" Хороводные игры" для дошкольников
учебно-методический материал на тему
Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_horovodnyh_igr.docx | 105.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №13»
Кукушка
Дети стоят в кругу.
В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
«К нам кукушка в огород прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, Кто кукует отгадай» Воспитатель указывает на любого в кругу.
Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу.
«Заинька – горностаинька»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По считалке выбирается «Заинька» Дети идут по кругу пропевая слова:
Заинька- горностаинька
Некуда заиньки выскочить
Кругом заборы высокие
А у заиньки ножки коротенькие
Ну-ка зайка скоком-скоком,
Повернись-ка боком-боком, Ну-ка зайка повернись Кому хочешь, поклонись.
С окончание пения зайка выбирает нового водящего.
«Овощи»
Дети идут по кругу взявшись за руки.
В центре круга водящий с завязанными глазами. Все поют:
Как то вечерком на грядке
Репа свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки
Но сначала встали в круг.
Останавливаются, считают загибая пальцы.
Водящий кружится.
Рассчитались четко тут же
Раз, два, три, четыре, пять,
Прячься лучше, прячься глубже.
Ну, а ты иди искать.
Дети приседают, водящий идет искать. Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.
«Барашек»
Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»
Ты барашек серенький, Ты барашек беленький, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, Ты нас не бодай, С нами поиграй, Скорее догоняй.
С окончанием пения дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.
«Шапочка аиста»
Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.
Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.
Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:
Аист: Я над речкою гулял, Здесь я шапку потерял, Новенькую шапку, Тепленькую шапку, Красненькую шапку.
Дети идут по кругу.
Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:
Ребенок: Я на реку пришел, Здесь я шапочку нашел, Новенькую шапку Тепленькую шапку, Красненькую шапку.
С концом песни все останавливаются.
Ребенок: Ну, попробуй, догони, Свою шапку отними. Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.
Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.
«Игра с колокольчиком»
Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.
Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу. Колокольчик золотой, Кто плясать пойдет со мной?
В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим
«Звездочет»
Дети стоят в кругу. В центре Звездочет. Дети идут по кругу вправо и поют:
В небе звездочки мигают,
Звездам хочется играть,
Звездочет считает звезды
Раз, два, три, четыре, пять!
Припев: (идут в круг, отходят назад.)
Звездочет, звездочет, Поиграй- ка с нами!
Что покажешь ты нам, Отгадаем сами.
Дети отгадывают, что делает звездочет. 2 вариант:
Мы позвли Звездочета, Пусть считает нас подряд, В нашем садике, как в небе, Много звездочек –ребят.
Звездочет: Отгадает кто из вас, Что я делаю сейчас?
Кто отгадает, что делает Звездочет, становится Звездочетом.
«Аист и лягушки»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга аист. Дети идут по кругу поют. Аист ходит, высоко поднимая ноги и взмахивает руками-«крыльями». Дети: Аист вышел на охоту, Ходит, ходит по болоту. Аист: Очень хочется лягушкой закусить, Очень хочется лягушку проглотить!
Лягушки прыгают, Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.
Лягушки поют: Кваки, кваки, ква ква. ква. С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит. Кого поймал, тот становится аистом.
«Горелки»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.
На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару становится водящим.
Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдѐт тебя медведь. Выходи, тебе гореть!
«Весѐлые ребята»
На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:
Мы, весѐлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три
– лови! После слова «лови! »
все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.
После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.
«Космонавты»
Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:
Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.
Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.
«Заря – зарница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые — За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.
Игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту
«Карусель»
Играющие становятся в круг. На земле лежит верѐвка, образующая кольцо (концы верѐвки связаны). Ребята поднимают еѐ с земли и, держась за неѐ правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом-кругом,
Всѐ бегом-бегом- бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего
«Поворот! » они быстро берут верѐвку другой рукой и бегут в противоположную сторону. Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась
игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.
Играющие кладут верѐвку на землю и разбегаются по площадке.
«Западня»
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.
Внешний круг - обезьянки поют:
Мы смешные обезьянки, Мы прыгучки, кувыркалки. Мы на месте не сидим И бананы мы едим.
Внутренний круг – Тигры поют:
А мы тигры –не смешные, Мы голодные и злые, Спойте песню еще раз, Мы поймаем вас сейчас.
По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.
«Зайка»
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берѐт морковку, делается весѐлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
«Огуречик»
Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своѐ место другого ребѐнка, и игра продолжается.
«Курица и цыплята»
Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – еѐ дети- цыплятки.
Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:
Вышла курица-хохлатка, С нею жѐлтые цыплятки, Квохчет курица: ко-ко, Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама- курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплѐнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
«Снежный ком»
Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.
Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу). Я иду за ним шажком. Ком все больше становился и быстрее покатился. Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях) Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся) Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем) Из сугроба вылезаем (встаем) И одежду отряхаем.
«Яша»
Яша садится посреди луга.
Вокруг него водят хоровод, припевая:
«Сиди, сиди, Яша, в ракитовом кусту, Грызи, грызи, Яша, спелые орехи. Лови себе, Яша, кого тебе надо»
Яша бросается за кем-либо. Пойманный становится Яшей.
«Растим мак»
Посредине круга сидит «мак». Хоровод поет:
-Ай на горе мак, мак, Под горою бел бел! Ах вы маки-маковочки, Золотые головочки!
Станьте вы в ряд, Спросим-те про мак.
Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:
-Сеяли ли мак? -Только землю вспахали.
Повторяется припев. Игроки спрашивают последовательно: - «Сеяли ли мак? » -
«Сеяли»
- «Зацвел ли мак? » - «Зацвел» - «Поспел ли мак? » - «Поспел» - «Отряхивайте! »
Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником.
«Овес»
Все становятся в круг и поют:
«Кто хочет знать, как сеют овѐс! Мой батюшка сеял так… »(Показывают движениями рук вперѐд) «Потом отдыхал вот так… » (Становятся сложив руки крест – накрест) Потом кружатся в хороводе, припевая: -Овѐс, овѐс, давай бог, чтоб ты рос!
Новый куплет: - Кто хочет знать, как жнут овѐс? - Отец мой жинал его так (показывают) - Потом отдыхал он вот так (показывает)
После припева изображают, как вяжут овѐс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа) .
«Капустка»
Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу. Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:
Вейся, вейся капустка моя,
Вейся, вейся белая,
Как мне, капустке, виться
Как мне зимой не валиться!
Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.
Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и
«завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.
Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не
«завьются» все играющие.
После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».
Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своѐ первоначальное исходное положение.
Игра все время сопровождается пением.
«Заинька»
Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:
Заинька, выйди в круг, Серенький, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг!
Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:
Заинька, ты пройдись, Серенький, ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись!
«Заинька» прохаживается то в одну, То в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:
Заинька, умой ручки, Серенький, умой ручки, Леву, праву, умой ручки, Леву, праву, умой ручки!
«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:
Заинька, умой личико, Серенький, умой личико. Сверху донизу умой личико, Сверху донизу умой личико!
«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.
Заинька, пригладь шерстку, Серенький, пригладь шерстку. Сзади, спереди пригладь шерстку, Сзади, спереди пригладь шерстку!
«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:
Заинька, причешись, Серенький, причешись. Да получше причешись, Да получше причешись!
«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:
Заинька, под бочка, Серенький, под бочка. Пляшет, пляшет казачка, Пляшет, пляшет казачка!
«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».
«Паучок»
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют: Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (старший дошкольный возраст)
По дорожке Валя шла.
Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:
По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла.
(дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево).
Валя тапки примеряла, Чуть надела – захромала.
(Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).
Стала Валя выбирать, Кому тапочки отдать. Коле тапки хороши,
На, надень и попляши.
(хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга).
Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.
Бабушка Маланья.
Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки дети движутся по кругу
Жили в маленькой избушке в одну сторону, Семь дочерей, держась за руки.
Семь сыновей,
Все без бровей. Останавливаются
С такими глазами, и с помощью жестов
С такими ушами, и мимики изображают то,
С такими носами, о чем говорится в тексте:
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Воевода.
Катилось яблоко В круг хоровода.
Кто его поднял Тот воевода.
-Воевода, воевода Выбегай из хоровода! Раз, два, не воронь Беги, как огонь! (Слова народные)
Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в
это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.
Подковка
Звонкою подковкой Подковали ножку. Выбежал с обновкой Ослик на дорожку. Новою подковкой
Звонко ударял И свою обновку
Где-то потерял…
Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке. После декламации первых четырех строк звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского.
Ослик галопом скачет внутри круга. По окончании музыки останавливается. Все произносят 5 – 8-ю строки, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший становится осликом. Игра повторяется.
Мы топаем ногами.
Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой.
Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом, И бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.
Сокол.
Пролетал высоко сокол. Обронил перо в осоку.
Соколиного пера
Не найти нам до утра. Снова солнышко взойдет – Ира (Вова) перышко найдет.
Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.
Вариант 2 – дети стоят в кругу, в остальном действия, как и в 1 варианте.
Медведь.
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег, И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь. Тише, тише,
Не шуметь! (И.Токмакова)
Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.
Подарки.
В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:
Принесли мы вам подарки Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет.
Ребенок выбирает одну из названных игрушек.
Кукла.
Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова:
Кукла, кукла попляши,
Яркой лентой помаши. (2 раза)
Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.
Конь.
Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:
Скачет конь наш - цок да цок Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)
Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня.
Волчок.
Дети кружатся на месте, произнося слова:
Вот как кружится волчок
Прожужжал и на пол лег. (2 раза)
(в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок.
Самолет.
Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова:
Самолет летит, летит
Смелый летчик в нем сидит (2 раза)
Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.
Метелица.
Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг. Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.
Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:
Метелица, метелица, Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится -
Тот заметелится!
Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.
В льдинку.
Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:
Капитан, капитан,
Не бей льдинкой по ногам, По кривым сапогам!
У тебя нос сучком, Голова лучком, Спина ящичком!
На это водящий отвечает: Скачу по дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По пенькам, по кочкам, По холмам, по горам.
Бух! По ногам!
Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.
Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.
Бабка Ежка.
В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка, Костяная ножка С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит. Пошла она на улицу Раздавила курицу.
Пошла на базар – Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
Колпачок.
В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:
Колпачок, колпачок, Маленькие ножки, Красные сапожки.
Мы тебя поили (грозят пальцем)
Мы тебя кормили (грозят другой рукой)
На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)
Выбирай, кого захочешь, Поклониться не забудь
Выбирай кого-нибудь. (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)
Игра повторяется с другим ребенком.
Родничок.
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья.
Все поют:
Разлился родничок, Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой, Белый, снеговой.
У-ух!
По мхам. По болотам, По гнилым колодам.
У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.
Грушка.
Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:
Мы посадим грушку – вот, вот!
Пускай наша грушка растет, растет! Вырастай ты, грушка, вот такой вышины; Вырастай ты, грушка, вот такой ширины; Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час! Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!
А мы эту грушку все щипать будем.
От нашей Марийки убегать будем!
Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться).
На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.
Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей.
Все игровые действия должны быть согласованы со словами.
Березка
Дети ставновятся в круг и поют:
Березка белена, Маковка зелена, Летом мохнатенькая, Зимой сучковатенькая, Где она стоит,
Там и шумит.
Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:
Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-
«березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.
Под приговор:
А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!
девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
Пчѐлы.
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчѐл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчѐлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечѐт,
Аль вас солнышком печѐт?
Летите за горы высокие,
За леса зелѐные
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчѐлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчѐл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчѐлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и
«пожужжать» в уши.
Гуси и волк.
Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой — «мамку», все остальные — «гуси».
«Мамка» переговаривается с «гусями»:
-Гуси, мои гуси, А где, гуси, были?
-А мы были в поле, На синем на море.
-Кого, гуси, видели?
-А серого волка.
Унес волк гусенка, «волк» выбегает их хоровода.
Вместо поросенка, «Гуси» становятся в ряд,
За ручку, за ножку, обхватывая друг друга за пояс.
За белый рукавчик! Впереди встает «мамка».
«Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда, но «мамка» мешает ему — она поворачивается к «волку», а за ней весь ряд. «Мамка» кричит:
-Гуси, мои гуси, Щиплите волка! Да гоните:
По мхам, по болотам, По крутым оврагам!
«Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.
Огородник и воробей.
Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:
Воробей маленький. Серенький, удаленький, По двору шныряет, Крошки собирает;
В огороде ночует, Ягоды ворует.
Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берѐт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить
орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют
Уж век воробышку не лѐтывать, В огороде ягод не клѐвывать,
На дубовой тычинке не сиживать.
А ты, воробышек, садись на лужочек, А ты, серенький, садись во кружочек. Не пора ли тебе встать и полетать, В хороводе нашем поплясать!
В конце игры подсчитывают, какой воробей принѐс больше всех орехов в «гнездо».
Его объявляют победителем и отдают все орехи.
Каравай.
Составив круг, играющие поют:
Шел павлин горою, Все люди за мною
Одного нет у нас (имя одного из играющих) У его маменьки печка истопленная,
Блины испеченные, Каравай состряпанный, Этакий высокий,
Этакий широкий, Этакий низенький.
Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.
Дедушка Водяной.
Дедушка Водяной
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.
В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.
Вариант для девочки:
Бабушка Водяная
Что сидишь ты и моргаешь Выгляни на чуточку
На одну минуточку.
Лето
Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.
По лужайке, Босиком,
Солнышком согрето,
За цветистым мотыльком
Пробежало лето.
Искупалось в реке, (круг останавливается)
Полежало на песке, (Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук («мельница»).
Загорело, (Лето выбегает за круг )
Пролетело (и присаживается за кем-либо из играющих)
И исчезло вдалеке.
С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.
Колпачок и палочка
Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будет палочка стучать, Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова
Скок, скок, скок.
Угадай, чей голосок Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.
Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека хороводных игр для дошкольников
Хороводные игры для младшего и старшего дошкольного возраста...
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников при помощи хороводных игр....
Использование хороводов и хороводных игр для развития музыкальных способностей старших дошкольников с нарушением речи
Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека...
Использование хороводных игр в театрализованной деятельности дошкольников
Использование хороводных игр в театрализованной деятельности дошкольников...
Хороводные игры для старших дошкольников
хороводные игры с пением и движениями для старших дошкольников.Матерьял расписан по месяцам на полный год .Дети с удовольствием играют в них на занятиях ,на прогулке и свободное от занятий время...
Игры хороводные для дошкольников
Хороводные игры для дошкольников...
ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...