«Развитие умения у дошкольников взаимодействовать в паре»
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
«Развитие умения у дошкольников взаимодействовать в паре»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_umeniya_u_doshkolnikov_vzaimodeystvovat_v_pare.pptx | 2.59 МБ |
razvitie_umeniya_u_doshkolnikov_vzaimodeystvovat_v_pare.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕТОДИКА « Работа в паре» Организованная определенным способом работа в паре создает уникальные возможности для выполнения требований ФГОС ДО и достижения каждым ребенком целевых ориентиров.
Умение взаимодействовать в паре – одно из важнейших коммуникативных умений. Три стороны общения при работе в паре: Коммуникативная - связана с передачей информации (обеспечивается речевым развитием ); Перцептивная - связана с пониманием и познанием другого человека (является естественным результатом общения); Интерактивная - связана с обеспечением взаимодействия в совместной деятельности. Умение взаимодействовать в паре – вид совместной деятельности.
Значение развития умений взаимодействовать в паре Развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения целей. Готовит дошкольника к взаимодействию в группе. Создает условия для развития социальных мотивов поведения (подчинять свои сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары). Способствует получению опыта «лидерства-сотрудничества-подчинения» . Развивает коммуникативные умения (слушать другого, объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать ).
Какое коммуникативное умение является центральным , системообразующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности?
ДОГОВАРИВАТЬСЯ О ПРЕДМЕТЕ И СПОСОБЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Что? и Как? делать) Поддерживать Договариваться Объяснять свою позицию Слушать другого
ЭТАПЫ :
Смена ролей Система двух ролей «действующий – проверяющий» Первый этап - дети 4-5 лет (средняя группа), должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и в группе сверстников под руководством взрослого.
1.Задание получает пара детей 2. «Действующий» выполняет задание 3. « Проверяющий» находит ошибки (если они есть),обсуждает их с «действующим » 4. «Действующий» исправляет ошибки 5. «Проверяющий» сообщает о выполнении задания - Мотивирует детей на работу в паре - Подробно инструктирует «проверяющего», что также слышит и «действующий » - Оказывает помощь детям посредством вопросов по пунктам проверки - Поддерживает проверяющего дает : понять, что успех достигается благодаря хорошей проверке - Анализирует итог совместной деятельности (индивидуальные особенности , уровень сформированности самоконтроля у детей) - Хвалит за хорошую работу в паре Особенности организации работы по методике «Работа в паре»
Смена ролей в паре Далее по порядку - мотивирование детей на работу в паре; - п овтор инструкции «другому проверяющему », которую слышит и «другой действующий». Особенности организации работы по методике «Работа в паре»
. Второй этап – дети 5-6 лет (старшая группа) заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого , развития самостоятельности и творчества в совместной деятельности
О чем следует договориться: ОБЩАЯ ЦЕЛЬ - что мы будем делать ? ФУНКЦИИ КАЖДОГО - кто и что будет делать? СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - как, каким образом ? Условием договора является предварительная работа педагога. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута, побуждать детей к договору. Третий этап – дети 6-7 лет (подготовительная группа) должен обеспечить получения детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.
Третий этап – дети 6-7 лет (подготовительная группа) должен обеспечить получения детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности .
2. Самостоятельный осознанный договор пары детей Методический контур: представление предметов, которые могут составить пару (варежки ); задание – раскрасить, сделать аппликацию, чтобы получилась пара; договор (варианты: «ведущий-ведомый»; «паритетные отношения »; круг друзей – показ изделий – ответы на вопросы Третий этап – дети 6-7 лет (подготовительная группа) должен обеспечить получения детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Романенко Валерия Альбертовна, д\с № 11 п. Псебай.
Сегодня я хочу поделиться с вами, своим опытом работы, направленным на коммуникативное развитие дошкольников. Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то что данное умение в полной мере реализуется во взрослой жизни, его значение достаточно велико и в дошкольном возрасте. От уровня сформированности у дошкольников умения договариваться во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников в группе ДОУ, эффективность воспитательно-образовательной работы.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к взаимодействию детей в паре. 1 слайд. Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений. 2 слайд. Взаимодействие детей паре — одно из важнейших умений. Оно имеет особую коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость.
Взаимодействие детей в паре — это вид совместной деятельности детей, который обеспечивается общением, без него существовать не может, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия. Взаимодействие детей в паре представляет собой слитный, целостный процесс совместной деятельности и общения. 3 слайд. Значение развития в дошкольном возрасте взаимодействия детей в паре велико.
Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных, целей.
Во-вторых, взаимодействие детей в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.
В-третьих, взаимодействие детей в паре создает условия для развития социальных мотивов поведения.
В-четвертых, ребенок получает опыт «лидерства - сотрудничества — подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны.
В-пятых, развиваются многие коммуникативные умения, например умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т. д.
4 слайд. Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Развивающие возможности этой методики при определенных условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в паре.
Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться. Отметим, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования во ФГОС ДО обозначено, что ребенок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».
5 слайд. Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа.
Первый этап — 4–5 лет (средняя группа) — должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
Второй этап — дети 5–6 лет (старшая группа) — заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
Третий этап — 6–7 лет (подготовительная группа) — должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.
6 слайд. Организованная определенным образом работа в паре создает уникальные возможности для стимулирования развития саморегуляции, произвольности поведения детей в ее важнейшем проявлении — самоконтроле. Для дошкольника средством овладения собственным поведением может быть действие по образцу (правилу, примеру), данному в образной форме. Соединение речи взрослого и предоставления ребенку опыта того, «как нужно действовать», например, в игровой роли, создает условия для развития у него произвольности, саморегуляции поведения. Если эти положения отнести к работе детей в паре, то ее можно организовать по системе двух ролей «действующий — проверяющий»: 7 слайд
- задание получает пара детей;
- «действующий» выполняет задание;
- «проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть), обсуждает их с «действующим»;
- «действующий» исправляет ошибки;
- «проверяющий» сообщает о выполнении задания.
При выполнении следующего задания дети меняются ролями.
8 слайд. Следующей особенностью является подробная, пошаговая инструкция «проверяющему», которую слышит и «действующий».
Также данная методика предусматривает оказание педагогом помощи детям в процессе работы в парах посредством вопросов по пунктам проверки. Воспитатель поддерживает правильное выполнение задания с указанием на то, что успех достигнут благодаря хорошей проверке парой выполнения задания.
К особенностям методики следует отнести смену ролей в паре для выполнения нового задания, работа в котором осуществляется аналогично, и проведение педагогом анализа индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности у них контроля и самоконтроля.
9 слайд.
10 слайд. В старшей группе работа должна быть направлена на получение детьми опыта договора в паре о выборе предмета и/или способа деятельности под руководством взрослого, развитие самостоятельности и творчества пары в совместной деятельности.
Если педагог предлагает паре детей задание для совместного выполнения, то ему следует создать для этого необходимые условия, которые можно разделить на следующие направления:
• мотивация пары на совместную деятельность;
• обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности;
• побуждение воспитанников к договору о том, что именно и (или) каким способом они будут делать;
• побуждение детей по завершении совместной деятельности к осознанию того, что им удалось сделать задание быстро и красиво благодаря тому, что каждая пара договорилась о том, каким образом они будут действовать.
Раскроем подробнее содержание этих направлений. Мотивирование пары сверстников на совместную деятельность или попарную работу всей группы дошкольников может быть легко осуществлено (понято и принято воспитанниками). Для этого нужно сказать детям, что задание должно быть выполнено быстро, а достичь этого можно, если работать парами, совместно выполняя одно задание для общей групповой работы.
Необходимость поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества. Развивается произвольность поведения, для которой характерно не только стремление действовать по собственному желанию, но готовность и стремление соответствовать правилам, выполнять социальные нормы, вести себя «правильно». Другими словами, развитие самостоятельности, инициативы и творчества ребенка (как проявление индивидуализации развития) интегрируется, взаимодействует с социализацией как освоением социального опыта, усвоением социальных норм, правил поведения и деятельности. Такое взаимодействие обогащает ребенка и позволяет ему одновременно стать и неповторимой индивидуальностью, и интегрированной частью социума.
Обеспечение того, чтобы пары детей договорились о том, что именно и каким способом они будут делать, в этом возрасте достигается прямым указанием взрослого. В нашем случае педагог сразу говорит о том, что для того, чтобы птички в паре оказались похожими друг на друга, дети должны договориться, из чего они будут делать крылышки, лапки, глазки, какими они будут. Воспитатель предлагает также мерку для того, чтобы размер птичек подходил кормушке. По мере изготовления поделок педагог наблюдает и слушает, о чем договариваются воспитанники, задает, если необходимо, вопросы о том, договорились ли они, побуждает к этому, помогает, если необходимо.
По завершении совместной деятельности, когда на кормушке оказываются шесть птичек: два снегиря, две синицы и два воробья — педагог просит их сосчитать и задает детям вопросы о том, как им удалось так быстро и красиво сделать макет для малышей (разделились на пары, договорились о том, что и как делать). В целом это позволяет воспитанникам не только самостоятельно воплотить собственный замысел, проявить творчество, но и получить важный психологический опыт договора со сверстником, опыт такого взаимодействия, в котором можно предложить свое, но при этом нужно услышать желание другого, договориться так, чтобы достичь общую цель.
11 слайд.
12 слайд Эта методика также эффективна для развития самоконтроля детей 6–7 лет. Суть и качественное отличие его от предыдущих состоит в следующем: на этом этапе должны быть созданы условия для того, чтобы дети самостоятельно осознали необходимость и важность договора для достижения цели совместной деятельности, осознали и то, о чем следует договориться (что мы будем делать вместе (общая цель), кто и что будет делать (функции каждого), как, каким образом (способ деятельности). Условием того, что дошкольники осознают необходимость договора (самостоятельно решат договориться и скажут об этом), а также реально договорятся между собой в процессе деятельности, является предварительная работа взрослого. Она должна акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута, побуждать пару детей к договору.
13 слайд Соответственно, в рамках третьего этапа — развивающей работы с детьми 6–7 лет — целесообразно выделить два подпункта.
Первый условно может быть назван как договор пары детей по побуждению взрослого.
14 слайд Второй подпункт условно может быть назван самостоятельным осознанным договором пары детей.
15 слайд Таким образом, развитие умения взаимодействовать в паре у детей дошкольного возраста стимулирует речевую активность, самостоятельность, способствуют овладению необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:"Развитие умения у дошкольников высказываться связно и образно на тему произведений живописи"
консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников".
Нужна помощь по этой теме???Заходите и читайте....
Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»
Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский тра...
Консультация для воспитателей: «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»
Консультация для воспитателей:«Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников»...
«Развитие умения у дошкольников взаимодействовать в паре»
laquo;Развитие умения у дошкольников взаимодействовать в паре»...
Развитие умения у дошкольников взаимодействовать в паре
Развитие умения у дошкольников взаимодействовать в паре...
Формирование у детей раннего возраста игровых умений через организацию взаимодействия детей парами.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка фор...