Проект "Мы- юные экологи"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prodolzhitelnost_proekta.docx518.5 КБ

Предварительный просмотр:

Продолжительность проекта: долгосрочный  (сентябрь 2016-апрель2017г)Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\021.png

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.

Актуальность: Человек и окружающий его мир представляют нерасторжимое единство, отмечая которое, И.М. Сеченов писал, что человека можно познать только в единстве его плоти, души и природы, которая его окружает. Единство окружающего мира и человека, включенность человека в Природу, становятся важнейшим мировоззренческим фактором, определяющим стратегию поведения и  направленность антропогенной деятельности. И неотъемлемой частью этой мировой стратегии является экологическое образование как важнейшее условие  устойчивого развития и сохранения существования человечества.

Именно экологическое образование и воспитание становятся средством формирования экологической культуры в процессе становления личности  дошкольника, от уровня развития которой будет зависеть формирование его компетентности, позволяющей обеспечить адаптацию к современной социокультурной среде и стать точкой отсчета в  применении полученных знаний. 

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу  ее сохранении.

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
  •  формировать у детей   основы экологически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему;
  •  способствовать развитию познавательных способностей , любознательности , интереса детей  ко  всему живому, умения  наблюдать, описывать , сравнивать,  классифицировать;
  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость ко всему живому , желание сохранять и оберегать  природу;
  • повысить  экологический уровень культуры родителей.

Ожидаемый результат реализации проекта

Воспитанники:

-сформированы  чувства сопричастности ко всему живому;

- стали более любознательными ;

-умеют  наблюдать, описывать, сравнивать,  классифицировать;

 -сформированы  элементарные представления о целостности природы и     взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

-сформированы   основы экологически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему;

-  стали  более  эмоциональны, отзывчивы.

                                                                               

 Родители;                                                                                            

 -обогатился уровень экологических знаний родителей;                          -

-повысился экологическая культура родителей.

 

Реализация проекта

1 этап – подготовительный.

Срок реализации

                 Совместная деятельность педагога и воспитанников

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

 Анализ имеющейся программы и методических разработок по данной теме Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе  книги о природе, энциклопедии, серии фотографий и картинок, наборы игрушек животных, птиц, насекомых), создание: альбома Красная книга России и Нижегородской  области,  макета  пруда, создание картотеки  дидактических игр по данной  теме; подготовка анкет , консультаций для родителей.

Анкеты для  родителей « Что такое экология»                               

                                                                                                       2 этап – основной.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, формами работы, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по направлениям: совместная деятельность педагога и воспитанников и взаимодействие с родителями.

Срок реализации

                 Совместная деятельность педагога и воспитанников

Взаимодействие с родителями

Октябрь

Ведение дневника наблюдений  за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы.

Беседа «Природа -наш общий дом»

Экскурсия по территории детского сада

Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Игра –лото «Овощи-фрукты»

Пальчиковая гимнастика «Редиска»

Игра «Собери картинку» (овощи. Фрукты)

Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень»  

Дидактические игры «Вершки и корешки, «Не ошибись, «Овощехранилище», Выбери нужное» « Найди  хвойные деревья» (картотека)

Чтение экологической сказки «Родник»

Сценка «Овощи» по стихотворению Ю. Тувима .

Создание коллекции семян и плодов.

Сбор осенний листьев  для  рисования с  натуры.

 Выставка  «Необычные коряги».                                                              

Консультация для родителей  «Экологическое воспитания детей  в  семье» 

                                     

Консультация « Витамины с грядки»

Выставка «Дары природы»

Выставка  «Необычные коряги»                                                              

Ноябрь

Ведение дневника наблюдений  за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы.

НОД по экологии  на тему   «Как готовятся звери к зиме»                                                  

Рассматривание картинок  «Дикие и домашние  животные»

Составление описательных рассказов с применением схем-мнемотаблиц (животные)

Настольная игра-лото «Кто, где живет!»

Презентация  « Как  готовятся  к  зиме звери»

Беседа «Кому нужны деревья в лесу»

 Наблюдение за кустарниками и деревьями , сравнение.

Составление описательных рассказов с применением схем-мнемотаблиц (деревья)

Дидактические игры : «Найди, что опишу», «Из чего сделано», «Полезное –неполезное»» (картотека)


 

Консультация для родителей « Лес  в  жизни человека»

Мини-музей «Чудо-дерево»

Декабрь

Ведение дневника наблюдений  за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы.

Беседа «Зимующие  птицы»

Акция « Птичья столовая».

Наблюдения  за птицами.

Чтение стихотворения  А. Яшина «Покормите птиц зимой». 

 Беседа «Зимние приметы»  (стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме) 

Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года», В. Шаинский «Снежинки», А.Внукова «Если снег идёт». 

«Птичья столовая».  Лепка  из  пластилина                              

Д/игры  экологического содержания «Четвертый лишний», «Узнай чей клюв », «Что едят птицы?» (картотека)    

           

Консультация для  родителей     «Роль сказки в экологическом воспитании детей»

Январь

Ведение дневника наблюдений  за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы.

Наблюдения  за  изменениями в  природе.

Чтение экологической   сказки   «Кролик и зайчиха»»                                            

Чтение стихов,  разгадывание загадок  о зиме.

Рассматривание  иллюстрации  энциклопедий о животных

Чтение произведений:

Н. Павлова «Где зимуют почки?»

 

Исследовательская деятельность –  «Где зимуют почки» (участок ДОУ)

Дидактические игры   по  экологии «Назови три предмета»  «Летает, плавает , бегает», «Кто , где живет» « (картотека)

Консультация  для  родителей «Воздух и его значение в жизни  детей»

Февраль

Ведение дневника наблюдений  за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы.

НОД «Как звери живут»

Беседа «Как вести себя на природе»

Игра «Мы- защитники природы»

Д/игра экологического содержания» «Что это такое»,

Живое –неживое»(картотека)

Рассматривание картины  И.Э. Грабарь "Февральская лазурь"

Беседа «Чем полезен воздух»

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воздуха» ( с  применением мнемосимволики)

Экспериментирование со снегом
                                                                                                                                       
Фотовыставка «Зимние мотивы» 

Консультация  для родителей «Воздух и его значение для укрепления здоровья ребенка»              

Фотовыставка «Зимние мотивы» 

Март

Ведение дневника наблюдений  за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы.

Наблюдения  за  весенними  изменениями    в   природе

 Выставка   детской  энциклопедии   о  животных и птицах.

Беседа «Встречаем весну» (стихи, пословицы, поговорки, приметы о весне) 

Рассматриваем картинки с перелетными птицами

Прослушивание аудиозаписи  «Голоса леса»

Беседа о перелетных птицах

Чтение произведения Л.Волынского  «Грачи прилетели»

Игра «Собери картинку» ( птицы)

Рассматривание картины  Л.Саврасова «Грачи прилетели»

Знакомство  с Красной    книгой   России и Нижегородской области» . 

Рассматривание  альбома «Красная книга России» и Красная книга Нижегородской области»

Рисование «Цветы из Красной книги» (ландыш, подснежник)

Экологическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Беседа «Волшебница – вода» 
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» ( с  применением мнемосимволики)

Чтение экологической сказки «Как гусенка искала друзей»

Инсценировка экологической сказки  «Как гусенка искала друзей»

Карточная викторина о птицах

Д/игры экологического содержания  «Ходят капельки по кругу»  «Узнай птицу по силуэту»,  (картотека)

Создание «мини-огорода на окне» (посадка лука (в разные условия , наблюдения , фиксация в дневнике наблюдений)), укропа , редиски).  

Выращиваем мандарин из косточки (посадка  мандариновой  косточки , наблюдаем , ухаживаем)

Консультация для родителей «Что мы знаем о воде»

Буклеты для  родителей  «Речевые игры о воде»

Выставка   детской  энциклопедии   о  животных и птицах.

 Рисование  «Путешествие капельки»

Апрель

Ведение дневника наблюдений  за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы.

Беседа  «Перелетные птицы»

Раскрашивание альбома «Перелетные птицы»

Составление описательных рассказов с применением схем-мнемотаблиц (птицы)

Беседа  «Водоемы Нижегородской  области и их обитатели»

Разгадывание кроссворда

Рассматривание макета пруда

 Д/игры экологического содержания «Чей клюв» , «Береги природу» , «Я знаю» (картотека)

Рассматривание  коллекции  камней

Презентация проекта «День Земли».

Викторина «Знатоки  природы»

Экологическая газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

Буклеты для родителей «Экспериментируем дома»

3 этап – итоговый.

Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта.

Сроки реализации

                 Совместная деятельность педагога и воспитанников

Апрель

Результаты проектной деятельности

Презентация проекта

Результаты проектной деятельности

  • у воспитанников повысились элементарные представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов;
  • умеют  наблюдать, описывать , сравнивать,  классифицировать;
  •  стали более любознательными , стремятся к освоению нового;
  • сформированы   основы экологически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему;
  • у родителей повысился уровень экологических знаний.

Литература:

  • Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  •  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.
  • Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Кружок по экологии "Юный эколог"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...

Викторина по экологии "Юный Эколог"

Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...

Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"

Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....

Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"

Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...