Консультация для педагогов "Речевой этикет педагога"
консультация
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду ( во время всех видов деятельности ), он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях , предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПЕДАГОГА
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду ( во время всех видов деятельности ), он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях , предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Таким образом, среди требований к речи педагога ДОУ выделяют следующее:
Правильность – соответствие речи языковым нормам (знать и выполнять правила литературного произношения).
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношение между частями и компонентами мысли.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Выразительность - особенности речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Уместность - учет специфики нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения ( навыков общения, умение пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)
Голос - профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей может привести к аномалиям связок. Характерная ошибка многих педагогов - стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А
« секрет» для установления здоровой тишины: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы, а иногда совсем тихо, а при необходимости ( как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и взрослого, и детей.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится. Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей - ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду ( во время всех видов деятельности ), он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно. Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Педагог, давая поручение ребенку, говорит: « Пойди, пожалуйста, к Нине Павловне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Нине Павловне « велела» невежливо; велеть - значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой : « Скажи, пожалуйста, Нине Павловне ,что я ее прошу…»
Владеть языком – значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Для того, чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать языковые средства - соответствующие интонации, логические паузы и ударения , выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому. Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь?
Слова – паразиты - это слова связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Слова - паразиты чаще всего прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово или с маленьким словарным запасом. Например, как бы, по ходу, это самое, да не вопрос, прикинь короче это самое, по-любому и т.п. Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Есть и звуки-паразиты: «э-э-э», « а-а-а», « м-м-м».
Как излечиться от словарных паразитов?
1. Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе употребить эту гадость вновь.
2. Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!
3. Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой « пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Речевой этикет дошкольников"
В дошкольном возрасте интенсивно усваивается нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинает складываться стиль взаимоотноше...
Сценарий мастер – класса на тему: «Речевой этикет педагога ДОУ»
Мастер - класс на тему: "Речевой этикет педагога ДОУ" будет способствовать повышению информационной компетенции педагогов посредством активизации самостоятельной работы на основе "...

Тренинг для педагогов "Этикет педагога"
Данное мероприятие напрвлено на возможность проиграть определенные возможности этикета в коллективе.Тренинг с педагогами на возможность посмотреть на себя со стороны и проанализировать как мы работаем...

Консультация для педагогов «Этикет педагогов в детском саду»
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества....

Консультация для воспитателей "Деловой этикет педагога"
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Эффективно форми...

Консультация для педагогов «Этикет педагогов в детском саду»
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.ЭТИКЕТ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛ...

«Правила этикета для детей за столом». Консультация для родителей и педагогов
Этикет за столом — это набор правил и норм поведения, которые помогают создать комфортную и гармоничную атмосферу во время приёма пищи. Обучать детей правилам этикета за столом важно, чтобы они ...