Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2005

1.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014

2.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения 3-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014

2

Технологический блок

1.Определение целей и задач работы

2.Разработка конспектов

«Туристическое путешествие»

«В стране забытых игр»

«Страна Спортландия"

3.Разработка дидактических игр                          

Дидактическая игра

«Зимние Олимпийские виды спорта»

Дидактическая игра

«Зимние и летние виды спорта»

Дидактическая игра

«Летние Олимпийские виды спорта»

4.Совместная работа родителей с детьми        

Физкультурное развлечение совместно с родителями

 «Спортивная семейка»

Физкультурное развлечение совместно с родителями

«В стране забытых игр»

Выставка атрибутов для подвижных игр, сделанных детьми совместно с родителями.

5. Распространение своего опыта

Педагогический совет ДОУ

Публикация конспектов ООД на сайте ДОУ

Распространение опыта в сети интернет

6.Консультации для родителей  

«Развитие быстроты и ловкости детей дошкольного возраста средствами подвижных игр»

«Играем дома»

«Использование нетрадиционного оборудования для развития ловкости»

3

Организационный блок

1.Оформление зала

Оформление уголка центра физического развития в группах

Оформление стенда для родителей

Оформление выставки атрибутов для подвижных игр

2.Пополнение зала материалом

Платочки, флажки, «парашют», ленточки.

Мешочки с песком, «моталочка»

«Простынбол», шорты для эстафет.

3.Организация выставок для родителей, педагогов ДОУ

Фотовыставки:

«Мы играем»

Фотовыставка

 «Играем дома»

Выставка атрибутов для подвижных игр, сделанных детьми совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Одним из назначений народных игр это бережное отношение к национальным традициям, самобытности национального облика народа. Интерес к народным играм - это интерес к своей истории, к жизни народа, его ...

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...

Статья "Народные подвижные игры, как средство развития ловкости у детей 6-7 лет"

Статья "Народные подвижные игры, как средство развития ловкости у детей 6-7 лет"...

Опыт инновационной педагогической деятельности по теме самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств старших дошкольников»

Пути совершенствования физических качеств у детей старшего возраста в процессе организации подвижных игр...

План работы по самообразованию "Подвижные игры и игровые задания с мячом как средство развития ловкости у старших дошкольников"

Целью данной работы является способствовать укреплению здоровья воспитанников, развитие ловкости детей средствами подвижных игр и игровых заданий спортивной направленности с мячом.Разработано планиров...

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности старших дошкольников

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....

План работы по самообразованию «Подвижные игры, как средство развития ловкости у старших дошкольников».

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двига...