План работы по самообразованию «Подвижные игры, как средство развития ловкости у старших дошкольников».
проект по физкультуре (старшая группа)
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для развития физических качеств. Психофизические качества (двигательные способности) имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения ими широким кругом движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_dokument_2.docx | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Тема: «Подвижные игры, как средство развития ловкости у старших дошкольников».
Подготовила: Букина Светлана Викторовна
Срок реализации – второе полугодие
Возраст-5-6 лет
Цель: способствовать укреплению здоровья воспитанников в ходе развития ловкости детей средствами подвижных игр и игровых заданий спортивной направленности с мячом.
Задачи.
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
- Планирование теоретической и практической деятельности в ДОУ в данном направлении.
- Создание необходимых условий для организации игровых заданий спортивной направленности, упражнений и подвижных игр с мячом.
Актуальность. Я считаю, что в общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для развития физических качеств. Психофизические качества (двигательные способности) имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения ими широким кругом движений. Исследованием особенностей развития психофизических качеств у дошкольников занимались такие педагоги как Е.Н. Вавилова, В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова, М.Ю. Кистяковская и другие. Специалисты В.А. Степаненкова, Ф. Фребель, Д.В. Хухлаева указывают, что в области физического воспитания детей дошкольного возраста, гармонично развитые психофизические качества (двигательные способности), играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях окружающей среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания, умственной деятельности детей.
В связи с решением задач физической культуры в нашем ДОУ все больше внимания уделяется развитию двигательных способностей у детей дошкольного возраста, а физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и развитие психофизических качеств таких, как быстрота и точность движений, их своевременность
и согласованность. Все названные категории в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость».
Н.А. Бернштейн считает, что огромную потребность в движениях дети обычно стремятся удовлетворить в игре. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. У детей дошкольного возраста особенно важно сконцентрировать внимание на развитие в игре ловкости. Е.Н. Вавилова, В.И. Усаков, Д.В. Хухлаева считают, что развитие ловкости значительным образом влияет на развитие умственной деятельности ребенка, а, именно, на этапе дошкольного возраста закладывается фундамент его будущей жизни.
Осокина Т.И. полагает, что ловкость – способность быстро перестраивать двигательную деятельность соответственно возникающим по ходу деятельности неожиданным условиям и овладевать новыми движениями. По мнению Матвеева Л.П. ловкость
— способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Анализируя наблюдения за самостоятельной двигательной активностью дошкольников я сделала вывод, что на НОД по физической культуре воспитанники правильно усваивают технику выполнения определённых движений, но в свободной деятельности допускают некоторые ошибки, не совершенствуют освоенные движения и ловкость в подвижных играх, не умеют рационально использовать имеющийся двигательный опыт. Следовательно, результаты двигательного опыта, накопленного в специально организованной обстановке, не переносятся в свободную двигательную активность. Таким образом, выявлена проблема в необходимости развития ловкости у старших дошкольников. Наиболее ценным для этого можно представить игровой метод, который обладает признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Поэтому предложенная тема «Подвижные игры и игровые задания с мячом как средство развития ловкости у старших дошкольников» является актуальной.
Значение игр с мячом.
Миронова Р.М. отмечает, что игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств: ловкости, глазомере, быстроте реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу. Согласно взглядов Филлиповой С.О., Холодова Ж.К., Осокиной Т.И., Ефименко Н.Н., Пензулаевой Л. И., Ториева А.Ш. игровые упражнения и подвижная игра с мячом являются эффективным средством развития ловкости, так как отвечают возрастным психофизиологическим особенностям и потребностям детей, играют важную роль в формировании личности ребенка.
Проблема. Результаты двигательного опыта, накопленного воспитанниками в специально организованной деятельности, не переносятся ими в свободную двигательную активность.
Ожидаемые результаты (целевые ориентиры). Умение воспитанников быстро реагировать на динамически изменяющиеся игровые ситуации, когда дети в достаточной мере овладели предложенными действиями с мячом, уверенность, стремление к лучшему результату.
Этапы работы.
- этап. Подготовительный – изучение и анализ специальной литературы, формулирование цели и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностическое обследование воспитанников. Разработка тематического плана работы по развитию ловкости детей седьмого года жизни, разработка картотеки игровых заданий спортивной направленности, упражнений и подвижных игр с мячом.
- этап. Основной – создание условий для организации различных игровых заданий спортивной направленности, упражнений и подвижных игр с мячом (пополнение необходимой предметно- пространственной развивающей среды: мячи различного диаметра и вида). Базовые операции детей с мячом, углубленное разучивание спортивных действий с мячом, совершенствование всех действий и комбинированных манипуляций дошкольников с мячом через игровые упражнения и подвижные игры. Теоретическое и практическое просвещение семей по теме самообразования. Тесное и продуктивное сотрудничество с педагогами по данному вопросу.
- этап. Заключительный. Анализ результатов реализации поставленных цели и задач, анализ эффективности проделанной работы, корректирование содержания деятельности, анализ в целом.
Для выявления особенностей ловкости у детей было проведено обследование, которое, наиболее точно, выявило уровень развития ловкости детей. В обследовательской деятельности использовалась методика М.А. Руновой, которая включала точные тесты на определение уровня развития ловкости:
- тест «Челночный бег» 3×10 м.;
- тест «Подбрасывание и ловля мяча»;
- тест «Отбивание мяча от пола».
Количественно-качественная обработка результатов проводилась на основе показателей оценки Шорина Г.А.
Процент воспитанников среднего уровня составил 38%. Дети среднего уровня характеризуются тем, что ловкость, как двигательная способность развита частично. Дошкольники справляются с координационной нагрузкой двигательной задачи, но допускают ошибки при выполнении этой задачи, выполняя лишние движения. У детей присутствует интерес к манипуляциям с мячом. Процент воспитанников низкого уровня составил 62%. Дети низкого уровня характеризуются тем, что допускают много ошибок при выполнении задания, хотя интерес к манипуляциям с мячом тоже присутствует, но дошкольники не смогли справиться с нагрузкой координационных
движений, прибавляя лишние, что повлияло отрицательно на качество выполнения тестового задания.
Выводы, сделанные на основе результатов диагностического обследования, позволяют планировать и организовывать дальнейшую работу по развитию ловкости воспитанников. (Определение содержания, этапов развития ловкости детей седьмого года жизни, разработка теоретических и практических условий, обеспечивающих успешную реализацию обучающей деятельности по развитию ловкости детей седьмого года жизни в педагогическом процессе.)
Работа над темой включает в себя деятельность по трём направлениям: работа с детьми, с семьями воспитанников и педагогами ДОУ, что способствует формированию углубленных знаний о мяче в целом и совершенствованию умений, навыков и комбинированных манипуляций с ним.
Игровые задания спортивной направленности, упражнения и подвижные игры с мячом ориентированы на подготовительную возрастную группу и рассчитаны на один раз в неделю в первую половину.
Методы и приемы:
- метод упражнений с четко заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха;
- практический метод;
- игровой метод;
- словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команды, распоряжение, оценка, анализ двигательных действий и др.);
- наглядный метод (показ, имитация, поддержка, помощь, страховка, использование зрительных ориентиров).
Форма обучения: специально организованная образовательная деятельность в режиме дня - групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия по овладению необходимыми физическими упражнениями. Имитационные упражнения, игровые задания спортивной направленности, упражнения и подвижные игры с мячом.
Место проведения: спортивный зал МБДОУ, спортивная площадка, прогулочный участок
Предметно–пространственная развивающая среда. Созданы все необходимые условия, обеспечивающие подбор спортивного инвентаря и физкультурного оборудования с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований, предъявляемых к ним. Наличие раздаточного материала, в том числе и по количеству воспитанников.
Раздаточный материал |
Мячи резиновые большие d=20 см |
Мячи резиновые средние d=16 см |
Мячи резиновые малые d=8 см |
Мячи массажные |
Мячи надувные |
Мячи - хопы |
Мяч футбольный и волейбольный |
Мячи теннисные |
Мячи набивные (масса 1кг) |
Кегли, конусы, дуги |
Стойки, сетка |
Баскетбольная корзина |
Теннисные ракетки с мячами |
Обручи большие и средние |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ
Содержание работы | Формы работы | Сроки |
Изучение новинок специализированной методической литературы по организации и проведению спортивных и подвижных игр с мячом в д/саду. | Самообразование | январь |
Анализ теоретического материала по планированию спортивных и подвижных игр с мячом в двигательном режиме старших дошкольников. | Самообразование | февраль |
Выявление наиболее эффективных форм, методов и приёмов работы с воспитанниками для повышения уровня развития их ловкости. | Анализ | март |
Создание и пополнение необходимых условий для организации спортивных, подвижных игр и игровых заданий с мячом. | Практическая деятельность | май |
«Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр и игровых упражнений с мячом». | Тематическая консультация | март |
«Организация игр и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах». | Наглядные рекомендации | апрель |
Разработка картотеки подвижных игр и игровых упражнений спортивной направленности с мячом для развития ловкости дошкольников. | Тематическая картотека | май |
«Такие разные МЯЧИ. Любимые игры с мячом». | Тематическая презентация | июнь |
«Мяч и Я – Друзья!». | Открытый просмотр НОД по физической культуре | июль |
Анализ результатов реализации поставленных цели и задач, корректирование содержания |
деятельности. Пополнение «методической копилки» актуальными материалами по теме самообразования. | Анализ в целом | Май |
РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ | ||
Содержание работы | Формы работы | Сроки |
Диагностическое обследование - определение уровня развития ловкости у старших дошкольников на конец учебного года. | Индивидуальная и подгрупповая работа | май |
Разучивание речёвок, как одного из эффективных средств мотивации к выполнению физических упражнений с мячом | Групповая и подгрупповая работа | В течение полугода |
Знакомство с важными правилами поведения и соблюдения техники безопасности во время подвижных, спортивных игр и игровых заданий с мячом. | Тематическая презентация | февраль |
«Школа мяча» (старшая группа). | Игровой «час» на прогулке | март апрель май |
Игровые упражнения с мячом в режимных моментах. Подвижные и спортивные игры с мячом. | Динамические «минутки» | июнь июль |
«Тренируйся, не робей, за мячом беги быстрей!» (подготовительная группа). | Тематические практические занятия | Январь, февраль, март |
«История возникновения мяча» (подготовительная группа). | Тематическая презентация | Март |
Турнир «Подвижных и спортивных игр с мячом» (подготовительная группа). | Дружеский турнир совместно с родителями | Апрель |
«Мяч и Я – Друзья!» (подготовительная группа). | Открытый просмотр НОД по физической культуре | Апрель |
«В Стране спортивных мячей» (подготовительная группа). | Познавательно – игровая программа совместно с родителями | Май |
Диагностическое обследование - определение уровня развития ловкости у старших дошкольников на конец учебного года. | Индивидуальная и подгрупповая работа | Май |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||
Содержание работы | Формы работы | Сроки |
«Физическая культура и оздоровление». | Анкетирование | Сентябрь |
«Развиваем ловкость у дошколят». | Стендовая информация (тематическая консультация, | февраль |
наглядные рекомендации) | ||
«Любимая подвижная, спортивная игра с мячом нашей семьи» (+ описание и фото). | Мастер-класс: дети + родители | апрель |
«Идеи семейных игр с мячом на свежем воздухе». | Оформление семейных журналов (обмен семейным опытом) | май |
«История возникновения мяча. Разновидности мяча». | Тематические памятки | июнь |
«Я дружу с Мячом!». | Тематическая выставка – конкурс детских работ | июль |
«Мама, папа, я и Мяч!». | Консультация, адресная рекомендация | Март |
Турнир «Подвижных и спортивных игр с мячом»». | Дружеский турнир совместно с родителями в рамках Дня здоровья | Апрель |
«В Стране спортивных мячей». | Познавательно – игровая программа | Май |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД | ||
Содержание работы | Формы работы | Сроки |
Результаты диагностического обследования - определения уровня развития ловкости у старших дошкольников на конец учебного года. | Протокол показателей уровня развития ловкости | май |
Тематическая презентация «Важные правила поведения и соблюдения техники безопасности во время подвижных, спортивных игр и игровых заданий с мячом». | февраль | |
Тематическая консультация, наглядные рекомендации «Развиваем ловкость у дошколят». | Методическая разработка | март |
Картотека речёвок для мотивации к выполнению физических упражнений с мячом | апрель | |
Практическая разработка «Любимая подвижная, спортивная игра с мячом нашей семьи» (+ описание и фото). | Семейный альбом | май |
Консультация «Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр и игровых упражнений с мячом». | Методическая разработка | июнь |
Практическая разработка «Идеи семейных игр с мячом на свежем воздухе». | Семейный журнал | июль |
Наглядные рекомендации «Организация игр | Методическая |
и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах». | разработка | |
Тематические памятки «История возникновения мяча. Разновидности мяча». | Методическая разработка | Январь |
Тематическая картотека «Подвижные игры и игровые упражнения спортивной направленности с мячом для развития ловкости дошкольников». | Методическая разработка | Февраль |
Результаты тематической выставки «Я дружу с Мячом!». | Фотоотчёт | Февраль |
Тематические презентации «История возникновения мяча». «Такие разные МЯЧИ. Любимые игры с мячом». | Март | |
Консультация, адресная рекомендация «Мама, папа, я и Мяч!». | Методическая разработка | Март |
Конспект НОД по физической культуре «Мяч и Я – Друзья!». Конспект турнира «Подвижных и спортивных игр с мячом». | Методическая разработка | Апрель |
Конспект познавательно – игровой программы совместно с родителями «В Стране спортивных мячей». | Методическая разработка | Май |
Результаты диагностического обследования - определения уровня развития ловкости у старших дошкольников на конец учебного года. | Протокол показателей уровня развития ловкости | Май |
ДОПОЛНИТЕЛЬНО НА ПЕРСПЕКТИВУ | ||
Содержание работы | Формы работы | Сроки |
Изучение новых авторских программ, практического опыта инструкторов по физической культуре из образовательных ресурсов по теме самообразования. | Самообразование | В течение года и по мере необходимости |
Поиск адресов прогрессивного педагогического опыта коллег по данной тематике, изучение полученного банка данных. | Самообразование | В течение года |
Публикация на сайте ДОУ актуальной информации и материалов по теме самообразования для педагогов и родителей. Публикации методических разработок в электронных печатных изданиях. Размещение разработок из опыта работы в сетевых образовательных пространствах. | ИКТ | В течение года и по мере необходимости |
Разработка картотеки схематических карточек к игровым заданиям спортивной направленности с мячом. | Тематическая картотека | В течение года |
Список изучаемой литературы.
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981.
- Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки. Ребенок в детском саду, 2007.
- Кузнецов В.С., Г.А. Колодницкий. Физические упражнения и подвижные игры. Методическое пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2006.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Айрис-Пресс, 2000.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. М.: Воспитание дошкольника, 2006.
- Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Филиппова С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков. Пособие для воспитателя детского сада.
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Пособие для воспитателя детского сада.
- Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада.
- Баскетбол для всех и каждого. Учебно-методическое пособие под общей редакцией Тригорлова В.В. - 2007.
- Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.
- Воронцова О. Игровые приемы. Дошкольное воспитание. - 2009. -
№ 9. – 57-59.
- Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Книга для учителя. Минск: Нарасвета, 1989.
- Сборник подвижных игр для работы с детьми 2-7 лет. Автор- составитель Э. Я. Степаненкова. М.: Мозаика-синтез, 2011.
- Теплова И. Школа мяча. Дошкольное воспитание. - № 10. – 2008.
- Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.: Физкультура и спорт, 1982.
- ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"
Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным...
Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"
В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...
Программа саморазвития «Подвижные игры как средство развития ловкости у старших дошкольников».
Программа саморазвития включает в себя:- цель- задачи-этапы изучения темы-список изучаемой литературы-актуальность темы-направления работы по самообразованию...
Опыт инновационной педагогической деятельности по теме самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств старших дошкольников»
Пути совершенствования физических качеств у детей старшего возраста в процессе организации подвижных игр...
Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...
План работы по самообразованию "Подвижные игры и игровые задания с мячом как средство развития ловкости у старших дошкольников"
Целью данной работы является способствовать укреплению здоровья воспитанников, развитие ловкости детей средствами подвижных игр и игровых заданий спортивной направленности с мячом.Разработано планиров...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по психологии Тема: Дидактические игры как средство развития памяти у старших дошкольников
Актуальность обусловлена тем, что памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль, а память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном э...