Программа саморазвития «Подвижные игры как средство развития ловкости у старших дошкольников».
материал
Программа саморазвития включает в себя:
- цель
- задачи
-этапы изучения темы
-список изучаемой литературы
-актуальность темы
-направления работы по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_na_2017-2020g.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа саморазвития
на 2017 – 2020 г.
по теме:
«Подвижные игры как средство развития ловкости у старших дошкольников».
Инструктор по физической культуре
Шигонцева Анастасия Владимировна
Г. Дзержинск
2017г.
Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства путем внедрения инновационной технологии в процессе обучения и воспитания; сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
Задачи:
1.Изучить научную литературу по проблеме организации и проведения подвижных игр;
2.Разработать алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс;
3.Определить критерии и инструментарий уровня сформированности ловкости воспитанников;
4.Создать условия для внедрения инновационных технологий;
5.Подобрать и изготовить дидактический материал для совершенствования ловкости детей и организации самостоятельной деятельности воспитанников;
6.Разработать план взаимодействия с воспитателями по использованию нетрадиционного спортивного оборудования в свободной и индивидуальной деятельности с детьми по развитию ловкости.
Этапы изучения темы:
1.Информационный блок – переработка теоретических материалов и разработка перспективного планирования.
2.Технологический блок – разработка конспектов, планирования, наглядного материала.
3.Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды.
Список изучаемой литературы:
1.ООП ДО МБДОУ № 131
2.Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка
3.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения 3-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014
4.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
5.Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений с детьми 3-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014
6.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Младшая группа. М., Мозаика-Синтез, 2014
7.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. М., Мозаика-Синтез, 2014
8.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду в детском саду. Старшая группа. М., Мозаика-Синтез, 2014
9.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду в детском саду. Подготовительная группа. М., Мозаика-Синтез, 2014
10.СтепаненковаЭ.Я. Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014
11.Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2005
12.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика.
Актуальность темы:
Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, как быстрота и точность движений, их своевременность и согласованность. Все названные категории в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость».
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.
Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на различные сигналы воспитателя.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.
Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека. Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.
Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству.
Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции.
Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками, в которых соревнуются в игре.
В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка. Увлеченность игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством развития и совершенствования движений; формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре дети совершенствуют свои двигательные навыки.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство развития смекалки, ловкости и сноровки.
Анализируя наблюдения за самостоятельной двигательной активностью дошкольников и диагностические исследования уровня физической подготовленности воспитанников к обучению в школе, сделала вывод, что дети правильно усваивают на занятиях технику выполнения движений. Но в свободной деятельности допускают ошибки, не совершенствуют освоенные движения и ловкость в подвижных играх, не умеют рационально использовать имеющийся двигательный опыт. Следовательно, результаты двигательного опыта, накопленного в специально организованной обстановке не переносятся в свободную двигательную активность. Таким образом, выявлена проблема в необходимости воспитания ловкости у старших дошкольников.
Направления работы по самообразованию
№ | Направления работы | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
1 | Информационный блок | |||
Подобрать и изучить литературу по теме | 1.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду в детском саду. Старшая группа. М., Мозаика-Синтез, 2014 2.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду в детском саду. Подготовительная группа. М., Мозаика-Синтез, 2014 | 1.Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка 2.Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2005 | 1.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014 2.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения 3-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014 | |
2 | Технологический блок | |||
1.Определение целей и задач работы | ||||
2.Разработка конспектов | «Туристическое путешествие» | «В стране забытых игр» | «Страна Спортландия" | |
3.Разработка дидактических игр | Дидактическая игра «Зимние Олимпийские виды спорта» | Дидактическая игра «Зимние и летние виды спорта» | Дидактическая игра «Летние Олимпийские виды спорта» | |
4.Совместная работа родителей с детьми | Физкультурное развлечение совместно с родителями «Спортивная семейка» | Физкультурное развлечение совместно с родителями «В стране забытых игр» | Выставка атрибутов для подвижных игр, сделанных детьми совместно с родителями. | |
5. Распространение своего опыта | Педагогический совет ДОУ | Публикация конспектов ООД на сайте ДОУ | Распространение опыта в сети интернет | |
6.Консультации для родителей | «Развитие быстроты и ловкости детей дошкольного возраста средствами подвижных игр» | «Играем дома» | «Использование нетрадиционного оборудования для развития ловкости» | |
3 | Организационный блок | |||
1.Оформление зала | Оформление уголка центра физического развития в группах | Оформление стенда для родителей | Оформление выставки атрибутов для подвижных игр | |
2.Пополнение зала материалом | Платочки, флажки, «парашют», ленточки. | Мешочки с песком, «моталочка» | «Простынбол», шорты для эстафет. | |
3.Организация выставок для родителей, педагогов ДОУ | Фотовыставки: «Мы играем» | Фотовыставка «Играем дома» | Выставка атрибутов для подвижных игр, сделанных детьми совместно с родителями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Одним из назначений народных игр это бережное отношение к национальным традициям, самобытности национального облика народа. Интерес к народным играм - это интерес к своей истории, к жизни народа, его ...
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...
Опыт инновационной педагогической деятельности по теме самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств старших дошкольников»
Пути совершенствования физических качеств у детей старшего возраста в процессе организации подвижных игр...
План работы по самообразованию "Подвижные игры и игровые задания с мячом как средство развития ловкости у старших дошкольников"
Целью данной работы является способствовать укреплению здоровья воспитанников, развитие ловкости детей средствами подвижных игр и игровых заданий спортивной направленности с мячом.Разработано планиров...
Подвижная игра, как средство развития двигательной активности старших дошкольников
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....
План работы по самообразованию «Подвижные игры, как средство развития ловкости у старших дошкольников».
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двига...
Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Играя, ребенок развивается всесторонне. Игры дают возможность детям развиваться и совершенствоваться при выполнении определенных правил. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и ...