Организация работы по развитию речи у дошкольников на музыкальных занятиях
статья по теме
В статье содержится материал об организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Организация работы по развитию речи у дошкольников
на музыкальных занятиях»
Выступление на районном педагогическом совете
музыкальный руководитель
МАДОУ №5«Теремок»:
Вологина Л.А.
Музыкальное воспитание является одним из разделов образовательной программы МАДОУ, и гармонично сочетается с работой коллектива по формированию личности ребенка.
Музыкально – художественная деятельность – одна из любимых детьми в детском саду. Используя восприимчивость детей к музыке, можно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным и максимально полезным для ребенка.
ФГОС предъявляет к ребенку на этапе завершения дошкольного образования достаточно серьезные требования. Предполагается, что дошкольник-выпускник:
- овладел основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность;
- способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать и радоваться удачам других;
- проявляет умение слышать и стремление быть понятым другими;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, имеет предпосылки грамотности.
- стремится в получению новых знаний и т.д.
Всего этого тяжело достичь, если ребенок имеет проблемы в речевом развитии.
Проблему речевого развития решают педагоги и узкие специалисты ДОУ через различные виды детской деятельности.
У музыки и речи существует немало общностей. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь - это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. И речь, и музыка имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Примером синтеза музыки и письменной речи является песня.
Реализация задач по развитию речи осуществляется по нескольким основным направлениям:
- развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи)
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
С целью развития речи на музыкальных занятиях используется разнообразный речевой и музыкальный материалы, применяются различные методы и приемы:
- Звукоподражательные слова, попевки, потешки, поговорки, пословицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы.
- Специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов.
- Используется наглядный материал: предметные и сюжетные картинки, игрушки, муляжи, видеофильмы, презентаций.
Развитию речи способствует использование в работе музыкальных дидактических пособий и музыкальных игр («Эхо», «Кого встретил Колобок», «Птицы и птенчики», «Музыкальная лестница», «Веселый оркестр»).
Одним из эффективных направлений работы по формированию речевой культуры дошкольников является театрализованная деятельность, через которую происходит совершенствование диалогической и монологической речи.
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-658301-1483884871.jpg)
Консультация для педагогов по организации работы по развитию речи дошкольников.
Консультация для педагогов по организации работы по развитию речи дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/26/picture-521367-1466935271.jpg)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ
Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов, в том числе и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-744888-1454403221.gif)
Организация работы по развитию речи дошкольников. Работа со сказкой.
В презентации представлены основные этапы орагнизационной работы воспитателя, старшего воспитателя или методиста по речевому развитию в детском саду. Представлен перечень...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/11/picture-1349055-1639243636.jpg)
Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.Задачи:Познакомить участников ма...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/02/picture-1410046-1654190012.jpg)
«Современные подходы к организации работы по развитию речи старших дошкольников»
консультация для педагогов дошкольных учреждений по организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-1067096-1539598474.jpg)
Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.
Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....