Проект "Мы- юные экологи"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prodolzhitelnost_proekta.docx | 518.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2016-апрель2017г)
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность: Человек и окружающий его мир представляют нерасторжимое единство, отмечая которое, И.М. Сеченов писал, что человека можно познать только в единстве его плоти, души и природы, которая его окружает. Единство окружающего мира и человека, включенность человека в Природу, становятся важнейшим мировоззренческим фактором, определяющим стратегию поведения и направленность антропогенной деятельности. И неотъемлемой частью этой мировой стратегии является экологическое образование как важнейшее условие устойчивого развития и сохранения существования человечества.
Именно экологическое образование и воспитание становятся средством формирования экологической культуры в процессе становления личности дошкольника, от уровня развития которой будет зависеть формирование его компетентности, позволяющей обеспечить адаптацию к современной социокультурной среде и стать точкой отсчета в применении полученных знаний.
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу ее сохранении.
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
- формировать у детей основы экологически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему;
- способствовать развитию познавательных способностей , любознательности , интереса детей ко всему живому, умения наблюдать, описывать , сравнивать, классифицировать;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость ко всему живому , желание сохранять и оберегать природу;
- повысить экологический уровень культуры родителей.
Ожидаемый результат реализации проекта
Воспитанники:
-сформированы чувства сопричастности ко всему живому;
- стали более любознательными ;
-умеют наблюдать, описывать, сравнивать, классифицировать;
-сформированы элементарные представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
-сформированы основы экологически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему;
- стали более эмоциональны, отзывчивы.
Родители;
-обогатился уровень экологических знаний родителей; -
-повысился экологическая культура родителей.
Реализация проекта
1 этап – подготовительный.
Срок реализации | Совместная деятельность педагога и воспитанников | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | Анализ имеющейся программы и методических разработок по данной теме Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе книги о природе, энциклопедии, серии фотографий и картинок, наборы игрушек животных, птиц, насекомых), создание: альбома Красная книга России и Нижегородской области, макета пруда, создание картотеки дидактических игр по данной теме; подготовка анкет , консультаций для родителей. | Анкеты для родителей « Что такое экология» |
2 этап – основной.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, формами работы, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по направлениям: совместная деятельность педагога и воспитанников и взаимодействие с родителями.
Срок реализации | Совместная деятельность педагога и воспитанников | Взаимодействие с родителями |
Октябрь | Ведение дневника наблюдений за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы. Беседа «Природа -наш общий дом» Экскурсия по территории детского сада Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты» Игра –лото «Овощи-фрукты» Пальчиковая гимнастика «Редиска» Игра «Собери картинку» (овощи. Фрукты) Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень» Дидактические игры «Вершки и корешки, «Не ошибись, «Овощехранилище», Выбери нужное» « Найди хвойные деревья» (картотека) Чтение экологической сказки «Родник» Сценка «Овощи» по стихотворению Ю. Тувима . Создание коллекции семян и плодов. Сбор осенний листьев для рисования с натуры. Выставка «Необычные коряги». | Консультация для родителей «Экологическое воспитания детей в семье»
Консультация « Витамины с грядки» Выставка «Дары природы» Выставка «Необычные коряги» |
Ноябрь | Ведение дневника наблюдений за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы. НОД по экологии на тему «Как готовятся звери к зиме» Рассматривание картинок «Дикие и домашние животные» Составление описательных рассказов с применением схем-мнемотаблиц (животные) Настольная игра-лото «Кто, где живет!» Презентация « Как готовятся к зиме звери» Беседа «Кому нужны деревья в лесу» Наблюдение за кустарниками и деревьями , сравнение. Составление описательных рассказов с применением схем-мнемотаблиц (деревья) Дидактические игры : «Найди, что опишу», «Из чего сделано», «Полезное –неполезное»» (картотека)
| Консультация для родителей « Лес в жизни человека» Мини-музей «Чудо-дерево» |
Декабрь | Ведение дневника наблюдений за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы. Беседа «Зимующие птицы» Акция « Птичья столовая». Наблюдения за птицами. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». Беседа «Зимние приметы» (стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме) Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года», В. Шаинский «Снежинки», А.Внукова «Если снег идёт». «Птичья столовая». Лепка из пластилина Д/игры экологического содержания «Четвертый лишний», «Узнай чей клюв », «Что едят птицы?» (картотека)
| Консультация для родителей «Роль сказки в экологическом воспитании детей» |
Январь | Ведение дневника наблюдений за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы. Наблюдения за изменениями в природе. Чтение экологической сказки «Кролик и зайчиха»» Чтение стихов, разгадывание загадок о зиме. Рассматривание иллюстрации энциклопедий о животных Чтение произведений: Н. Павлова «Где зимуют почки?»
Исследовательская деятельность – «Где зимуют почки» (участок ДОУ) Дидактические игры по экологии «Назови три предмета» «Летает, плавает , бегает», «Кто , где живет» « (картотека) | Консультация для родителей «Воздух и его значение в жизни детей» |
Февраль | Ведение дневника наблюдений за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы. НОД «Как звери живут» Беседа «Как вести себя на природе» Игра «Мы- защитники природы» Д/игра экологического содержания» «Что это такое», Живое –неживое»(картотека) Рассматривание картины И.Э. Грабарь "Февральская лазурь" Беседа «Чем полезен воздух» Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воздуха» ( с применением мнемосимволики) Экспериментирование со снегом | Консультация для родителей «Воздух и его значение для укрепления здоровья ребенка» Фотовыставка «Зимние мотивы» |
Март | Ведение дневника наблюдений за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы. Наблюдения за весенними изменениями в природе Выставка детской энциклопедии о животных и птицах. Беседа «Встречаем весну» (стихи, пословицы, поговорки, приметы о весне) Рассматриваем картинки с перелетными птицами Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса» Беседа о перелетных птицах Чтение произведения Л.Волынского «Грачи прилетели» Игра «Собери картинку» ( птицы) Рассматривание картины Л.Саврасова «Грачи прилетели» Знакомство с Красной книгой России и Нижегородской области» . Рассматривание альбома «Красная книга России» и Красная книга Нижегородской области» Рисование «Цветы из Красной книги» (ландыш, подснежник) Экологическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…» Беседа «Волшебница – вода» Чтение экологической сказки «Как гусенка искала друзей» Инсценировка экологической сказки «Как гусенка искала друзей» Карточная викторина о птицах Д/игры экологического содержания «Ходят капельки по кругу» «Узнай птицу по силуэту», (картотека) Создание «мини-огорода на окне» (посадка лука (в разные условия , наблюдения , фиксация в дневнике наблюдений)), укропа , редиски). Выращиваем мандарин из косточки (посадка мандариновой косточки , наблюдаем , ухаживаем) | Консультация для родителей «Что мы знаем о воде» Буклеты для родителей «Речевые игры о воде» Выставка детской энциклопедии о животных и птицах. Рисование «Путешествие капельки» |
Апрель | Ведение дневника наблюдений за погодой ежедневно и индивидуальные поручения в уголке природы. Беседа «Перелетные птицы» Раскрашивание альбома «Перелетные птицы» Составление описательных рассказов с применением схем-мнемотаблиц (птицы) Беседа «Водоемы Нижегородской области и их обитатели» Разгадывание кроссворда Рассматривание макета пруда Д/игры экологического содержания «Чей клюв» , «Береги природу» , «Я знаю» (картотека) Рассматривание коллекции камней Презентация проекта «День Земли». Викторина «Знатоки природы» | Экологическая газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем» Буклеты для родителей «Экспериментируем дома» |
3 этап – итоговый.
Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта.
Сроки реализации | Совместная деятельность педагога и воспитанников | |
Апрель | Результаты проектной деятельности Презентация проекта |
Результаты проектной деятельности
- у воспитанников повысились элементарные представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов;
- умеют наблюдать, описывать , сравнивать, классифицировать;
- стали более любознательными , стремятся к освоению нового;
- сформированы основы экологически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему;
- у родителей повысился уровень экологических знаний.
Литература:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.
- Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Кружок по экологии "Юный эколог"
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...
Викторина по экологии "Юный Эколог"
Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...
Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"
Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....
Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"
Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...