Храм- дом Божий.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
«Храм – дом Божий»
Цель: Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни
православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно- нравственной культуры.
Программные задачи:
Образовательные:
- Повторить и закрепить знания детей о дне творения.
-Дать представление о храме как о Божьем доме.
- Учить внимательно слушать небольшие по объёму произведения,
отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.
- Познакомить детей с православными традициями жизни как
радостью жизни христиан. Рассказать о храме как о доме Божием.
- Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого
создания и сохранения его красоты, добра.
Развивающее:
- Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.
- Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов
окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение,
слух).
- Развивать эстетическое восприятие, способность передавать
красоту храмов.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к
своему краю, к семье.
- Воспитывать старательность, усидчивость.
Материал для занятия: Картина с изображением храма, комплект
иллюстраций, рисунки детей с родителями на тему «Храм – дом Божий», панно «Добрый мир», индивидуальный раздаточный материал, презентация, экран телевизора, ноутбук, рабочая тетрадь к программе «Добрый мир», простой и цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие,
духовная культура, чтение художественной литературы, музыка,
художественно- эстетическое творчество.
Предварительная работа: ситуативные беседы о значение храма в
жизни людей, встреча с жителями посёлка на прогулке. Проведение конкурса рисунков среди родителей на тему «Храм – дом Божий».
Методические приёмы: инсценировка, составление картины из готовых
форм, беседа с детьми, чтение стихотворений, использование ИКТ, речь с движениями, рисование под музыкальное сопровождение, помощь, поощрения,
Ход занятия.
Звучит музыка (№26 музык. комплект «Доброго Мира» Чудесная песенка. Муз. Ю. Пастернак дети проходят в зал.)
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я всех Вас приглашаю на праздник, который посвящен тому, Кто сотворил наш красивый добрый мир».
«Посмотрите, дети, как прекрасна наша Земля, а всегда ли она была такой?»
Дети: «Нет, в далекие времена земля была пустой и тёмной».
Воспитатель: «Да. Вы правильно ответили на вопрос. Ребята послушайте стихотворение и ответьте на вопрос. Кто сотворил мир таким красивым и удивительным?
Подготовленные дети читают стихотворение из кн. 1 «Добрый Мир» с. 127
Кто сотворил наш мир?
1. Ребенок: Всё, что есть на белом свете
На моей родной планете,
2. Ребенок: Под землёй. На небесах:
Море, ветер в парусах,
3. Ребенок: Человека, стрекозу,
Волка, зайца и козу,
4. Ребенок: Кошку, мышку и слона,
Тлю, что даже – не видна…
5. Ребенок: Нет – всего не перечесть!
Всё – всё – всё, что только есть, -
6. Ребенок: Даже камни вдоль дорог –
Все вместе: Сотворил Господь наш бог!
Воспитатель: Молодцы. Мне интересно, а сколько времени ему потребовалось для этого?
Дети: «Шесть дней» (хором или индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: «Молодцы, сейчас мы с Вами подробно вспомним и расскажем нашим гостям, как это было.
Составление коллективного панно «Добрый мир»
Воспитатель: А теперь, все садимся на свои места и каждый достаёт папочку с карточками по дням творения. (У каждого ребёнка на столе индивидуальная папочка с карточками, которую они подготовили вместе с родителями).
Воспитатель- Кто сотворил такой добрый и красивый мир? (Ответы детей).
Давайте мы сейчас создадим картину мира в том порядке, в каком
создавал Бог.
- Что сотворил Бог в первый день.
1 ребёнок: Сейчас есть земля. На ней живут люди и мы с вами. Светит солнышко, которое даёт нам свет. Ничего этого не было, - всё сотворил Бог. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И отделил Бог свет от тьмы. И Он назвал свет днём, а тьму – ночью. Так появились день и ночь. (Прикрепляем звёздочки – мы можем увидеть ночью, солнце бывает только днём. Все покажут карточки с правильным ответом, а один ребёнок выходит к доске и прикрепляет детали).
Воспитатель: - Что создал Бог во второй день?
2 ребёнок: Сотворил Бог в день второй
Свод небесный, голубой. (прикрепляем облака).
Воспитатель: - Что появилось в третий день творения?
3 ребёнок: На третий день Бог создал землю, моря и океаны. Потом Он повелел вырасти растениям: деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела, стала красивым садом.
Воспитатель: А кто мне скажет, что сотворил Бог в четвёртый день?
4 ребёнок: На небесной тверди вдруг
Засияло всё вокруг.
Сотворил Бог в день четвёртый
Золотого солнца круг.
К ночи яркое светило
Бледная луна сменила.
Всемогущий Господь Бог
В небе звёздочки зажёг.
Воспитатель: Что сотворил Бог в пятый день?
Дети.
1. В пятый день Бог создал рыб и птиц, мелких насекомых: разноцветных
жуков, бабочек, весёлых стрекоз. (Прикрепляем детали).
2. Что создал Бог в день шестой?
Скот, зверей. И мир земной,
Озарённый ярким светом,
Поразил своей красой…
3. Чудесный мир был создан Богом,
И в нём чудесного так много.
Но всех чудесней из века в век
Был создан Богом человек.
Воспитатель: Воскресный день не наш, а Господень.
- Почему так говорят? (Ответы детей).
4. И увидел Бог. Что всё, что Он сотворил в шесть дней, замечательно. В седьмой день Бог отдыхал от трудов Своих. И назвал его – покой!
Воспитатель: И так, мы ещё раз узнали, что Бог сотворил всё живое. Бог добрый, и Он сотворил добрый мир. Бог любит всё, что сотворил. Он радовался, потому что сотворённый мир был очень красивым.
Воспитатель: А теперь посмотрите, у нас какой мир получился?
(обращает внимания детей на панно).
Золотится солнце круг…
Поле…Лес зелёный.
Как прекрасен мир вокруг
Богом сотворённый!
Ребята о чем говорилось в стихотворении. (о природе). А вы знаете правила поведения в природе?
А какая бывает природа? (Живая и не живая).
Живая природа - это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек.
Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том же состоянии. Это небо, радуга, ветер, вода, песок, глина, камни.
Воспитатель. Дети песок, воду, глину человек всегда использует при строительстве. Скажите, что человек может построить своими руками. (дом, гараж, храм.)
4. Беседа с детьми о значении храма
Воспитатель:
В этом мире нам хорошо, до тех пор, пока у нас в душе спокойно. Если нам очень трудно, очень больно, что же нам делать, куда нам идти….
Воспитатель. Я думаю, вы сможете ответить сами, прослушав загадку.
Этот дом - не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам.
Это православный (храм).
Физкультминутка.
Тук-тук молотком тут и там Дети имитируют стук молотка.
Дети строят новый храм
Молоточком по гвоздикам застучали, Повернулись вправо - влево
И гвоздики в доски быстро забивали
Строят крышу и крыльцо – Руки вверх - вниз
Получилось хорошо.
Вот идет маляр с ведром Имитация ходьбы
Он покрасит новый храм. «Красят» плавные движения руками
вправо-влево
Воспитатель.
На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.
Издавна храмы строили в самых красивых местах.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
(У него есть купол, на котором находится крест)
Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.
Форма куполов может быть различной.
Виртуальная экскурсия в храм.
Сейчас мы отправимся в виртуальную экскурсию в православный храм нашей местности.
Мы познакомимся сейчас с историей нашего местного храма, который несет духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. В этом храме вы неоднократно бывали.
На экскурсии вы узнаете о внутреннем устроении нашего храма, связанными с посещением храма, итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».
Показ презентации: «
Театрализация «Как вести себя в храме».
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам.
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Продуктивная деятельность. Работа с тетрадками.
Сейчас я предлагаю вам занять места за столами. Пододвиньте к себе рабочие тетради, найдите страницу 21. Возьмите в руки простой карандаш и обведите православный храм, после начинайте раскрашивать храм.
Во время работы звучит музыка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось раскрасить церковь - каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какая работа понравилась вам больше всего? (Ответы детей.) Из каких частей состоит православный храм? (Ответы детей: купол, барабан, крест, семь окошек, основная часть здания.) Ребята, а с каким настроением вы рисовали?
Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.)
Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы и мастера.
Возьмите, ребята свои рисунки и выходите на ковёр, чтобы всем было
видно ваши работы. Молодцы.
Итог.
Воспитатель:
Добрые дела, большие и малые, совершенные не по работе, а по велению сердца – сближают нас, возвращают к всечеловеческому единству, позволяют почувствовать себя нужным и полезным. Делайте добрые дела, творите добро – и оно обязательно вернется к вам добром! - Спасибо ребятам за их старание! Спасибо гостям за их внимание! Все дружно мы скажем «До свидания!»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Храм – дом Божий»
Цель: Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни
православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно- нравственной культуры.
Программные задачи:
Образовательные:
- Повторить и закрепить знания детей о дне творения.
-Дать представление о храме как о Божьем доме.
- Учить внимательно слушать небольшие по объёму произведения,
отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.
- Познакомить детей с православными традициями жизни как
радостью жизни христиан. Рассказать о храме как о доме Божием.
- Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого
создания и сохранения его красоты, добра.
Развивающее:
- Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.
- Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов
окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение,
слух).
- Развивать эстетическое восприятие, способность передавать
красоту храмов.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к
своему краю, к семье.
- Воспитывать старательность, усидчивость.
Материал для занятия: Картина с изображением храма, комплект
иллюстраций, рисунки детей с родителями на тему «Храм – дом Божий», панно «Добрый мир», индивидуальный раздаточный материал, презентация, экран телевизора, ноутбук, рабочая тетрадь к программе «Добрый мир», простой и цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие,
духовная культура, чтение художественной литературы, музыка,
художественно- эстетическое творчество.
Предварительная работа: ситуативные беседы о значение храма в
жизни людей, встреча с жителями посёлка на прогулке. Проведение конкурса рисунков среди родителей на тему «Храм – дом Божий».
Методические приёмы: инсценировка, составление картины из готовых
форм, беседа с детьми, чтение стихотворений, использование ИКТ, речь с движениями, рисование под музыкальное сопровождение, помощь, поощрения,
Ход занятия.
Звучит музыка (№26 музык. комплект «Доброго Мира» Чудесная песенка. Муз. Ю. Пастернак дети проходят в зал.)
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я всех Вас приглашаю на праздник, который посвящен тому, Кто сотворил наш красивый добрый мир».
«Посмотрите, дети, как прекрасна наша Земля, а всегда ли она была такой?»
Дети: «Нет, в далекие времена земля была пустой и тёмной».
Воспитатель: «Да. Вы правильно ответили на вопрос. Ребята послушайте стихотворение и ответьте на вопрос. Кто сотворил мир таким красивым и удивительным?
Подготовленные дети читают стихотворение из кн. 1 «Добрый Мир» с. 127
Кто сотворил наш мир?
1. Ребенок: Всё, что есть на белом свете
На моей родной планете,
2. Ребенок: Под землёй. На небесах:
Море, ветер в парусах,
3. Ребенок: Человека, стрекозу,
Волка, зайца и козу,
4. Ребенок: Кошку, мышку и слона,
Тлю, что даже – не видна…
5. Ребенок: Нет – всего не перечесть!
Всё – всё – всё, что только есть, -
6. Ребенок: Даже камни вдоль дорог –
Все вместе: Сотворил Господь наш бог!
Воспитатель: Молодцы. Мне интересно, а сколько времени ему потребовалось для этого?
Дети: «Шесть дней» (хором или индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: «Молодцы, сейчас мы с Вами подробно вспомним и расскажем нашим гостям, как это было.
Составление коллективного панно «Добрый мир»
Воспитатель: А теперь, все садимся на свои места и каждый достаёт папочку с карточками по дням творения. (У каждого ребёнка на столе индивидуальная папочка с карточками, которую они подготовили вместе с родителями).
Воспитатель- Кто сотворил такой добрый и красивый мир? (Ответы детей).
Давайте мы сейчас создадим картину мира в том порядке, в каком
создавал Бог.
- Что сотворил Бог в первый день.
1 ребёнок: Сейчас есть земля. На ней живут люди и мы с вами. Светит солнышко, которое даёт нам свет. Ничего этого не было, - всё сотворил Бог. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И отделил Бог свет от тьмы. И Он назвал свет днём, а тьму – ночью. Так появились день и ночь. (Прикрепляем звёздочки – мы можем увидеть ночью, солнце бывает только днём. Все покажут карточки с правильным ответом, а один ребёнок выходит к доске и прикрепляет детали).
Воспитатель: - Что создал Бог во второй день?
2 ребёнок: Сотворил Бог в день второй
Свод небесный, голубой. (прикрепляем облака).
Воспитатель: - Что появилось в третий день творения?
3 ребёнок: На третий день Бог создал землю, моря и океаны. Потом Он повелел вырасти растениям: деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела, стала красивым садом.
Воспитатель: А кто мне скажет, что сотворил Бог в четвёртый день?
4 ребёнок: На небесной тверди вдруг
Засияло всё вокруг.
Сотворил Бог в день четвёртый
Золотого солнца круг.
К ночи яркое светило
Бледная луна сменила.
Всемогущий Господь Бог
В небе звёздочки зажёг.
Воспитатель: Что сотворил Бог в пятый день?
Дети.
1. В пятый день Бог создал рыб и птиц, мелких насекомых: разноцветных
жуков, бабочек, весёлых стрекоз. (Прикрепляем детали).
2. Что создал Бог в день шестой?
Скот, зверей. И мир земной,
Озарённый ярким светом,
Поразил своей красой…
3. Чудесный мир был создан Богом,
И в нём чудесного так много.
Но всех чудесней из века в век
Был создан Богом человек.
Воспитатель: Воскресный день не наш, а Господень.
- Почему так говорят? (Ответы детей).
4. И увидел Бог. Что всё, что Он сотворил в шесть дней, замечательно. В седьмой день Бог отдыхал от трудов Своих. И назвал его – покой!
Воспитатель: И так, мы ещё раз узнали, что Бог сотворил всё живое. Бог добрый, и Он сотворил добрый мир. Бог любит всё, что сотворил. Он радовался, потому что сотворённый мир был очень красивым.
Воспитатель: А теперь посмотрите, у нас какой мир получился?
(обращает внимания детей на панно).
Золотится солнце круг…
Поле…Лес зелёный.
Как прекрасен мир вокруг
Богом сотворённый!
Ребята о чем говорилось в стихотворении. (о природе). А вы знаете правила поведения в природе?
А какая бывает природа? (Живая и не живая).
Живая природа - это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек.
Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том же состоянии. Это небо, радуга, ветер, вода, песок, глина, камни.
Воспитатель. Дети песок, воду, глину человек всегда использует при строительстве. Скажите, что человек может построить своими руками. (дом, гараж, храм.)
4. Беседа с детьми о значении храма
Воспитатель:
В этом мире нам хорошо, до тех пор, пока у нас в душе спокойно. Если нам очень трудно, очень больно, что же нам делать, куда нам идти….
Воспитатель. Я думаю, вы сможете ответить сами, прослушав загадку.
Этот дом - не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам.
Это православный (храм).
Физкультминутка.
Тук-тук молотком тут и там Дети имитируют стук молотка.
Дети строят новый храм
Молоточком по гвоздикам застучали, Повернулись вправо - влево
И гвоздики в доски быстро забивали
Строят крышу и крыльцо – Руки вверх - вниз
Получилось хорошо.
Вот идет маляр с ведром Имитация ходьбы
Он покрасит новый храм. «Красят» плавные движения руками
вправо-влево
Воспитатель.
На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.
Издавна храмы строили в самых красивых местах.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
(У него есть купол, на котором находится крест)
Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.
Форма куполов может быть различной.
Виртуальная экскурсия в храм.
Сейчас мы отправимся в виртуальную экскурсию в православный храм нашей местности.
Мы познакомимся сейчас с историей нашего местного храма, который несет духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. В этом храме вы неоднократно бывали.
На экскурсии вы узнаете о внутреннем устроении нашего храма, связанными с посещением храма, итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».
Показ презентации: «
Театрализация «Как вести себя в храме».
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам.
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Продуктивная деятельность. Работа с тетрадками.
Сейчас я предлагаю вам занять места за столами. Пододвиньте к себе рабочие тетради, найдите страницу 21. Возьмите в руки простой карандаш и обведите православный храм, после начинайте раскрашивать храм.
Во время работы звучит музыка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось раскрасить церковь - каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какая работа понравилась вам больше всего? (Ответы детей.) Из каких частей состоит православный храм? (Ответы детей: купол, барабан, крест, семь окошек, основная часть здания.) Ребята, а с каким настроением вы рисовали?
Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.)
Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы и мастера.
Возьмите, ребята свои рисунки и выходите на ковёр, чтобы всем было
видно ваши работы. Молодцы.
Итог.
Воспитатель:
Добрые дела, большие и малые, совершенные не по работе, а по велению сердца – сближают нас, возвращают к всечеловеческому единству, позволяют почувствовать себя нужным и полезным. Делайте добрые дела, творите добро – и оно обязательно вернется к вам добром! - Спасибо ребятам за их старание! Спасибо гостям за их внимание! Все дружно мы скажем «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированной прогулки-экскурсии в храм Покрова Божией Матери, приуроченный к православному празднику Пасхе. (Для старшей, подготовительной группы)
Составленный конспект поможет организовать посещение православного храма в течении пасхальной недели, как одного из мероприятий воспитывающих интерес к культурнуой традицию русского народа. Зде...
Конспект комбинированной прогулки-экскурсии в храм Покрова Божией Матери, приуроченный к православному празднику Пасхе. (Для старшей, подготовительной группы)
Составленный конспект поможет организовать посещение православного храма в течении пасхальной недели, как одного из мероприятий воспитывающих интерес к культурнуой традицию русского народа. Зде...
Посещение Храма Покрова Божьей матери
Знакомство детей с православной церквью...
Что за чудо Божий храм
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, ...
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ «ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ».
Возрастная направленность: 5-7 летКоличество объектов: 11Длительность путешествия: 1,5 часаРекомендации по организации экскурсии: взять с собой листы бумаги, карандаши, пластилин, печенье, конфеты (по...
Сотрудничество с храмом Покрова Божией Матери .
Беседа с отцом Мирославом на тему "что такое добро"...
НОД на тему : «Храм — дом Божий»
Знакомство детей с православным Храмом, его значением в жизни православных христиан; православными традициями. Обогащение словарного запаса детей понятиями духовно- нравственной культуры....